1
2
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Отряд юных пожарных» социального
направления составлена на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и примерной
программы внеурочной деятельности начального и основного образования
под редакцией В. А. Горского. Москва, «Просвещение», 2011 год.
Общая характеристика учебного процесса
Курс «Отряд юных пожарных» способствует расширению знаний
обучающихся по пожарной тематике.
Основной целью курса является повышение уровня знаний обучающихся по
пожарной безопасности, подготовка юношеских добровольных дружин.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение;
-развитие бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
-стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и
выработка умений и навыков безопасного поведения при пожаре.
Структура курса.
Курс состоит из раздела:
1 раздел «Пожарно - профилактическая подготовка»:
Вводное
занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных. Развитие
пожарной охраны и добровольных пожарных организаций в России.
-Что такое огонь?
-Пожар как явление.
-Основные характеристики горючей среды и источников зажигания.
-Отчего происходят пожары?
-Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
-Что делать при возникновении пожара?
Ответственность за нарушения правил пожарной безопасности.
2 раздел «Технико - техническая подготовка»:
-Средства противопожарной защиты и тушения пожаров.
-Первичные средства тушения пожаров.
-Основы профессии пожарного.
-Первичная доврачебная помощь при пожаре.
-Противопожарное водоснабжение.
-Пожарно - строевая подготовка.
Подведение итогов. Соревнование по пожарно - спасательному спорту.
Программой предусмотрены практические занятия по каждой из тем.
Место курса в учебном плане
Преподавание курса «Отряд юных пожарных» реализуется в
общеобразовательном учреждении, в объеме 1 часа в неделю, 34 часа в год для
обучающихся 3-4 классов.
Ценностные ориентиры
3
Занятия «Отряда юных пожарных», обеспечивает непрерывность обучения
детей младшего школьного возраста правильным действиям в опасных для
жизни и здоровья условиях, при возникновении экстремальных и
чрезвычайных ситуаций. Изучение курса позволит привить детям знания,
умения и навыки в области пожарной безопасности, сформировать у них
научно обоснованную систему понятий, выработать необходимые умения и
навыки безопасного поведения при пожарах.
Планируемые результаты обучения
В результате освоения материала обучающиеся должны знать:
-основные положения нормативных документов по организации тушения
пожаров и ведения аварийно - спасательных работ;
-принципы организации и порядок тушения пожаров;
-особенности
применения
специальных
средств
пожаротушения,
оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
-приёмы и средства оказания первой доврачебной помощи;
-способы переноски и транспортировки пострадавших при различных
травмах.
уметь:
-применять и эффективно использовать спасательную технику, средства
пожаротушения, приборы, оборудование и средства связи;
-оказывать первую медицинскую помощь;
-контролировать личное морально - психологическое состояние при пожарах
и других чрезвычайных ситуациях.
Результаты изучения учебного курса
Обучающиеся должны знать :
-Историю создания и развития пожарной охраны;
-какую пользу приносит огонь человеку;
-основные причины пожара;
-основные причины гибели людей при пожарах;
-способы тушения возгорания;
-принцип действия огнетушителя;
-освоение приёмов первой доврачебной помощи;
-о воде как источнике тушения пожара;
-назначение пожарно - технического сооружения.
Личностные:
-усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
во время пожара;
-формирование понимания ценности здорового и безопасного поведения;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к развитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
-освоение правил поведения в обществе;
-формирование коммуникативной компетентности при общении со взрослыми
и сверстниками;
4
-формирование основ экологической культуры.
Метапредметные:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы
и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
безопасности жизнедеятельности, собственные возможности решения;
-владение основами самоконтроля;
-умение определять понятия, обобщать пройденный материал;
-умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
работать индивидуально и в группе;
-освоение действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе
оказание первой помощи пострадавшим.
Предметные результаты:
-формирование современной культуры в области пожарной безопасности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства
посредством осознания безопасного поведения в условиях пожара;
-формирование убеждения о необходимости профилактических мер
предупреждения пожаров;
-понимание личной значимости в профилактике пожаров;
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды;
-знание и умение применять правила безопасного поведения во время пожара;
-умение оказать первую помощь пострадавшим;
-умение предвидеть возникновения опасных ситуаций и принимать
обоснованные решения в конкретной опасной ситуации.
Содержание курса
Пожарно - профилактическая подготовка.
