СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Раздел 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
3
1.1. Цели и задачи воспитания
3
1.2. Основные направления воспитания
4
2. Целевые ориентиры результатов воспитания
6
2.1.Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)
6
2.2.Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы
6
Раздел 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
8
2.1.Общности дошкольного образовательного учреждения
8
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
9
2.3.Формы совместной деятельности в образовательной организации
10
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
12
процессе реализации Программы воспитания
Раздел 3. Организационный
13
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
13
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДО
14
3.3.Организация предметно-пространственной среды
14
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
15
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
16
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
18
результатов в работе с особыми категориями детей
3.7. Календарный план воспитательной работы
19
2
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания (далее Программа воспитания) МБОУ ООШ № 27 детей
раннего и дошкольного возраста 2-7 лет составлена на основе Федеральной рабочей программы
воспитания (ФОП ДО, пункт 29), основана на воплощении национального воспитательного
идеала, который понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное)
представление о человеке.
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Основу воспитания на всех уровнях, начиная с дошкольного, составляют традиционные
ценности российского общества. Традиционные ценности — это нравственные
ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к
поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого
культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое
уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии
многонационального народа России.
Программа воспитания предусматривает приобщение детей к традиционным ценностям
российского общества - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм,
милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Рабочая программа воспитания входит в «Содержательный раздел» образовательной программы
МБОУ ООШ № 27 ДО. Структура Программы воспитания включает три раздела: целевой,
содержательный и организационный, содержание которых представлено цитированием
содержания и указанием ссылок на соответствующие разделы и страницы текста Федеральной
рабочей программы воспитания ФОП ДО.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
1.1. Цели и задачи воспитания
ссылка ФОП ДО
№ п.п.
стр.
Общая цель воспитания
29.2.1.1
стр.174-175
личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для
позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что
предполагает:
1 формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского
народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения;
2 формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и
социокультурному), другим людям, самому себе;
3 становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
3
Общие задачи воспитания:
29.2.1.2
стр.175
1 содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре
и зле, должном и недопустимом;
2 способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных
традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;
3 создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности
к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;
4 осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования
и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей
1.2. Основные направления воспитания
Направление воспитания
29.2.2. стр.175
1
Патриотическое направление воспитания
29.2.2.1 стр.175
Цель
Ценности:
содействовать формированию у ребенка Родина и природа лежат в основе патриотического
личностной позиции наследника традиций и направления воспитания. Чувство патриотизма
культуры, защитника Отечества и творца возникает у ребенка вследствие воспитания у него
(созидателя), ответственного за будущее нравственных качеств, интереса, чувства любви и
своей страны
уважения к своей стране – России, своему краю, малой
родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский
патриотизм),
ответственности,
ощущения принадлежности к своему народу.
Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного
чувства,которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее
уклада, народных и семейных традиций.
Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма
наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает
приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду,
семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие
(предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой
родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в
благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела,
направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в
дальнейшем – на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом).
2
Духовно-нравственное направление воспитания
29.2.2.2. стр.175
Цель
Ценности:
жизнь, милосердие, добро
формирование способности к духовному
развитию,нравственному
самосовершенствованию,
индивидуально-ответственному поведению
Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностно-смысловой сферы
дошкольников
на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого
является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.
3
Социальное направление воспитания
29.2.2.3. стр.176
Цель
Ценности:
семья, дружба, человек и
формирование ценностного отношения детей к семье,
сотрудничество
другому человеку, развитие дружелюбия, умения
находить общий язык с другими людьми
4
В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и
социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно
выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива
ребенка в детско- взрослых и детских общностях.
Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных
ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в
соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к
человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения
усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений,
формированием навыка культурного поведения
4
Познавательное направление воспитания
29.2.2.4. стр.176
Цель
Ценности:
формирование ценности познания
познание
В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны
воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств
личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовнонравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания
наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.
5
Физическое и оздоровительное направление воспитания
29.2.2.5. стр.176
Цель
Ценности:
формирование ценностного отношения детей к
жизнь и здоровье
здоровому образу жизни, овладение элементарными
гигиеническими навыками и правилами безопасности.
Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления
здоровьядетей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и
здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
6
Трудовое направление воспитания
29.2.2.6 стр.177
Цель
Ценность:
формирование ценностного отношения детей к труду, труд
трудолюбию и приобщение ребенка к труду
Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к
трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для
решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно
приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении
трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
7
Эстетическое направление воспитания
29.2.2.7 стр.177
Цель
Ценности:
способствовать становлению у ребенка ценностного
культура, красота
отношения к красоте
Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей
обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.
Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы
личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира
ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир,
способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота
помещения, опрятный вид детей и взрослых
содействуют воспитанию художественного вкуса.
5
2. Целевые ориентиры результатов воспитания
2.1.Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам)
2.2.Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения программы
Целевые ориентиры воспитания детей
Направление
воспитания
Ценности
Патриотическо Родина,
природа
е
Духовнонравственное
Социальное
Познавательно
е
Жизнь,
милосердие,
добро
Целевые ориентиры
детей раннего возраста (к
трем годам)
Проявляющий
привязанность к близким
людям,
бережн
ое отношение к живому
Способный
понять и
принять,
что
такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие,
доброту.
29.2.3.1.
стр.178
29.3.2.
стр.179
Целевые ориентиры детей на этапе
завершения
освоения программы
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своейстране –
России, испытывающий
чувство привязанности к родному дому,
семье, близким людям.
Способный не оставаться равнодушным к
чужому горю, проявлять заботу.
Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные
человеческие качества, иногдаприбегая к
помощи взрослого вситуациях
морального выбора.
Различающий основные проявлениядобра
и зла, принимающий и уважающий
традиционныеценности, ценности семьи и
общества, правдивый, искренний,
способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и
доброжелательный, умеющийслушать и
слышать собеседника,способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих интересов
и дел.
Проявляющий ответственность засвои
действия и поведение;принимающий и
уважающийразличия между людьми.
Испытывающий чувство
удовольствия в случае
одобрения и чувство
огорчения в случае
неодобрения со стороны
взрослых.
Человек,
Проявляющий интерес к
семья,
другим детям и способный
дружба,
сотрудничество бесконфликтно играть
рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я
сам!». Способный к
самостоятельным
(свободным) активным
действиям в общении.
Проявляющий интерес кПроявляющий
окружающему миру.
активность,
Любознательный,
самостоятельность,
инициативу
в
активный в поведении и
познавательной,
игровой,
деятельности
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании.
Любознательный,
наблюдательный,
Познание
испытывающий
потребность
в
самовыражении, в том числе творческом.
Обладающий первичной картиной мира
на основе традиционных ценностей
6
Физическое и Здоровье,
оздоровительно жизнь
е
Трудовое
Эстетическое
Труд
Культура и
красота
Понимающий ценность
жизни и здоровья,
владеющий основными
способами укрепления
здоровья - физическая
культура, закаливание,
утренняя гимнастика,
личная гигиена,
безопасноеповедение и
другое; стремящийся
к
сбережению и укреплению
собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к
физическим упражнениям
и подвижным играм,
стремление к личной и
командной победе,
нравственные и волевые
качества
Поддерживающий
элементарный порядок в
окружающей обстановке.
Стремящийся
помогать
старшим
доступных
трудовых действиях
Стремящийся
к
результативности,
самостоятельности,
ответственности,
самообслуживании, в быту,
в игровой и других видах
деятельности
(конструирование, лепка,
художественный труд,
детский дизайн и другое).
Проявляющий
эмоциональню
отзывчивость на красоту в
окружающем мире и
искусстве.
Способный к творческой
деятельности
(изобразительной
, декоративнооформительской,
музыкальной, словесноречевой, театрализованной
и другое).
Понимающий
ценность
жизни,
владеющий
основными
способами
укрепления
здоровья
занятия
физической культурой, закаливание,
утренняя
гимнастика,
соблюдение
личной
гигиены
и
безопасного
поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий
интерес к
физическим
упражнениям
и
подвижным играм, стремление к личной
и
командной
победе,
нравственные и волевые качества
Демонстрирующий
потребность
в
двигательной деятельности.
