РП ООО История 9 класс

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015 г.),
с учетом Основной образовательной программы основного общего образования в
новой редакции, утвержденной приказом директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/0110.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Всеобщая история.
История России» являются учебники:
- «Всеобщая история. История Нового времени» 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Юдовская А.Я. и др.; под ред. А.А. Искендерова. - М.: «Просвещение», 2020;
- «История России. 9 класс» В 2 ч. Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А.А. Левандовский, А. Я. Токарева; под ред. А.В. Торкунова .— М.: Просвещение, 2019.
На изучении учебного предмета «Всеобщая история. История России» обязательной частью учебного плана МБОУ ООШ № 27 в 9 классе отводится 85 часов. В
том числе: в первом полугодии из расчета 2 учебных часа в неделю, во втором - 3
часа.
- Цели, задачи
Цели:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,
личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как
важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи
между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями,
их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования
собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
Задачи изучения истории в школе:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской

истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей
современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историкокультурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном
и многоконфессиональном Российском государстве.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО (2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации,
своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины
– России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов
других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма,
дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной
среде;

в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и
нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как
знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном
опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии
своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей
общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
уважение к культуре своего и других народов;
в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на основе примеров из
истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в
современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения
трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение
сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к
участию в практической деятельности экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды:
представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте
адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать
исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать

события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического
материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная
литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника; различать виды источников исторической информации; высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей
прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном
окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических
примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять совместную работу, коллективные
учебные проекты по истории, в том числе – на региональном материале; определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы
(выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии
и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою
работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в
исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений
других участников общения.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты (хронологические границы) важнейших событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.; выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. на основе анализа причинно-следственных связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 группировать, систематизировать факты по самостоятельно определяемому
признаку (хронологии, принадлежности к историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы» названы события и процессы Новейшей истории:
Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая Отечественная
война (1941—1945 гг.), распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение
страны с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.
3. Работа с исторической картой:
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в результате
значительных социально-экономических и политических событий и процессов отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на развитие
различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных источников особенности таких материалов, как произведения общественной мысли, газетная публицистика, программы политических партий, статистические данные;
 определять тип и вид источника (письменного, визуального); выявлять
принадлежность источника определенному лицу, социальной группе, общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в. из разных письменных, визуальных и вещественных источников;

различать в тексте письменных источников факты и интерпретации событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять развернутый рассказ о ключевых событиях отечественной и
всеобщей истории XIX – начала XX в. с использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей XIX –
начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение, презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в России и
других странах в XIX – начале XX в., показывая изменения, происшедшие
в течение рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их создании
технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и политического развития России и других стран в XIX – начале XX в.; б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных социальных движений
и революций в рассматриваемый период; г) международных отношений
рассматриваемого периода и участия в них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) выявлять в историческом тексте суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах; в)
определять и объяснять свое отношение к существующим трактовкам причин и следствий исторических событий;
 проводить сопоставление однотипных событий и процессов отечественной
и всеобщей истории XIX – начала XX в.: а) указывать повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России XX начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к
наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения по
спорным вопросам отечественной и всеобщей истории XIX – начала XX в.,
объяснять, что могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение;


объяснять, какими ценностями руководствовались люди в рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций, персоналий), выражать
свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе, регионе
памятники материальной и художественной культуры XIX – начала ХХ в.,
объяснять, в чем заключалось их значение для времени их создания и для
современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории XIX –
начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
 объяснять, в чем состоит наследие истории XIX – начала ХХ в. для России,
других стран мира, высказывать и аргументировать свое отношение к
культурному наследию в общественных обсуждениях.
 осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в различных
учебных и жизненных ситуациях с использованием исторического материала о событиях и процессах истории России XX – начала ХХI вв.


3. Содержание учебного предмета, курса.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX – НАЧАЛО
ХХ в.
Введение
Европа в начале XIX в.
Провозглашение империи Наполеона I во Франции. Реформы. Законодательство. Наполеоновские войны. Антинаполеоновские коалиции. Политика Наполеона
в завоеванных странах. Отношение населения к завоевателям: сопротивление, сотрудничество. Поход армии Наполеона в Россию и крушение Французской империи. Венский конгресс: цели, главные участники, решения. Создание Священного
союза.
Развитие индустриального общества в первой половине XIX в.: экономика, социальные отношения, политические процессы
Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей;
социалисты-утописты. Выступления рабочих. Социальные и национальные движения в странах Европы. Оформление консервативных, либеральных, радикальных
политических течений и партий.
Политическое развитие европейских стран в 1815–1840-е гг.
Франция: Реставрация, Июльская монархия, Вторая республика. Великобритания: борьба за парламентскую реформу; чартизм. Нарастание освободительных
движений. Освобождение Греции. Европейские революции 1830 г. и 1848–1849 гг.
Возникновение и распространение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки в середине ХIХ – начале ХХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху. «Мастерская мира». Рабочее движение. Политические и социальные реформы. Британская колониальная империя;
доминионы.
Франция. Империя Наполеона III: внутренняя и внешняя политика. Активизация колониальной экспансии. Франко-германская война 1870–1871 гг. Парижская коммуна.
Италия. Подъем борьбы за независимость итальянских земель. К. Кавур, Дж.
Гарибальди. Образование единого государства. Король Виктор Эммануил II.
Германия. Движение за объединение германских государств. О. Бисмарк. Северогерманский союз. Провозглашение Германской империи. Социальная политика. Включение империи в систему внешнеполитических союзов и колониальные
захваты.
Страны Центральной и Юго-Восточной Европы во второй половине XIX
– начале XX в. Габсбургская империя: экономическое и политическое развитие,
положение народов, национальные движения. Провозглашение дуалистической
Австро-Венгерской монархии (1867). Югославянские народы: борьба за освобождение от османского господства. Русско-турецкая война 1877–1878 гг., ее итоги.
Соединенные Штаты Америки. Север и Юг: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Проблема рабства; аболиционизм. Гражданская война
(1861–1865): причины, участники, итоги. А. Линкольн. Восстановление Юга. Промышленный рост в конце XIX в.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в
конце XIX – начале ХХ в.
Завершение промышленного переворота. Вторая промышленная революция.
Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Рабочее
движение и профсоюзы. Образование социалистических партий.
Страны Латинской Америки в XIX – начале ХХ в.
Политика метрополий в латиноамериканских владениях. Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. Ф. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Влияние
США на страны Латинской Америки. Традиционные отношения; латифундизм.
Проблемы модернизации. Мексиканская революция 1910–1917 гг.: участники, итоги, значение.
Страны Азии в ХIХ – начале ХХ в.
Япония. Внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава. «Открытие Японии». Реставрация Мэйдзи. Введение конституции. Модернизация в экономике и
социальных отношениях. Переход к политике завоеваний.
Китай. Империя Цин. «Опиумные войны». Восстание тайпинов. «Открытие»
Китая. Политика «самоусиления». Восстание «ихэтуаней». Революция 1911–1913
гг. Сунь Ятсен.