1.Вводное занятие. Цели и задачи дружин юных пожарных.
Цели и задачи пожарных дружин. Ознакомление с историей создания и
развития пожарной охраны. Первые попытки организовать борьбу с пожарами
при Иване Грозном; развитие пожарной охраны при Петре I.; пожары в
Москве; научные достижения в области пожаров; направление добровольных
пожарных дружин.
Практическая работа. Составление словарика научных терминов. Что такое
огонь? Пожар как явление. Основные характеристики горючей среды и
источники зажигания.
2.Понятие «горения». Огонь - друг и враг человека. Последствия пожаров в
жилых домах. Меры предосторожности с огнем.
5
Практическая работа. Демонстрация особенностей возгорания различных
горючих материалов. Средства тушения
З. Отчего происходят пожары? Данные по пожарам за последний год. Рассказы
о некоторых характерных пожарах. Основные виды пожаров. Основы
профилактики пожаров. Предупреждение травматизма и несчастных случаев
во время пожаров. Рассказы о некоторых крупных пожарах.
Практическая работа: составление таблиц по результатам пожаров,
происшедших в своём регионе.
4. Правила пожарной безопасности в школе и в быту.
Освоение умений и навыков профилактики пожарной безопасности в
образовательных учреждениях. Правила содержания зданий и помещений,
виды и назначение путей эвакуации. Требования к содержанию
эвакуационных путей. Движение во время эвакуации. Анализ причин гибели
людей.
Практическая работа: Проверка состояния средств пожаротушения в школе.
5. Что делать при возникновении пожара?
Элементарные способы тушения возгораний. Эвакуация из пожарной зоны.
Правила действия на случай возникновения пожара.
Практическое освоение приёмов тушения возгораний. Освоение навыков
эвакуации при пожаре.
Практическая работа: тренинг по правильному использованию средств
пожаротушения.
6. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Ознакомление с основными статьями Кодекса об административных
правонарушениях
в
Российской
Федерации.
Административная
ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности.
Практическая работа: подготовка материала для проведения бесед по
профилактике пожарной безопасности.
7. Тактико- техническая подготовка.
Средства
противопожарной защиты и тушения пожаров. Общие сведения.
Освоение знаний и умений в области противопожарной защиты и тушения
пожаров. Применение сигнализации. Принцип действия разных систем
пожаротушения.
Практическая работа: распределение обязанностей между членами отряда
юных пожарных, проведение игры по отработке действий при возникновении
возгораний.
8. Первичные
средства тушения пожаров. Пожарные автомобили и
пожарное оборудование. Виды, назначение, правила содержания и порядок
применения первичных средств тушения пожаров. Классификация
огнетушителей, область их применения.
Практическая работа: тренинги по освоению навыков использования
различных средств пожаротушения в быту, в школе.
Основы профессии пожарного.
9. Понятие о героической профессии пожарного.
6
Практическая работа: конкурс эрудитов по истории противопожарной
службы.
10. Первичная доврачебная помощь при пожаре.
Освоение приёмов оказания первой медицинской помощи. Органы дыхания,
значение их для деятельности человека. Сердечно - сосудистая система.
Степени ожогов. Доврачебная помощь при ожогах. Отравление продуктами
горения, первая помощь.
Практическая работа: тренинги по оказанию доврачебной помощи
пострадавшим при пожаре.
11. Противопожарное водоснабжение.
Понятие о свойствах воды как основного вида огнетушащих средств, способы
подачи воды при пожаре. Пожарные водоёмы, пожарный гидрант, пожарный
кран, их назначение.
Практическая работа: освоение на практике пожаротушения.
12. Пожарно - строевая подготовка и пожарно - спасательный спорт.
Физическая подготовка учащихся. Спортивные игры. Правила проведения
соревнований по различным видам пожарно - прикладного спорта ( старт, бег,
финиш).
Практическая работа: выполнение различных упражнений по пожарно строевой и физической подготовке.
13. Подведение итогов работы отряда «Юный пожарный». Подготовка к
соревнованию.
Практическая работа: проведение соревнований по пожарно -спасательному
спорту.
Календарно – тематическое планирование
7
№
занятия
Наименование раздела
программы, темы
Характеристика учебной
деятельности учащихся
Планируемые сроки
1.
Тайны огня. Огонь - друг,
огонь - враг Цели, задачи
дружин юных пожарных.