Имеющий
представление о
некоторых
видах
спорта и
активного отдыха.
Понимающий ценность труда в
семье и в обществе на основе уважения к
людям
труда,
результатам
их
деятельности.
Проявляющий
трудолюбие
при
выполнении
поручений
и
в
самостоятельной деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся
к
отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
Раздел 2. Содержательный
2.1.Общности дошкольного образовательного учреждения
29.3.3
стр. 182
Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на
разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной
7
деятельности
-
-
Профессиональное сообщество – это устойчивая система связей и отношений между людьми,
единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками образовательного
учреждения, разделяющими ценности, которые заложены в основу рабочей программы
воспитания. Инструментом единства профессиональной общности является рефлексия
собственной профессиональной деятельности педагогов и сотрудников.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных ориентиров,
норм общения и поведения;
мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему
товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и
пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали
бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительское
сообщество
включает
сотрудников
образовательного
учреждения и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие
ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача –
объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в образовательном учреждении. Зачастую
поведение ребенка сильно различается дома и в образовательном учреждении. Совместное
обсуждение воспитывающими взрослыми особенностей ребенка позволит выявить и в
дальнейшем создать условия, которые необходимы для его оптимального и полноценного
развития и воспитания.
Детско-взрослая общность объединяет сотрудников образовательного учреждения, взрослых
членов семей и дошкольников. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к
полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в
общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в
общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом
возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых
воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под
руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься,
достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников рождается тогда,
когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания
необходимо соотносить с желаниями других. Воспитатель воспитывает у детей навыки и
привычки поведения, качества, определяющие характер
8
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется в как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод
развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет отдается
творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и
инсценировки, игры с элементами труда и художественно деятельн ости) и игры с правилами
(дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее содержание и
уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития
творческого воображения, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а
также от имеющейся материальной базы и качества педагогического руководства.
Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как непосредственным, так и
опосредованным руководством со стороны воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время
утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью
активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с отдельными
детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле.
Воспитательный процесс в ДО организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством собственного
«Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через
улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности,
функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности,
соответствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насыщенности и т.п.
Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели
свободный доступ ко всем его составляющим, умели самостоятельно действовать в нем,
придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами,
оборудованием.
2.3. Формы совместной деятельности в образовательной организации
Работа с родителями (законными представителями) воспитанников
События образовательной организации
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
2 – 3 года
3 – 4 года
4 – 5 лет
- Воспитывать
-Воспитывать положительные
доброжелательные отношение между детьми,
взаимоотношения основанных на общих интересах
детей, развивать
к действиям с игрушками,
эмоциональную
предметами и взаимной
отзывчивость,
симпатии.
привлекать к
-Воспитывать эмоциональную
конкретным
отзывчивость, любовь к
действиям
родителям, близким людям.
помощи, заботы, -Вызывать эмоциональный
участия (пожалеть, отклик на дела и добрые
помочь, ласково
поступки людей.
обратиться).
-Воспитывать интерес к
- Воспитывать
фольклорным текстам,
самостоятельность, народным играм, игрушкам
9
-Воспитывать доброжелательное
отношение к взрослым и детям, проявлять
интерес к действиям и поступкам людей,
желание помочь, порадовать окружающих.
-Воспитывать культуру общения со
взрослыми и сверстниками, желание
выполнять общепринятые правила:
здороваться, прощаться, благодарить за
услугу и т.д.).
- Воспитывать отрицательное отношение к
жадности, грубости.
-Воспитывать интерес к родному городу и
стране, к общественным праздниками
событиям.
-Воспитывать интерес к культурным
уверенность,
ориентацию на
одобряемое
взрослым
поведение.
5 – 6 лет
-Воспитывать интерес к труду
взрослых в детском саду и в
семье.
-Воспитывать бережное
отношение к предметам и
игрушкам, как результатам труда
взрослых.
-Воспитывать интерес к миру
природы.
6 – 8 лет
-Воспитывать культуру поведения и
общения детей, привычку следовать
общепринятым правилам и нормам
поведения.
