Пояснительная записка к учебному плану НОО
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа № 27»
Учебный план адаптированной образовательной программы начального
общего образования МБОУ ООШ №27 (далее – учебный план) фиксирует
общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки
обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение, по классам и учебным предметам.Содержание образования при
получении начального общего образования реализуется преимущественно за
счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов
обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том
числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы
начального общего образования в порядке, установленном локальными
нормативными актами МБОУ ООШ №27. Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана
№ 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 372. Вариант № 1 предназначен для
образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке
в режиме пятидневной учебной недели.
Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок
освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34
недели.
Соответственно,
весь
период
обучения
на
уровне
НОО составляет 135 учебных недель.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение
учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м
классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40
минут.
Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня:
для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в
неделю – пять уроков;
2–4-х классов – не более пяти уроков.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных
предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает
величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МБОУ ООШ
№ 27 выделено:
в 1-х классах – 21 час в неделю;
2–4-х классах – 23 часа в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за четыре года
составляет 3039 часов.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие
предметные области:
1. «Русский язык и литературное чтение».
2. «Иностранный язык».
3. «Математика и информатика».
4. «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")».
5. «Основы религиозных культур и светской этики».
6. «Искусство».
7. «Технология».
8. «Физическая культура».
В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с
пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на
родном языке из числа языков народов Российской Федерации,
государственных языков республик Российской Федерации осуществляется
по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних.
Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной
(русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке».
Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных
предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и
метапредметных результатов, связанных с использованием информационных
технологий, достигается за счет включения тематических разделов или
модулей в программы следующих учебных предметов:
«Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает
развитие навыков поиска и применения информации, использование
разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет);
«Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет»
(обеспечивает достижение предметных и метапредметных
результатов, связанных с использованием информационных
технологий);
«Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики»
(предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint,
Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия);
«Технология»
– модуль
«Информационно-коммуникативные
технологии»
(обеспечивает
достижение
предметных
и
метапредметных результатов, связанных с использованием
информационных технологий).
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской
этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании
заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся в учебном плане представлен модуль «Основы религиозных
культур народов России».
В соответствии с ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ учебный план по
варианту 7.1 включает обязательные предметные области и коррекционноразвивающую область, реализующуюся через содержание коррекционных
курсов.
Количество учебных занятий по предметным областям за 4 учебных года не
может составлять более 3 039 часов, за 5 учебных лет - более 3 821 часа, за 6
учебных лет - более 4 603 часов.
Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в
неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной
деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционноразвивающую область (не менее 5 часов в неделю).
Формы промежуточной аттестации
Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в
соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от
18.05.2023 № 372, и «Положением о текущем контроле и промежуточной
аттестации» МБОУ ООШ№27.
В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная
аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого
учебного
периода
по
каждому
изучаемому
учебному
предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе
результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в
классном журнале.
По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется
промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных
планируемых результатов и универсальных учебных действий.
Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в
следующий класс.
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы, модули
Классы
Формы промежуточной
аттестации
Русский язык
2–4
Контрольная работа
Литературное чтение
2–4
Тест
Иностранный язык (английский)
2–4
Контрольная работа
Математика
2–4
Контрольная работа
Окружающий мир
2–4
Тест
Основы религиозных культур и
светской этики
4
Тест
Изобразительное искусство
2–4-й
Тест
Музыка
2–4
Тест
Труд(технология)
2–4
Тест
Физическая культура
2–4
Тест
Функциональная грамотность
2-3
Тест
Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя)
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
1 класс
Всего
2
3
4
класс класс класс
Обязательная часть
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное
чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Иностранный язык (английский)
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Музыка
1
1
1
1
4
Технология
Труд(технология)
1
1
1
1
4
Физическая
культура
Физическая
культура
3
2
2
2
9
21
22
22
23
88
Русский язык и
литературное
чтение
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий
мир»)
Окружающий мир
Основы светской
этики
Основы
религиозных
культур и светской Основы
православной
этики
культуры
Искусство
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по
выбору:
0
1
1
0
2
Функциональная грамотность
-
1
1
-
2
21
23
23
23
90
23
23
23
90
Всего в неделю
(16 часов в
сентябре октябре)
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при пятидневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
21
(16 часов в
сентябре октябре)
Коррекционно-развивающая область
Коррекционно- развивающие занятия с
учителем
2
2
2
2
8
Логопедические занятия
1
1
1
1
4
Психокоррекционные занятия
1
1
1
1
4
Дефектологические занятия
1
1
1
1
4
Внеурочная деятельность
5
5
5
4
19
Годовой учебный план АОП НОО на
2025-2026 учебный год
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
Всего
1 класс
2
3
4
класс класс класс
165
170
170
170
678
132
136
136
136
540
68
68
68
204
132
136
136
136
540
66
68
68
68
270
34
34
Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение Литературное
чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
(английский)
Математика и
информатика
Математика
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий
мир»)
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Окружающий мир
Основы светской
этики
Основы
православной
культуры
Изобразительное
искусство
33
34
34
34
135
Музыка
33
34
34
34
135
Технология
Труд (технология) 33
34
34
34
135
Физическая
культура
Физическая
культура
99
68
68
68
270
653
748
748
782
Искусство
Итого
(16 часов
в
сентябре -
2931
(с учетом
16 часов в
сентябре
октябре
– октябре)
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по
выбору:
0
34
34
Функциональная грамотность
0
34
34
Всего в неделю
21
23
23
23
90
Максимально допустимая недельная
нагрузка (при пятидневной неделе) в
соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
21
23
23
23
90
Учебные недели
33
34
34
34
135
782
782
782
653
Всего учебных часов на учебный период
0
101
101
(с учетом
16 часов в
сентябре
– октябре)
2999
(с учетом
16 часов в
сентябре
– октябре)
Коррекционно-развивающая область
Коррекционно- развивающие занятия с
учителем
66
68
68
68
270
Логопедические занятия
33
34
34
34
135
Психокоррекционные занятия
33
34
34
34
135
Дефектологические занятия
33
34
34
34
135
Внеурочная деятельность
165
170
170
170
675