Османская империя. Традиционные устои и попытки проведения реформ.
Политика Танзимата. Принятие конституции. Младотурецкая революция 1908–
1909 гг.
Революция 1905–1911 г. в Иране.
Индия. Колониальный режим. Индийское национальное движение. Восстание
сипаев (1857–1859). Объявление Индии владением британской короны. Политическое развитие Индии во второй половине XIX в. Создание Индийского национального конгресса. Б. Тилак, М.К. Ганди.
Народы Африки в ХIХ – начале ХХ в.
Завершение колониального раздела мира. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения в странах Африки. Выступления против колонизаторов. Англо-бурская война.
Развитие культуры в XIX – начале ХХ в.
Научные открытия и технические изобретения в XIX – начале ХХ в. Революция в физике. Достижения естествознания и медицины. Развитие философии, психологии и социологии. Распространение образования. Технический прогресс и изменения в условиях труда и повседневной жизни людей. Художественная культура
XIX – начала ХХ в. Эволюция стилей в литературе, живописи: классицизм, романтизм, реализм. Импрессионизм. Модернизм. Смена стилей в архитектуре. Музыкальное и театральное искусство. Рождение кинематографа. Деятели культуры:
жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX – начале XX в.
Венская система международных отношений. Внешнеполитические интересы
великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные
захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира.
Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков
великих держав. Первая Гаагская мирная конференция (1899). Международные
конфликты и войны в конце XIX – начале ХХ в. (испано-американская война, русско-японская война, боснийский кризис). Балканские войны.
Обобщение (1 ч). Историческое и культурное наследие XIX в.
ИСТОРИЯ РОССИИ. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIX – НАЧАЛЕ XX В.
Введение
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы.
Негласный комитет. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.
Внешняя политика России. Война России с Францией 1805–1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1808–1809 г. и присоединение Финляндии. Война с
Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения.
Священный союз. Возрастание роли России в европейской политике после победы
над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская
конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.

Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политиче- ского консерватизма. Государственная
регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837–1841 гг.
Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. *Россия и
Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия
и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы. Крымская
война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик
и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург:
спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Общественная жизнь в 1830–1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль:
официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической
мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной
школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические
экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности:
обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть
европейской культуры.
Народы России в первой половине XIX в.
Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь
и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм).
Конфликты и сотрудничество между народами. Особенности административного
управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–
1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Социальная и правовая модернизация страны при Александре II

Реформы 1860–1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления.
Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877–
1878 гг. Россия на Дальнем Востоке.
Россия в 1880–1890-х гг.
«Народное самодержавие» Александра III. Идеология самобытного развития
России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика
консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда. Права университетов
и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических
интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Сельское хозяйство и промышленность. Пореформенная деревня: традиции и
новации. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость
помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие
транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление
массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения.
Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть
мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы и народы Российской империи и их роль в жизни страны.
Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и
религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. Национальная политика самодержавия. Укрепление автономии Финляндии. Польское
восстание 1863 г. Прибалтика. Еврейский вопрос. Поволжье. Северный Кавказ и

Закавказье. Север, Сибирь, Дальний Восток. Средняя Азия. Миссии Русской православной церкви и ее знаменитые миссионеры.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860–1890-х гг. Рост общественной самодеятельности.
Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское
движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция.
Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды.
«Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная
воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение
рабочего класса». I съезд РСДРП.
Россия на пороге ХХ в.
На пороге нового века: динамика и противоречия развития. Экономический
рост. Промышленное развитие. Новая гео- графия экономики. Урбанизация и облик городов. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации
страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения.
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке.
Русско-японская война 1904–1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905–1907 гг. Начало парламентаризма в России. Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра
внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения».
Банкетная кампания.
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов.
Деятельность профессиональных революционеров. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян,
средних городских слоев, солдат и матросов. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические
партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные

партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы.
Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906–1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность
I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции. Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический
спектр. Общественный и социальный подъем.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней
России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
Серебряный век российской культуры. Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический
театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение
российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала
XX в. в мировую культуру.
Наш край в XIX – начале ХХ в.
ВВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ РОССИИ
Введение
Преемственность всех этапов отечественной истории. Период Новейшей истории страны (с 1914 г. по настоящее время). Важнейшие события, процессы ХХ
— начала XXI в.
Февральская и Октябрьская революции 1917 г.
Российская империя накануне Февральской революции 1917 г.: общенациональный кризис.
Февральское восстание в Петрограде. Отречение Николая II. Падение монархии. Временное правительство и Советы, их руководители. Демократизация жизни
страны. Тяготы войны и обострение внутриполитического кризиса. Угроза территориального распада страны.
Цели и лозунги большевиков. В. И. Ленин как политический деятель. Вооружѐнное восстание в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 г. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками. Советское правительство (Совет народных комиссаров) и первые преобразования большевиков. Образование
РККА. Советская национальная политика. Образование РСФСР как добровольного
союза народов России.