-Воспитывать доброжелательное
отношение к людям, уважение к старшим,
дружеские взаимоотношения со
сверстниками, заботливое отношения к
малышам.
Воспитывать гражданско патриотические чувства на основе
сопричастности к событиям в жизни
города, страны.
-Прививать любовь к самобытной
культуре Уральского края;
-Воспитывать уважение и гордость к
защитникам Отечества.
-Воспитывать уважение и благодарность
к людям, создающим своим трудом
разнообразные материальные и
культурные ценности, необходимые
современному человеку для жизни.
-Воспитывать бережное отношение к
природе.
традициям русского народа, фольклору
России; народным промыслам, предметам
старинного быта, народному костюму.
-Воспитывать любовь к родной природе и
бережное отношение к живому.
-Воспитывать уважение и благодарность
взрослым за их труд, заботу о детях.
-Воспитывать гуманистическую направленность
поведения: социальные чувства, эмоциональную
отзывчивость, доброжелательность.
-Воспитывать привычки культурного поведения и
общения с людьми, основы этикета, правила
поведения в общественных местах, соблюдение
моральных и этических норм.
-Воспитывать социальную активность, желание на
правах старших участвовать в жизни детского сада:
заботиться о малышах, участвовать в оформлении
детского сада к праздникам и пр.
-Воспитывать чувство гордости за свою семью,
умение выразить близким свою любовь, внимание,
готовность помочь.
-Воспитывать уважение к культурному наследию и
традициям народа России, воспитывать желание
сохранять и приумножать наследие предков
-Воспитывать толерантность по отношению к людям
разных национальностей.
-Воспитывать уважение, гордость, сопереживание,
симпатию к защитникам Родины, поддерживать
интерес к русской военной истории.
-Воспитывать интерес к труду, желание оказывать
помощь взрослым, бережное отношение к
результатам их труда. основа достойной и
благополучной жизни страны, семьи и каждого
человека, о разнообразии и взаимосвязи видов труда и
профессий.
Формы совместной деятельности в образовательной организации
29.3.5
стр.185
Работа с родителями (законными представителями) строится на принципах ценностного
единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения дошкольного
образовательного учреждения.
Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных
представителей), используемые в учреждении в процессе воспитательной работы:
родительское собрание;
педагогические лектории;
родительские конференции;
круглые столы;
родительские клубы, клубы выходного дня;
мастер-классы;
иные формы взаимодействия
10
учтены в календарном учебном графике и календарном плане воспитательной работы.
Содержание проводимых событий фиксируются в проектных картах мероприятий и хранятся
в методической копилке Программы
События образовательной организации
Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого
приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности.
Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая
ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная
беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее.
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на
основе традиционных ценностей российского общества, в котором педагогическая команда
проектирует работу всего учреждения, каждой группы в целом, с подгруппами детей, с каждым
ребенком. Сюда относятся:
проекты воспитательной направленности;
праздники;
общие дела;
ритмы жизни (утренний и вечерний круг, прогулка);
режимные моменты (прием пищи, подготовка ко сну и прочее);
свободная игра;
свободная деятельность детей.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации
совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению Программы, в рамках которой
решаются конкретные задачи воспитания.
Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка. Основные формы организации совместной деятельности, представленные
в Программе, обеспечивают её воспитательный потенциал.
К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление
рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами,
сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды- инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр
видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских,
детскихподелок и тому подобное),
экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное),
посещение спектаклей, выставок;
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие);
демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога,
приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала,
поощряющий взгляд).
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
Профессионально-родительская общность
В целях реализации социокультурного потенциала для построения социальной ситуации
развития ребенка, работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного
возраста строиться на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов
социокультурного окружения ОО.
11
Единство ценностей и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляют основу уклада ОО, в котором строится воспитательная работа.
В педагогической практике существует много форм работы с родителями.
К основным направлениям и формам организации работы ДО с родителями воспитанника
относятся:
1. Информационно-аналитическая работа (сбор информации о семьях и установление первичных
контактов с семьей):
дни открытых дверей с участием специалистов ДО;
первые визиты в детский сад родителей с ребенком;
анкетирование родителей;
общение с родителями во время приема и прощание с детьми;
личные беседы воспитателей с родителями;
посещение на дому;
2. Организационно-просветительская работа:
контактные формы работы (родительские собрания, круглые столы и т.п.);
бесконтактные формы работы (информационные стенды, почта доверия (ящик для
вопросов и предложений), неофициальные записки и т.п.).
