Географическая картина мира 9 кл

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря
2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Основной
образовательной программы основного общего образования в новой
редакции, утвержденной приказом директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10.
Средством реализации рабочей программы курса внеурочной
деятельности являются учебники:
География 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных
организаций / автор учебника А.И. Алексеев и др. Изд.: «Полярная звезда»
М.: Просвещение, 2019;
География 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /
автор учебника А.И. Алексеев и др. Изд.: «Полярная звезда» М.:
Просвещение, 2020;
География 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций /
автор учебника А.И. Алексеев и др. Изд.: «Полярная звезда» М.:
Просвещение, 2020;
География 9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций
/ автор учебника А.И. Алексеев и др. Изд.: «Полярная звезда» М.:
Просвещение, 2019.
- Место предмета в учебном плане
Планом внеурочной деятельности на реализацию курса «Географическая
картина мира» отводится 34 часа в год из расчета 1 час в неделю. Период
реализации программы - 1 год.
Цель: владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и
политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и
качество окружающей его среды.
Задачи:
1) формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места
в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
2) формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности

окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
3) формирование представлений об особенностях деятельности людей,
ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем
на территории родного края, умений и навыков безопасного и экологически
целесообразного поведения в окружающей среде;
4) формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни.
Участниками данного курса являются обучающиеся 9 класса. Максимальное
количество в группе – до 15 человек.
2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности:
1) Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
2) Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
3) Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
4) Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
5) Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы,
к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому
отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к
осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы курса
внеурочной деятельности

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования,
осознанного планирования своего актуального и перспективного круга
чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной
деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При изучении курса внеурочной деятельности «Географическая
картина мира» обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать
с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них
информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
В ходе изучения курса внеурочной деятельности «Географическая
картина мира» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности
как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности.
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные УУД
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять

его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:

выбирать
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач;

описывать
по
карте
положение
и
взаиморасположение
географических объектов;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;

оценивать воздействие географического положения России и ее
отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную
деятельность населения;

оценивать природные условия и обеспеченность природными
ресурсами отдельных территорий России;

давать характеристику рельефа своей местности.
Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться на местности в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной
жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
быту и окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в
решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства
отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими
факторами;


наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами
отдельных регионов России

обосновывать возможные пути решения проблем развития
хозяйства своего края.
3. Содержание учебного курса внеурочной деятельности
Тема 1. Топографическая карта (7 часов).
Введение. Топографическая карта. Условные знаки и масштаб. (Игра «Географический марафон». Стороны горизонта. Определение расстояний по
топографической карте и плану местности. Определение направлений на
топографической карте и карте полушарий (Практическое занятие).
Определение азимутов по топографической карте. (Практическое занятие).
Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Анализ и
построение профиля рельефа местности. (Практическое занятие).
Комплексный анализ содержания топографической карты. Практическое
занятие: Решение заданий повышенного уровня сложности по
топографической карте (ОГЭ).
Тема 2. Физическая карта. (3 ч.)
Мы определяем географические координаты (Практическое занятие).
Определение протяженности страны с севера на юг и с запада на восток,
высоты географических объектов над уровнем моря с помощью послойной
окраски.
Практическая работа: Расположить города в порядке увеличения и ли
уменьшения высоты над уровнем моря. Границы России. Практическая
работа: Определение стран с которыми Россия имеет сухопутные и морские
границы. Определить самую протяженную и самую короткую границу.
Тема 3. Политико-административная карта России. (2 ч.)
Политико-административная карта России.
Тема 4. «Часовые пояса» (2 ч.)
Решение задач по карте часовых поясов 1 и 2 уровня сложности. Решение
задач на определение поясного времени 3 уровня сложности.
Тема 5. «Работа с картами» (7 ч.)
Путешествие по карте мира и России. Формы рельефа на физической карте
мира и России. Игра «Географический бой». Тектоническая карта. Изучаем
строение земной коры. Вулканы. Землетрясения. Геологическая карта.
Геохронологическая таблица. Изучаем залегание горных пород.
Практическое занятие: Определение последовательности залегания горных

пород. Острова и полуострова,
ледники на карте мира и России.

моря, заливы и проливы,

реки, озера,

Тема 6. Климат. Анализ климатограмм, характерных для различных
типов климата России (4 часа).
Климатическая карта. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.
Работа с синоптической картой. Анализ климатограмм и определение по
карте пункта, климат которого ей соответствует. Планетарные особенности
Земли. Практическая работа. Определение пунктов с наибольшей и
наименьшей продолжительностью дня. Работа со статистическим
материалом (табл.) по выявлению зависимости между особенностями
климата и географическим положением пункта.
Тема 7. Природные ресурсы
Заповедники России. (2 часа).