Гражданская война как национальная трагедия. Военная интервенция. Политика белых правительств А. В. Колчака, А. И. Деникина и П. Н. Врангеля.
Переход страны к мирной жизни. Образование СССР.
Революционные события в России глазами соотечественников и мира. Русское
зарубежье.
Влияние революционных событий на общемировые процессы XX в., историю
народов России.
Великая Отечественная война (1941—1945 гг.)
План «Барбаросса» и цели гитлеровской Германии в войне с СССР. Нападение на СССР 22 июня 1941 г. Причины отступления Красной Армии в первые месяцы войны. «Всѐ для фронта! Все для победы!»: мобилизация сил на отпор врагу и
перестройка экономики на военный лад.
Битва за Москву. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Срыв германских планов молниеносной войны.
Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Значение героического сопротивления
Ленинграда.
Гитлеровский план «Ост». Преступления нацистов и их пособников на территории СССР. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Холокост. Гитлеровские лагеря уничтожения (лагеря смерти).
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Сталинградская
битва. Битва на Курской дуге.
Прорыв и снятие блокады Ленинграда. Битва за Днепр.
Массовый героизм советских людей, представителей всех народов СССР, на
фронте и в тылу. Организация борьбы в тылу врага: партизанское движение и подпольщики. Юные герои фронта и тыла. Патриотическое служение представителей
религиозных конфессий. Вклад деятелей культуры, учѐных и конструкторов в общенародную борьбу с врагом.
Освобождение оккупированной территории СССР. Белорусская наступательная операция (операция «Багратион») Красной Армии.
СССР и союзники. Ленд-лиз. Высадка союзников в Нормандии и открытие
Второго фронта. Освободительная миссия Красной Армии в Европе. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция Германии и окончание Великой Отечественной
войны.
Разгром милитаристской Японии. 3 сентября — окончание Второй мировой
войны.
Источники Победы советского народа. Выдающиеся полководцы Великой
Отечественной войны. Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери СССР. Всемирно-историческое значение
Победы СССР в Великой Отечественной войне
Окончание Второй мировой войны. Осуждение главных военных преступников и их пособников (Нюрнбергский, Токийский и Хабаровский процессы).
Попытки искажения истории Второй мировой войны и роли советского народа в победе над гитлеровской Германией и еѐ союзниками. Конституция РФ о защите исторической правды.

Города-герои. Дни воинской славы и памятные даты в России. Указы Президента Российской Федерации об утверждении почѐтных званий «Города воинской
славы», «Города трудовой доблести», а также других мерах, направленных на увековечивание памяти о Великой Победе.
9 мая 1945 г. — День Победы советского народа в Великой Отечественной
войне 1941–1945 гг. Парад на Красной площади и праздничные шествия в честь
Дня Победы. Акции «Георгиевская ленточка» и «Бескозырка», марш «Бессмертный
полк» в России и за рубежом. Ответственность за искажение истории Второй мировой войны.
Распад СССР. Становление новой России (1992—1999 гг.)
Нарастание кризисных явлений в СССР. М.С. Горбачѐв. Межнациональные
конфликты. «Парад суверенитетов». Принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР.
Референдум о сохранении СССР и введении поста Президента РСФСР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР.
Объявление государственной независимости союзными республиками. Юридическое оформление распада СССР и создание Содружества Независимых Государств (Беловежское соглашение). Россия как преемник СССР на международной
арене.
Распад СССР и его последствия для России и мира.
Становление Российской Федерации как суверенного государства (1991—
1993 гг.). Референдум по проекту Конституции России. Принятие Конституции
Российской Федерации 1993 г. и еѐ значение.
Сложные 1990-е гг. Трудности и просчѐты экономических преобразований в
стране. Совершенствование новой российской государственности. Угроза государственному единству.
Россия на постсоветском пространстве. СНГ и Союзное государство. Значение
сохранения Россией статуса ядерной державы.
Добровольная отставка Б. Н. Ельцина.
Возрождение страны с 2000-х гг.
Российская Федерация в начале XXI века: на пути восстановления и укрепления страны. Вступление в должность Президента РФ В. В. Путина. Восстановление единого правового пространства страны. Экономическая интеграция на
постсоветском пространстве. Борьба с терроризмом. Укрепление Вооружѐнных
Сил РФ. Приоритетные национальные проекты.
Восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях.
Отношения с США и Евросоюзом.
Воссоединение Крыма с Россией. Крым в составе Российского государства в
XX. Крым в 1991—2014 г. Государственный переворот в Киеве в феврале 2014 г.
Декларация о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя
(11 марта 2014 г.). Подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Федеральный конституционный закон от 21
марта 2014 г. о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образова-

нии в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Воссоединение Крыма с Россией, его значение и международные последствия.
Российская Федерация на современном этапе. «Человеческий капитал»,
«Комфортная среда для жизни», «Экономический рост» — основные направления
национальных проектов 2019—2024 гг. Разработка семейной политики. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Россия в борьбе с короновирусной пандемией.
Реализация крупных экономических проектов (строительство Крымского моста,
трубопроводов «Сила Сибири», «Северный поток» и др.). Поддержка одарѐнных
детей в России (образовательный центр «Сириус» и др.).
Общероссийское голосование по поправкам к Конституции России (2020 г.).
Признание Россией ДНР и ЛНР (2022 г.)
Значение исторических традиций и культурного наследия для современной
России. Воссоздание Российского исторического общества (РИО) и Российского
военно-исторического общества (РВИО). Исторические парки «Россия — Моя история». Военно-патриотический парк культуры и отдыха Вооружѐнных Сил Российской Федерации «Патриот». Мемориальный парк Победы на Поклонной горе и
Ржевский мемориал Советскому Солдату. Всероссийский проект «Без срока давности». Новые информационные ресурсы о Великой Победе.
Итоговое повторение
История родного края в годы революций и Гражданской войны.
Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).
Наш регион в конце XX — начале XXI вв.
Трудовые достижения родного края.

Календарно – тематическое планирование
9 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ.
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Введение: «Долгий» XIX в.

1

Элементы содержания
темы

Тема I. Начало Индустриальной эпохи (8 ч.)

2

Экономическое развитие в
XIX –начале XX в.

1

3

Меняющееся общество.

1

4

Век демократизации.