3. Досуговая работа:
проведение совместных праздников (например, «Семейные посиделки», «День смеха»,
«Наши дочки и сыночки» и т.д.);
участие в совместных выставках и конкурсах (например, «Золотая осень», «Моя семья» и
др.);
проведение совместных соревнований (например, «Папа, мама и я - спортивная семья»,
спортивная игра «Зарница» и т.п.);
выпуск семейных газет и др.
Формы взаимодействия с родителями в рамках технологии поддержки:
1. Участие родителей в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность
предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги,
поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами.
2. Участие в планировании работы группы. Дети с удовольствием задают вопросы,
предлагают интересующие их темы проектов, поэтому помощь родителей (лиц, их заменяющих)
может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
3. Участие в работе кружков или студий.
4. Посещение детского сада во время Дней открытых дверей. В это время у родителей
имеется уникальная возможность «прожить» целый день в дошкольном учреждении вместе со
своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней гимнастике, побывать на занятиях,
на прогулке, на приеме пищи, поиграть с детьми т.д.
5. Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы,
которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации
образовательного процесса в ДО). Помощь изготовлении дидактических материалов для занятий
и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек,
изготовление макетов, игр).
6. Сопровождение детей на прогулках (экскурсиях) за пределами детского сада.
7. Работа в Родительском комитете группы или детского сада: контроль за качеством
питания в ДО, материальное оснащение воспитательно- образовательного процесса, организация
детских праздников за пределами ДО и др.
12
8. Участие в Педагогическом Совете.
9. Участие в тематических выставках. Эти выставки предоставляют родителям и детям
организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать
семейный герб и пр.). Участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках, концертах.
10. Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные,
тематические праздники, детско-родительские спектакли, празднование дней рождения
детей и т.д.).
11. Участие родителей в проводимых в ДО социальных, экологических акциях.
Таким образом, в ДО реализуется модель взаимодействия с родителями воспитанников,
направленная на создание содружества «родители-дети- педагоги», в котором все участники
образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и
самовоспитанию. Меняется формат взаимодействия родителей и воспитателей: родители из
требовательных «заказчиков образовательной услуги» становятся союзниками, партнерами и
помощниками воспитателей, полноправными участниками образовательного процесса.
Необходимо отметить, что содержание и формы работы с семьей в ДО отличаются
разнообразием, здесь не может быть единого стандарта. Задачей педагогического коллектива
должно быть умение быть чутким к запросам семьи и компетентным в решении современных
задач воспитания и образования.
Раздел 3. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа
воспитания
ДО
обеспечивает
формирование
социокультурного
воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего
готовность всех участников образовательного процесса руководствоваться едиными принципами
и регулярно воспроизводить наиболее ценные для нее воспитательно значимые виды совместной
деятельности. Уклад ДО направлен на сохранение преемственности принципов воспитания при
переходе с уровня дошкольного образования на уровень начального общего образования:
1. Обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения.
2. Наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива
к достижению целевых ориентиров Программы воспитания.
3. Взаимодействие с родителями по вопросам воспитания.
4. Учет индивидуальных и групповых особенностей детей дошкольного возраста, в
интересах которых реализуется Программа воспитания (возрастных, физических,
психологических, национальных и пр.).
Воспитательный процесс в ДО строится на следующих принципах:
− неукоснительное соблюдение законности и прав семьи ребенка, соблюдения
− конфиденциальности информации о ребенке и его семье, п риоритета безопасности
ребенка;
− создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без
− которой невозможно конструктивное взаимодействие детей, их семей, и педагогических
работников;
− системность и целенаправленность воспитания как условия его эффективности.
13
3.2. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДО
Событие – это единица воспитания. Это форма совместной деятельности ребенка и
взрослого, в которой активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного
опыта переживания той или иной ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность
воспитания должна быть понята, раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в
значимой для него общности. Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести
воспитательную работу, он должен быть направлен взрослым.