России.

Природные

комплексы.

Отработка умений работы со статистическим материалом: таблицами.
Определение доли земель занятых лесами, долю с\х угодий, долю добычи
нефти и т.д.. Влияние человека на природу. Рациональное и нерациональное
природопользование. Экологические проблемы.
Тема 8. Население России (3 часа).
Численность и естественное движение населения России. России и
отдельных регионов. Определение плотности населения. Работа с таблицей
Естественное движение населения России. Определение величины
естественного прироста в промилле. Миграции. Работа с таблицей
«Показатели международной миграции на территории России». Пр. работа.
Определение миграционного прироста населения (ОГЭ). Народы России.
Городское и сельское население. Возрастной состав населения.
Тема 9 Экономика России (2 ч.).
Межотраслевые комплексы. География и Факторы размещения предприятий.
Видеопутешествие по странам мира.
Тема 10. Мы познаем мир (2 часа).
Регионы России. Путешествуем по России. Видеопутешествие по странам
мира. Викторина. Определи регион России и страну по описанию.

4.Тематическое планирование
№
п/
п

Тема занятия

Колво
часо
в

Вид деятельности/Форма
занятия

Дата
проведени
я
По
По
план фак
у
ту

Тема 1. Топографическая карта (7 ч.)
1.

Введение.
Топографическая
карта. Условные
знаки и масштаб.

1

Игровая/Интеллектуальная игра

2.

Стороны горизонта.

1

Познавательная/Практикум

3.

Азимут.

1

Познавательная /Практикум.

4.

Рельеф местности.

2

Познавательная/Исследование
Познавательная /Практикум.

5.
6.

Комплексный
анализ содержания
топографической
карты.

1

Познавательная/Практикум

7.

Практикум
«Топографическая
карта».

1

Познавательная/Практикум

Тема 2. Физическая карта. (3 ч.)
8.

Географические
координаты.

1

Познавательная/ Марафон.

9.

Высоты
географических
объектов.

1

Игровая/Интеллектуальная игра

10.

Границы России.

1

Познавательная/Исследование

Тема 3. Политико-административная карта России. (2 ч.)
11.
12.

Политикоадминистративная
карта России.

2

Познавательная /Практикум.
Игровая/Интеллектуальная игра

Примечани
е

Тема 4. «Часовые пояса» (2 ч.)
13.

Карта часовых
поясов России.

2

Познавательная/Исследование
Игровая/Интеллектуальная игра

14.

Тема 5. «Работа с картами» (7 ч.)
15.

Строение земной
коры.

1

Познавательная/Исследование

16.

Вулканы.
Землетрясения.

1

Познавательная /Практикум.

17.

Горные породы.

1

Познавательная/Экскурсия,
организованная детьми

18.

Острова и
полуострова на
физической карте
мира и России.

1

Познавательная /Практикум.

19.

Моря, заливы и
проливы на карте
мира и России.

1

Познавательная /Практикум.

20.

Реки, озера, ледники
на карте мира и
России.

1

Познавательная /Практикум.

21.

«Географический
бой».

1

Игровая/Интеллектуальная игра
Тема 6. Климат (4 ч.)

22.

Атмосферные
фронты, циклоны и
антициклоны.

1

Познавательная/Конференция.

23.

Климатическая
карта.

1

Познавательная /Практикум.

24.

Планетарные
особенности Земли.

2

Познавательная /Практикум.
Познавательная/Экскурсия,
организованная детьми

25.

Тема 7. Природные ресурсы России. Природные комплексы. Заповедники России (2 ч.)
26.

Природные
комплексы.

1

Познавательная /Практикум.

27.

Влияние человека на
природу.

1

Проблемно-ценностное
общение/Дебаты

Тема 8. Население России (3 ч.)
28.

Численность и
естественное
движение населения
России.

1

Познавательная /Практикум.

29.

Миграции.

1

Познавательная/Исследование

30.

Народы России.

1

Познавательная/Экскурсия,
организованная детьми

Тема 9 Экономика России (2 ч.)
31.

Межотраслевые
комплексы.

1

Познавательная /Практикум.

32.

Факторы
размещения
предприятий.

1

Познавательная /Практикум.

Тема 10. Мы познаем мир (2 ч.)
33.

Промежуточная
аттестация

1

Познавательная /Практикум.

34.

Регионы России.

1

Познавательная/Экскурсия,
организованная детьми

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ



Критерии оценки тестового задания:
От 50% до 100% выполненной работы - «зачѐт»
Менее 50% выполненной работы - «незачѐт»

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
В конце реализации курса внеурочной деятельности «Географическая картина
мира» ученики выполняют итоговую работу в форме теста.

6. Лист корректировки рабочей программы
Название темы, раздела

Дата
по
КТП

Причина корректировки

Дата
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».