1

Ускорение темпов промышленной революции.
Нарастание миграционных
процессов. Урбанизация.
Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества.
Изменение политической и
экономической сущности
аристократии.
Технический прогресс и
повседневность.
Городской рельсовый путь.
Распространение периодической печати. Газета в
городе. Зингер: бытовая
швейная машина.
Новое представление о
комфорте быта. Дальнейшее развитие и совершенствование средств связи.
Рост культуры города.
Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения.
Развитие новых основных
классов капиталистического общества: буржуазия и
рабочий класс. Средний
класс. Пороки капитализма: эксплуатация женского
и детского труда. Женское движение. Человек в
системе капиталистических отношений.

Дата
План

Факт

5-6

«Великие идеологии».

2

7

Образование и наука.

1

8

XIX век в зеркале художественных исканий.

1

Повседневная жизнь и ми-

1

9

Философы о социальных
перспективах общества в
эпоху промышленного переворота.
Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного
развития. Социалистические учения первой половины XIX в.:
Р. Оуэн, А. Сен-Симон,
Ш. Фурье. Утопический
социализм о путях преобразования общества. К.
Маркс и Ф.Энгельс
об устройстве и развитии
общества. Революционный
социализм -марксизм. Рождение ревизионизма.
Э.Бернштейн. Анархизм.
Причины нарастания открытий в области математики, физики, химии, биологии, медицины в ХIХ в.
Социальный эффект научных открытий и достижений. Социальный эффект
открытия электрической
энергии. Роль учения Ч.
Дарвина для формирования
нового мировоззрения.
Микробиология. достижения медицины. Роль и развитие образования в капиталистическом обществе.
Кризис традиционных форм
культуры, поиск новых.
Утрата значимости идей и
ценностей эпохи Просвещения. Рационализм и критический реализм. Натурализм. Романтизм. Новое
поколение «наследников»
Робинзона в произведениях
О. Бальзака и Ч. Диккенса.
Новые герои Франции Э.
Золя.
Европейское население и

ровосприятие человека
XIX в.

основные черты повседневной жизни. Главные беды—
эпидемий, голод и войны.
Продолжительность жизни.
Личная гигиена. «Столетия
редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город
Нового времени, его роль в
культурной жизни общества.

Тема II. Страны Европы и США в первой половине XIX в. (8 ч.)

1011

Консульство и Империя.

2

12

Франция в первой половине XIX в., от Реставрации к
Империи.

1

От Франции революционной к Франции буржуазной. Революционер на
троне. Режим личной власти Наполеона Бонапарта.
Наполеоновская империя.
Внутренняя политика консульства и империи. Завоевательные войны консульства и империи. Французский гражданский кодекс.
Разгром империи Наполеона. Французское общество во времена империи.
Франция и Англия. Поход
в Россию. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Вступление союзников в Париж.
Реставрация Бурбонов.
Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс.
Священный союз и новый
европейский порядок. Новая идеология и система
международных отношений.

13

Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы.

1

14

«От Альп до Сицилии»:
объединение Италии.

1

15

Германия в первой половине XIX в.

1

Противоречия и социальные реформы. Билль о
реформе. Возвращение
партии вигов. Предотвращение революции в 40-е
гг. XIX в. «Эпоха Викторианского компромисса».
Англия - «мастерская мира». Величие и достижения внутренней и внешней
политики Британской империи.
Раздробленность Италии
согласно Венскому конгрессу. Экономическое
отставание Италии. Борьба за независимость и национальное объединение
Италии. Мировой промышленный кризис и Италия. Начало революции.
Национальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д.
Мадзини. Поражение
итальянской революции и
его причины. Усиление
Сардинского королевства.
К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное
объединение Италии. Роль
Пьемонта.
Германский союз. Экономика, политика и борьба
за объединение Германии.
Влияние событий во Франции и Италии на политическую ситуацию в Германии. Победа революционного восстания в Берлине.
Франкфуртский парламент.
Поражение революции.
Дальнейшая модернизация
страны во имя еѐ объединения. Вильгельм I и «железный канцлер» Отто фон
Бисмарк. Соперничество
Пруссии и Австрии за
лидерство среди немецких

16

Монархия Габсбургов и
Балканы в первой половине XIX в.

1

17

США до середины XIX в:
рабовладение, демократия
и экономический рост.

1

государств.
Австро-прусская война.
Сражение при Садове.
Образование Северогерманского союза.
Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения.
Революционный кризис.
Поражение революции в
Венгрии. Австровенгерское соглашение:
империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию.
Политическое устройство
Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие
национальных культур и
самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Конфликт между Севером и
Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа
северян над Югом. Значение Гражданской войны и
политики А. Линкольна.

Тема III. Азия, Африка и Латинская Америка в XIX – начале XX в. (3 ч.)

18

Страны Азии в XIX – начале XX в.

1

Кризис традиционализма.
Слабость противостоять
натиску западной цивилизации. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Начало
эры «просвещѐнного»
правления. Реформы Мэйдзи. .Насильственное «открытие» Китая. Опиумные
войны. Колонизация Китая
европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское

19

Африка в XIX –начале XX
в.

1

20

Латинская Америка: нелѐгкий груз независимости.

1

государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на
модернизацию страны не
состоялся. Раздел Китая на
сферы влияния. Кан Ю-вэй:
«Сто дней реформ» и их
последствия. Восстание
ихэтуаней. Новая политика
императрицы Циси Индия«жемчужина Британской
короны». Влияние ОстИндской кампании на развитие страны. Колониальная политика Британской
империи в Индии. Методынасильственного разрушения традиционногообщества. Насильственное вхождение Индии в мировой
рынок. Индустриализация
индийскойпромышленности. Социальные контрасты
Индии. Изменение социальной структуры. Восстание сипаев (1857—1859).
ИндийскийНациональный
Конгресс. (ИНК). Балгангадхар Тилак.
Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия
и Эфиопия: необычные
судьбы для африканского
континента. Успехи Эфиопии в борьбе за независимость. 1Особенности колонизации Южной Африки.
Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.
Патриотическое движение
креолов. Национальноосвободительная борьба
народов Латинской Америки. Время освободителей:
С. Боливар. Итоги и значение освободительных войн.
Образование и особенности

развития независимых государств в Латинской Америке. «Век каудильо» —
полоса государственных
переворотов и нестабильности. Инерционность развития экономики. Латиноамериканский «плавильный
котѐл» (тигль). Особенности католичества в Латинской Америке.
Тема IV. Страны Европы и США во второй половине XIX– начале XX в. (8 ч.)