Подлинно воспитательное событие всегда есть спроектированная взрослым
образовательная ситуация. В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл
реальных и возможных действий детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания.
Событием
может
быть
не
только
организованное
мероприятие,
но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи
детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и пр. Планируемые
и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются в соответствии с
календарным планом воспитательной работы ДОО, группы, ситуацией развития конкретного
ребенка.
Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:
– разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детсковзрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и
др.);
– проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с
взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
– создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с
приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего
детского сада и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому
педагогу создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с
группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3.Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
оформление помещений;
оборудование;
игрушки.
ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,
и способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которой находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
14
Среда
обеспечивает
ребенку
возможность
познавательного
развития,
экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость
научного познания, формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены в
среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с
особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна
быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование
должны соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
3.4. Кадровое обеспечение воспитательного процесса
Характеристика кадрового состава МБОУ ООШ № 27 (дошкольное образование)
Детский сад укомплектован кадрами в соответствии с штатным расписанием.
№ Должность
1.
2.
3.
Воспитатель
Младший воспитатель
Вспомогательный персонал
Кол-во
(чел)
4
3
6
(укомплектованность, %)
(100%)
(100%)
(100%)
Характеристика кадрового состава
1. По образованию
высшее педагогическое образование
среднее педагогическое образование
2. По пед. стажу
до 5 лет
от 5 до 10 лет
от 10 до 15 лет
свыше 15 лет
3.По квалификации
высшая квалификационная категория
первая квалификационная категория
не имеют квалификационной категории
соответствие занимаемой должности
4. По возрасту
Средний возраст
5. Награды
Почетная грамота РФ
Почетная грамота УО РГО
Почетная грамота Свердловской области
чел.
3
1
2
0
1
1
0
2
1
1
45
0
2
0
Сведения о повышении квалификации:
Манькова Ирина Аркадьевна, воспитатель
2021г
Диплом о профессиональной
переподготовке "Менеджмент в
образовании"
250ч
ГАОУ ДПО Свердловской области
«Институт развития образования»
г. Нижний Тагил
2022г
Образовательная программа:
Управление качеством ДОО на основе
внутренней системы оценки качества
72ч
ГАОУ ДПО Свердловской области
«Институт развития образования»
15
2022г
2023г
2023г
2025г
2025г
образования
Особенности деятельности воспитателя
дошкольной образовательной
организации в разновозрастной группе
Образовательная программа: Разработка
основной образовательной программы
дошкольного образования в
соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО,
обучение с использованием ДОТ
Обучающий семинар: Вебинар по
актуальным вопросам развития
дошкольного образования: «Условия
реализации парциальной
образовательной программы
дошкольного образования «СамоЦвет»
Образовательная программа:
Соблюдение требований ФОП ДО и
ФАОП ДО: организация учебновоспитательной работы с детьми
дошкольного возраста по ФГОС ДО
Обучающий семинар:
Нейропсихологические технологии в
работе с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста
72ч
АНОО ДПО Академия образования
«Альтернатива»
24ч
ГАОУ ДПО Свердловской области
«Институт развития образования»
8ч
ГАОУ ДПО Свердловской области
«Институт развития образования»
72ч
Общество с ограниченной
ответственностью «УчиЛаб»
16ч
Общество с ограниченной
ответственностью «УчиЛаб»
Малыгина Евгения Геннадьевна, воспитатель
1 Нижнетагильский филиал ИРО: «Интерактивные технологии в
речевом развитии детей дошкольного возраста», обучение с
использованием ДОТ
2 Особенности деятельности воспитателя дошкольной
образовательной организации в разновозрастной группе
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
Разработка основной образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, обучение с
использованием ДОТ
Ермакова Ольга Юрьевна,
воспитатель
1 Тьютор в системе семейного воспитания и инклюзивного
образования в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ
3
4
2
Разработка основной образовательной программы дошкольного
образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО, обучение с
использованием ДОТ
(40 час.) 2022 г.
72ч.
16.02-28.02. 2022г
(16 час.) 2023 г.
(24 час.) 2023г.
(36 час.) 11.2023г.