21

Великобритания до Первой
мировой войны.

1

22

Франция : вторая империя
и Третья республика.

1

Реформирование — неотъемлемая часть курса английского парламента. двухпартийная система. Эпоха
реформ. У. Гладстон.
Бенджамин Дизраэли и
вторая избирательная реформа 1867 г. Черты гражданского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании.
Создание Британской империи: «единый флаг, единый флот, единая империя,
единая корона». Рождение
лейбористской партии. Д. Р.
Макдональд. Реформы во
имя классового мира. Дэвид
Ллойд Джордж. Монополистический капитализм поанглийски. Ирландский вопрос. Внешняя политика.
Колониальные захваты.
Последствия франкопрусской войны для Франции. Замедление темпов
экономического развития.
Проблемы французской деревни. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за
республику. Третья республика и еѐ политическое
устройство. демократиче-

23

Германия на пути к европейскому лидерству.

1

24

Австро-Венгрия и Балканы
до Первой мировой войны.

1

ские реформы. Реформы
радикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция
— колониальная империя.
Первое светское государство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.
Пруссия во главе империи.
Изменения в политическом
устройстве объединѐнной
Германии. Ускорение темпов экономического развития. Направления модернизации экономики. Юнкерство и крестьянство. Монополистически й капитализм
и его особенности в Германии. Бисмарк и внутренняя
оппозиция. «Исключительный закон против социалистов». Политика нового
курса» О. Бисмарка — прогрессивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к
личной власти. От «нового
курса» к «мировой политике». Борьба за место под
солнцем. Национализм.
Подготовка к войне.
Господство старых порядков. Наступление эпохи национального возрождения.
Революционный кризис.
Поражение революции в
Венгрии. Австровенгерское соглашение:
империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию.
Политическое устройство
Австро-Венгрии. «Лоскутная империя». Ограниченность прав и свобод населения. Начало промышленной революции. Развитие

25

Италия : время реформ и
колониальных захватов.

1

26

США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры».

1

27

Международные отношения в XIX –начале XX в.

1

национальных культур и
самосознания народов. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Цена объединения Италии.
Конституционная монархия
Причины медленного развития капитализма. Роль
государства в индустриализации страны. Особенности
монополистического капитализма в Италии. «Мирное
экономическое проникновение». Эмиграция плата за
отсталость страны. движения протеста. Эра Дж.
Джолитти. Переход к реформам. Внешняя политика. Колониальные войны
Причины быстрого экономического успеха США после Гражданской войны.
Отношение к образованию
и труду. Расслоение фермерства. Монополистический капитализм: господство трестов, финансовая
олигархия. США—
президентская республика.
Структура неоднородного
американского общества.
Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт
и политика реформ на укрепление гражданского общества и правового государства. Доктрины:
Монро, «открытых дверей»,
«дипломатии большой дубинки», «дипломатии доллара». Империалистическая
внешняя политика США на
континенте и за его пределами.
Отсутствие системы европейского равновесия в ХIХ
в. Политическая карта мира

начала ХХ в. — карта противостояния. Начало распада Османской империи. Завершение раздела мира.
Нарастание угрозы мировой войны. Узлы территориальных противоречий.
Создание военных блоков:
Тройственный союз, Антанта. Первые локальные
империалистические войны. Балканские войны —
пролог Первой мировой
войны. образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Пацифистское движение. Попытки
Второго Интернационала
отвернуть страны от политики гонки вооружений.

28

29

Повторение-обобщение за
курс всеобщей истории.

1

Основные итоги истории
XIX –начала XX в.

История России (XIX век ).
Раздел 1. Россия в эпоху правления Александра I (10 часов)
Россия и мир на
1
Европа на рубеже XVIII—XIX вв. Рерубеже XVIII—
волюция во Франции, империя НапоXIX вв.
леона I и изменение расстановки сил в
Европе. Революции в Европе и Россия.
Россия на рубеже XVIII—XIX вв.:
территория, население, сословия, политический и экономический строй.

30

Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского

1

31

Внешняя политика
Александра I
в 1801—1812 гг.

1

Император Александр I. Проекты либеральных реформ Александра I.
Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья»
императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский. Реформа народного просвещения и еѐ
роль в программе преобразований.
Экономические преобразования начала XIX в. и их значение.
Основные цели и направления внешней политики. Эпоха 1812 года. Война
России с Францией 1805-1807 гг.
Тильзитский мир. Война со Швецией
1809 г. и присоединение Финляндии.

Война с Турцией и Бухарестский мир
1812 г. Георгиевский трактат и расширение российского присутствия на
Кавказе. Вхождение Абхазии в состав
России.
Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в.: причины, основное содержание, герои. Сущность и
историческое значение войны. Подъѐм
патриотизма и гражданского самосознания в российском обществе. Вклад
народов России в победу.
Заграничные походы русской армии.
Внешняя политика Александра I в
1813 – 1825 гг. Венский конгресс и его
решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над
Наполеоном и Венского конгресса.
Венская система международных отношений.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике
Александра I в 1815 – 1825 гг.

32

Отечественная
война 1812 года

1

33

Заграничные походы русской армии.
Внешняя политика
Александра I в
1813 – 1825 гг.

1

34

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике
Александра I в
1815 – 1825 гг.

1

35

Национальная политика Александра
I

1

Национальный вопрос в Европе и России. Политика российского правительства в Финляндии, Польше, на Украине, Кавказе. Конституция Финляндии
1809 г. и Польская
конституция 1815 г. — первые конституции на территории Российской империи. Еврейское население России.