(24 час.) 09.2024г.
3.5. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Для реализации программы воспитания ДО рекомендуется использовать практическое
руководство "Воспитателю
о
воспитании", https://институтвоспитания.рф/programmyvospitaniya/programmy-vospitaniya- doo/prakticheskoe-rukovodstvo-vospitatelyu-o-vospitanii/
Нормативно-правовым
обеспечением
реализации Программы воспитания являются:
Программа развития МБОУ ООШ № 27; Образовательная программа дошкольного образования
МБОУ ООШ № 27;
Должностные инструкции педагогических работников;
Договора с родителями обучающихся;
Договора о сетевом взаимодействии с социальными партнерами.
16
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых
личностных результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять
любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить
ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада ДОО инклюзивное образование – это идеальная норма для воспитания,
реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение,
взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности
должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей с
ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда
обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов
сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями,
воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на
принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в
разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна
обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.
Цель КРР и (или) инклюзивное образование направлено на обеспечение коррекции
нарушений развития у различных категорий детей (целевые группы), включая детей с ООП, в
том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; оказание им квалифицированной помощи в освоении
Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей,
социальной адаптации.
КРР объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся,
включающий
психолого-педагогическое
обследование,
проведение
индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг
динамики
их
развития.
КРР осуществляют
педагог-психолог и
учительлогопед.
Задачи КРР:
Определение ООП обучающихся, в том числе с трудностями освоения
Федеральной программы и социализации в ДО;
17
своевременное выявление обучающихся с трудностями социальной адаптации,
обусловленными различными причинами;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической
помощи обучающимся с учётом особенностей их психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей и потребностей (в соответствии с рекомендациями психолого медико-педагогической комиссии или психолого-педагогического консилиума образовательной
организации (далее - ПИК);
оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной
психолого-педагогической помощи по вопросам развития и воспитания детей дошкольного
возраста;
содействие поиску и отбору одаренных обучающихся, их творческому развитию;
выявление детей с проблемами развития эмоциональной и интеллектуальной
сферы;
реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению,
снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных
образовательных организациях, реализующих инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской
деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в психолого-педагогическом
сопровождении;
раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДО) диагностику отклонений в
развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации;
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с
трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей;
изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей
нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со
сверстниками и взрослыми;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
изучение
индивидуальных
образовательных
и
социально-коммуникативных
потребностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение
направленности детской одаренности;
изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности;
18
мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психологопедагогических проблем в их развитии;
выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социальнопсихологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы
имеющихся трудностей;
всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка;
выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков
образовательной среды;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития
обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым
(индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося
3.7. Календарный план воспитательной работы
План воспитательной работы строится на основе базовых ценностей по следующим
этапам:
– погружение-знакомство, которое реализуется в различных формах (чтение, просмотр,
экскурсии и пр.);
– разработка коллективного проекта, в рамках которого создаются творческие продукты;
– организация события, в котором воплощается смысл ценности.
Традиционные события, праздники и развлечения в ДО
Время проведения
Название мероприятия
Сентябрь
Праздник «День знаний»
Праздник «День воспитателя»
День пожилого человека.
Праздник «День воспитателя»
Выставка семейного творчества «Осенняя фантазия»
Праздники «Проводы осени»
День матери
Выставка семейного творчества
Праздник Новогодней елки
Выставка семейного творчества «Зимушка- зима!»
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Праздник, посвященный Дню защитника
Отечества
Масленица
Праздник, посвященный Международному женскому дню
День Космонавтики
День здоровья
Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Праздник, посвященный Дню Победы,
Выпуск детей в школу
Велокросс
День защиты детей,
День России
Летний спортивный праздник,
День семьи, любви и верности
День флага России
19
Глоссарий
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса
и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои
программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события
являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе
цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации,
определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды для
решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это
качественная характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и
совместности (детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение
человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального
поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельностно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка к
инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности, как
способность совершать нравственные поступки, размышлять о своих действиях и их
последствиях.
Уклад – это договор субъектов воспитания, опирающийся на базовые национальные
ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ,
описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.
20