36

Социальноэкономическое
развитие страны в
первой четверти
XIX в.
Общественное
движение при
Александре I. Выступление декабристов

1

Становление индустриального общества в Западной Европе. Развитие
промышленности и торговли в России.
Проекты аграрных реформ. Военные
поселения.
Дворянская оппозиция самодержавию.
Тайные организации: Союз спасения,
Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов
14 декабря 1825 г. и его значение. Западное просвещение и образованное
меньшинство: кризис традиционного
мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как
основа дворянской идентичности.
Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление

3738

2

39

40

41

42

научных и литературных обществ,
тайных политических организаций.
Распространение либеральных идей.
Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Раздел 2. «Правление Николая I» (9 часов)
Реформаторские и
1
Император Николай I. Государственконсер. тенденции
ная регламентация общественной
во внутренней пожизни: централизация управления, политике Николая I.
литическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян
П.Д.Киселева 1837-1841 гг.
Социально–
1
Экономическая политика в условиях
экономическое
политической консервации. Сословная
развитие страны во
структура российского общества. Кревторой четверти
постное хозяйство. Помещик и крестьXIX в.
янин, конфликты и сотрудничество.
Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и
Петербург: спор двух столиц. Города
как административные, торговые и
промышленные центры. Городское
самоуправление.
Общественное
1
Официальная идеология: «правосладвижение при Нивие, самодержавие, народность».
колае I
Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Общественная жизнь в
1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании
независимого общественного мнения.
Общественная мысль: официальная
идеология, славянофилы и западники,
зарождение социалистической мысли.
Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой
философии и французского социализма на русскую общественную мысль.
Россия и Европа как центральный
пункт общественных дебатов.
Национальная и
1
Народы России в первой половине
религиозная полиXIX в. Многообразие культур и релитика Николая I.
гий Российской империи. ПравославЭтнокультурный
ная церковь и основные конфессии
облик страны.
(католичество, протестантство, ислам,
иудаизм, буддизм). Взаимодействие
народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское
восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская
война. Движение Шамиля.

43

Внешняя политика
Николая I. Кавказская война 1817 –
1864 гг.

1

44

Крымская война
1853 – 1856 гг.

1

4546

Культурное пространство империи
в первой половине
XIX в.

47

48

49

50

2

Расширение империи: русско-иранская
и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз».
Россия и революции в Европе .Начало
Кавказской войны. Россия и революции в Европе. Политика панславизма.
Причины англо-русских противоречий.
Восточный вопрос. Распад Венской
системы в Европе.. Крымская война.
Героическая оборона Севастополя.
Парижский мир 1856 г.
Национальные корни отечественной
культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм,
реализм. Ампир как стиль империи.
Культ гражданственности. Золотой век
русской литературы. Формирование
русской музыкальной школы. Театр,
живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического
общества. Школы и университеты.
Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта.
Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской
культуры.

Раздел 3. «Россия в правление Александра II » ( 7 часов)
Европейская инду1
Технический прогресс в промышленстриализация и
ности и сельском хозяйстве ведущих
предпосылки рестран. Новые источники энергии, виды
форм в России.
транспорта и средства связи. Перемены в быту.
Александр II: нача1
Император Александр II и основные
ло правления. Кренаправления его внутренней политики.
стьянская реформа
Крестьянская реформа 1861 г. и ее по1861 г.
следствия. Крестьянская община
Реформы 1860 –
1
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к
1870х гг.: социальправовому государству и граждансконая и правовая мому обществу Земская и городская редернизация.
формы. Становление общественного
самоуправления. Судебная реформа и
развитие правового сознания. Военные
реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны.
Конституционный вопрос.
Социально–
1
Социально-экономические последстэкономическое
вия Крестьянской реформы 1861 г.
развитие страны в
Традиции и новации в жизни порепореформенный
форменной деревни. Общинное земле-

период.

51

Общественное
движение при
Александре II и
политика правительства.

1

52

Национальная и
религиозная политика Александра II.
Национальный вопрос в России и
Европе

1

владение и крестьянское хозяйство.
Взаимозависимость помещичьего и
крестьянского хозяйств. Помещичье
«оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворянепредприниматели. Индустриализация
и урбанизация. Железные дороги и их
роль в экономической и социальной
модернизации. Миграции сельского
населения в города. Рабочий вопрос и
его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Общественная жизнь при Александре
II Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы
(общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение.
Женское движение. Идейные течения
и общественное движение. Влияние
позитивизма, дарвинизма, марксизма и
других направлений европейской общественной мысли. Консервативная
мысль. Национализм. Либерализм и
его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы
политической оппозиции: земское
движение, революционное подполье и
эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество
пропаганды. «Хождение в народ».
«Земля и воля» и ее раскол. «Черный
передел» и «Народная воля». Политический терроризм.
Национальная и религиозная политика
Александра II . Основные регионы
Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне.
Татары и другие народы ВолгоУралья. Кавказские народы. Народы
Средней Азии. Народы Сибири и
Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX
в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения
у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия:
между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восста-

ние 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России.
Взаимодействие национальных культур и народов.
1
Многовекторность внешней политики
53 Внешняя политика
Александра II. Русимперии. Завершение Кавказской войско-турецкая война
ны. Присоединение Средней Азии.
1877 – 1878 гг.
Россия и Балканы. Русско-турецкая
война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем
Востоке. Основание Хабаровска. Европейская политика России. Дальневосточная политика. Отношения с
США, продажа Аляски.
Раздел 4. «Россия в правление Александра III. Социально-экономическое развитие страны в
конце XIX- начале XXвв.» ( 7 часов)
1
Император Александр III и основные
54 Александр III: особенности внутреннаправления его внутренней политики.
ней политики
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм.
Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и
самодержавие. Независимость суда и
администрация. Права университетов
и власть попечителей. Печать и цензура.
1
Особенности экономического разви55 Перемены в экономике и социальном
тия страны в 1880—1890-е гг. Эконострое.
мическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика.
Консервация аграрных отношений.
Положение основных слоѐв российского общества в конце XIX в. Развитие крестьянской общины в пореформенный период.
1
Общественное движение в 1880—
56 Общественное
движение при
1890-е гг. Народничество и его эволюАлександре III
ция. Распространение марксизма и
формирование социал-демократии.
Группа «Освобождение труда». «Союз
борьбы за освобождение рабочего
класса». I съезд РСДРП.
1
Национальная и религиозная политика
57 Национальная и
религиозная полиАлександра III. Идеология консерватика Александра III
тивного национализма. Основные регионы Российской империи и их роль
в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы ВолгоУралья. Кавказские народы. Народы
Средней Азии. Народы Сибири и
Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX
в. Правовое положение различных эт-

58

58

60

61

носов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения
у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия:
между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Национальные
движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Внешняя политика
1
Новое соотношение политических сил
Александра III
в Европе. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение
статуса великой державы. Освоение
государственной территории. Ослабление российского влияния на Балканах. Сближение России и Франции.
Азиатская политика России.
Культурное про1
Культурное пространство империи во
странство империи
второй половине XIX в . Культура и
во второй половине
быт народов России во второй полоXIX в.
вине XIX в. Развитие городской культуры. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в
формировании общественного мнения.
Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как
часть мировой культуры. Становление
национальной научной школы и ее
вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание
Российского исторического общества.
Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и
градостроительство.
Повседневная
1
Повседневная жизнь разных слоѐв нажизнь разных слоселения в XIX в Изменения в быту: .
ѐв населения в XIX
Технический прогресс и перемены в
в.
повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов.
Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов».
Жизнь и быт городских окраин.
Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Вклад культуры народов
России в развитие мировой культуры
Нового времени. Человек индустриального общества.
Раздел 5. «Кризис империи в начале XX века» (6 часов)
Россия и мир на
1
Начало второй промышленной реворубеже XIX – XX
люции. Неравномерность экономичевв.: динамика и
ского развития. Монополистический
противоречия разкапитализм. Идеология и политика

вития.

62

Социально–
экономическое
развитие страны на
рубеже XIX – XX
вв.

1

63

Николай II: начало
правления. Политическое развитие
страны в 1894 –
1904 гг.

1

империализма. Завершение территориального раздела мира. Начало борьбы за передел мира. Нарастание противоречий между ведущими странами.
Социальный реформизм начала ХХ в.
Место и роль России в мире. Территория и население Российской империи.
Особенности процесса модернизации
в России начала XX в. Урбанизация
Национальная и конфессиональная
политика. Этнокультурный облик империи. Народы России в начале ХХ в.
Многообразие политических форм
объединения народов. Губернии, области, генерал-губернаторства, наместничества и комитеты. Привислинский край. Великое княжество Финляндское. Государства-вассалы: Бухарское и Хивинское ханства. Русские
в имперском сознании. Поляки, евреи,
армяне, татары и другие народы Волго-Уралья, кавказские народы, народы
Средней Азии, Сибири и Дальнего
Востока. Русская православная церковь на рубеже XIX—XX
вв.Этническое многообразие внутри
православия. «Инославие», «иноверие» и традиционные верования.
Экономический рост. Промышленное
развитие. Новая география экономики.
Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример
нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой
экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Роль государства в экономике. Демография, социальная стратификация.
Разложение сословных структур.
Формирование новых социальных
страт. Буржуазия. Рабочие: социальная
характеристика и борьба за права.
Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе.
Политическое развитие страны в 1894
– 1904 гг . Николай II и его окружение.
Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
. Общественно-политические движения в начале XX в. Предпосылки фор-

64

Внешняя политика
Николая II. Русскояпонская война
1904 – 1905 гг.
Первая российская
революция и политические реформы
1905 – 1907 гг.

1

65

Социально–
экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое развитие
страны в 1907 –
1914 гг.

1

мирования и особенности генезиса политических партий в России. Предпосылки Первой российской революции.
Формы социальных протестов. Борьба
профессиональных революционеров с
государством. Политический терроризм. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение
светской этики и культуры.
Международное положение и внешнеполитические приоритеты
Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и
национально-культурные движения.
Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 19041905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905 –
1907 гг. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих,
крестьян, средних городских слоев,
солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская
политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические
партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалистыреволюционеры). Социал-демократия:
большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией.
Советы и профсоюзы. Декабрьское
1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных
выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Политическое развитие страны в
1907 – 1914 гг. Незавершенность преобразований и нарастание социальных
противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический

спектр. Общественный и социальный
подъем. Национальные партии и
фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней
России. Россия в преддверии мировой
катастрофы.
Духовное состояние российского общества в начале XX в. Новые явления
в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и
стиль жизни. Литература начала XX
века. Живопись. «Мир искусства».
Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство.
Музыка. «Русские сезоны» в Париже.
Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва
между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых.
Достижения гуманитарных наук.
Формирование русской философской
школы. Вклад России начала XX в. в
мировую культуру.
Закрепление, обобщение, систематизация, коррекция знания и понятий .

66

Серебряный век
русской культуры.

68

Обобщение по теме
1
«Российская империя в XIX — начале XX века»
Новейшая история России с 1914 г. по новейшее время (17 ч.)
Преемственность всех этапов отечеВведение. Новейственной истории. Период Новейшей
шая история Рос1
истории страны (с 1914 г. по настоясии с 1914 г. по
щее время). Важнейшие события,
новейшее время
процессы ХХ — начала XXI в.
Российская импеРоссийская империя накануне Велирия накануне ре1
кой российской революции. Февральволюции
ское восстание в Петрограде. Падение
монархии. Демократизация жизФевральская рени Определять ранее изученные и
волюция 1917 го1
новые
понятия (Новая история, Нода
вейшая
история, империя, монархия,
Октябрь 1917 года
1
либеральные партии, социали его последствия
демократия, революция, вооружѐнное
восстание). страны. Тяготы Первой
мировой войны. Цели и лозунги
большевиков. Свержение ВременноОбразование
го правительства. Взятие власти
СССР. Влияние
большевиками. Первые преобразовареволюционных
1
ния
большевиков. Гражданская война
событий в России
как национальная трагедия России.
на общемировые
Военная
интервенция. Образование
процессы XX в.
СССР. Влияние революционных событий в России на общемировые
процессы XX в. Великая российская

69

70

71
72

73

1

74
75

76

77

78

Нападение гитлеровской Германии
на СССР
Крупнейшие битвы в ходе войны
Организация
борьбы в тылу
врага: партизанское движение и
подполье
СССР и союзники

Всемирноисторическое значение Победы
СССР в Великой
Отечественной
войне

1
1

1

1

1

революция глазами соотечественников и мира. Итоги и уроки революции.
Нападение гитлеровской Германии
на СССР. Мобилизация сил на отпор
врагу. Битва за Москву. Срыв гитлеровского плана «молниеносной войны». Блокада Ленинграда. Крупнейшие битвы в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Битва за Днепр. Массовый героизм представителей всех народов
СССР. Организация борьбы в тылу
врага: партизанское движение и подполье. Юные герои фронта и тыла.
Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Вклад
деятелей куль- туры, учѐных и конструкторов в общенародную борьбу с
врагом. Преступления нацистов и их
пособников на оккупированной территории СССР. Трагедия и мужество
гражданского населения. Полное
снятие блокады Ленинграда. Освобождение оккупированных территорий СССР. СССР и союзники. Освободительная миссия Красной Армии
в Европе. Битва за Берлин. Безоговорочная капитуляция Германии и
окончание Великой Отечественной
войны. Разгром милитаристской
Японии. Осуждение главных военных преступников и их пособников.
Источники Победы советского народа. Определять понятия и термины
(фашизм, блокада, антифашистское
подполье, холокост, бандеровцы,
власовцы, коренной перелом в войне,
второй фронт и др.). Раскрывать
взаимосвязи ключевых событий Великой Отечественной войны, характеризовать их итоги и историческое
значение. Строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии). Доказывать на примерах всенародный характер войны СССР с гитлеровской Германией и еѐ союзниками. Обосновывать выводы о значении, источниках Победы советского
народа в войне. Систематизировать и
интерпретировать информацию различных видов (справочная, научнопопулярная литература, интернетресурсы и др.) и уровней (всемирная,
региональная, локальная история).

Группировать однородные исторические факты, самостоятельно выбирая
основания и критерии для классификации. Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения. Самостоятельно
отбирать факты, которые могут быть
использованы для подтверждения/опровержения какой-либо оценки
исторических событий. Проводить по
самостоятельно составленному плану
небольшое исследование по Решающая роль СССР в победе антигитлеровской коалиции. Всемирноисторическое значение Победы СССР в Великой Отечественной войне. Историческая память. Попытки искажения
истории Второй мировой войны и
роли советского народа в победе над
гитлеровской Германией и еѐ союзниками. День Победы в России и мире сегодня. Календарь памятных дат.
79
80

81

82

83

84

85

Распад СССР
Становление демократической
России
Россия в начале
XXI в. Восстановление единого
правового пространства страны
Российская Федерация на современном этапе

Вхождение Крыма
и Севастополя в
состав России

Итоговое повторение по теме
«Великая Отечественная война
(1941-1945 гг.)
Итоговое повторение по модулю
«Новейшая история России с 1914

1
1

1

Распад СССР. Образование СНГ. Последствия перехода к рыночной экономике. Становление демократической России. Конституция 1993 г.
Внешняя политика РФ в конце XX в.

1

1

1

1

Россия в начале XXI в. Национальные символы России. Восстановление единого правового пространства
страны. Экономическая интеграция
на постсоветском пространстве.
Борьба с терроризмом. Приоритетные
национальные проекты. Восстановление лидирующих позиций России в
международных отношениях. Вхождение Крыма и Севастополя в состав
России.
История родного края в годы Великой российской революции (1917—
1922 гг.) Наши земляки — герои Великой Отечественной войны (1941—
1945 гг.) На регион в конце XX —
начале XXI вв.

г. по новейшее
время»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

85

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КРИТЕРИИ
ОЦЕНИВАНИЯ
1. Организация
ответа (введения, основная
часть, заключение)

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

Удачное исполнение правильной
структуры ответа
(введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство
(умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не
всегда удачное;
определение темы;
в ходе изложения
встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы
слов

Неумение сформулировать
вводную часть и
выводы; не может определить
даже с помощью
учителя, рассказ
распадается на
отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и
делать выводы

Выводы опираются на основные
факты и являются
обоснованными;
грамотное сопоставление фактов,
понимание ключевой проблемы и ее
элементов; способность задавать
разъясняющие вопросы; понимание
противоречий между идеями

Некоторые важные
факты упускаются,
но выводы правильны; не всегда
факты сопоставляются и часть не
относится к проблеме; ключевая
проблема выделяется, но не всегда
понимается глубоко; не все вопросы
удачны; не все
противоречия выделяются

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее
определение после
наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные
предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя
Упускаются важные
факты и многие выводы неправильны;
факты сопоставляются редко, многие
из них не относятся
к проблеме; ошибки
в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или
задаются только с
помощью учителя;
противоречия не
выделяются

3. Иллюстрация
своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда
подкрепляются соответствующими
фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Большинство
важных фактов
отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой
проблеме, нет их
сопоставления;
неумение выделить ключевую
проблему (даже
ошибочно); неумение задать
вопрос даже с
помощью учителя; нет понимания противоречий
Смешивается
теоретический и
фактический материал, между
ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

5.Работа с ключевыми понятиями

Отсутствуют фактические ошибки;
детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как
правдоподобные,
вымышленные,
спорные, сомнительные; факты
отделяются от
мнений
Выделяются все
понятия и определяются наиболее
важные; четко и
полно определяются, правильное и
понятное описание

Встречаются
ошибки в деталях
или некоторых
фактах; детали не
всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях;
детали приводятся,
но не анализируются; факты не всегда
отделяются от мнений, но учащийся
понимает разницу
между ними

Незнание фактов
и деталей, неумение анализировать детали,
даже если они
подсказываются
учителем; факты
и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

Выделяются важные понятия, но
некоторые другие
упускаются; определяются четко, но
не всегда полно;
правильное и доступное описание

Нет разделения на
важные и второстепенные понятия; определяются, но не
всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет
определений понятий; не могут
описать или не
понимают собственного описания

Критерии оценки тестового задания:
 90-100% - отлично «5»;
 70-89% - хорошо «4»
 50-69% - удовлетворительно «3»;
 менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
 глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и
проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается «5» баллами;
 привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ – «4»;
 выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на
дополнительные вопросы – «3»;
 полное отсутствие работы - «2».

6. Лист корректировки рабочей программы
Название темы, раздела

Дата по
КТП

Причина корректировки

Дата по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».