История развития пожарной
охраны в России
03.09
2
Тайны огня. Огонь - друг,
огонь - враг. Какую пользу
приносит огонь человеку.
3
С огнем не шути. Как человек
научился управлять огнем.
4
С огнем не шути. Основные
причины пожаров. Основы
профилактики
пожаров. Практическая работа:
Пожарное дело в России»
Единая служба спасения
01. Пожарная
техника пожарно-техническое
вооружение.
Отчего происходят
пожары. Характерные
примеры пожаров.
Понимать учебные задачи раздела и
данного занятия стремиться их
выполнять рассказывать о задачах
дружин юных пожарных работать
со взрослыми: формулировать
выводы из изученного материала,
отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на
занятии.
Понимать учебную задачу занятия
стремиться её выполнить; изучить
историю развития пожарной
охраны и добровольных пожарных
дружин в России; работать в
группе: дорогах, предлагать
вопросы по содержанию темы,
оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; работать
в группе; оценивать свои
достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; работать
в группе; оценивать свои
достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; работать
в группе; оценивать свои
достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; работать
в группе; оценивать свои
достижения на занятии
01.10
5
6
10.09
17.09
24.09
08.10
7
Сигарета - яд и пожар.
15.10
8
Сколько стоит пожар?
Затраты на обеспечение
пожарной безопасности,
содержание пожарной охраны
22.10
8
9
Последствия пожаров в
жилых домах и других
зданиях.
10
Практическая работа:
«Берегите жилище от
пожара»
11
Что делать, если загорелась
одежда. Действия при ожоге
12
Предупреждение
травматизма и несчастных
случаев во время пожаров.
Рассказы о некоторых
крупных пожарах.
13
Чтобы ёлка принесла только
радость.
Правила установки ёлки.
Использование
электрогирлянд. Правила
ухода за естественными и
искусственными ёлками.
Главноесамообладание. Практические
занятия по эвакуации
14
15
Люди огненной
профессии. Понятие о
героической профессии
пожарного.
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
материал о пользе огня; работать в
группе: составлять правила
безопасного поведения при
обращении с огнём; оценивать
ответы одноклассников;
формулировать выводы из
изученного материала, оценивать
свои достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить;
подготовить иллюстрированный
материал для бесед по пожарной
безопасности дома, в школе
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
материал о пользе огня; работать в
группе: составлять правила
безопасного поведения при
обращении с огнём; оценивать
ответы одноклассников;
формулировать выводы из
изученного материала, оценивать
свои достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
материал о пользе огня; работать в
группе: составлять правила
безопасного поведения при
обращении с огнём; оценивать
ответы одноклассников;
формулировать выводы из
изученного материала, оценивать
свои достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить;
рассказывать о правилах
безопасной установки
елки, Использование
электрогирлянд.
05.11
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
материал о пользе огня; работать в
группе: составлять правила
безопасного поведения при
обращении с огнём;
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
материал о пользе огня; работать в
группе: составлять правила
безопасного поведения при
обращении с огнём; оценивать
ответы одноклассников;
формулировать выводы из
10.12
12.11
19.11
26.11
03.12
17.12
9
изученного материала, оценивать
свои достижения на занятии
16.
Поделка на тему «Мы
против огня»
17
Поделка на тему «Мы
против огня». Завершение
работы.
18
Правила пожарной
безопасности в школе и
быту. Общие понятия.
19
Правила пожарной
безопасности в школе и
быту.
20
Знаки пожарной
безопасности. Значение
сигнальных цветов и знаков
безопасности в
предотвращении пожаров,
взрывов. Сигнальные цвета, их
смысловое значение. Группы
знаков безопасности.
Геометрическая форма знаков,
смысловое значение.
Знаки пожарной
безопасности.
21
22
Дым над лесом.
Основные причины пожаров в
лесу.
23
Дым над лесом.
Основные причины пожаров в
лесу.
Выполнить поделку из любого
материала, мягкая игрушка,
рисунок, макет, конструкторское
изделие и прочее
24.12
14.01
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; работать
в паре: изучать правила безопасного
поведения в своём доме, мерах
безопасности ; договариваться о
соблюдении мер безопасности в
доме;
формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; работать
в паре: изучать правила безопасного
поведения в своём доме, мерах
безопасности ; договариваться о
соблюдении мер безопасности в
доме;
формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на занятии
21.01
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить.
25.02
28.01
04.02
18.02
04.03
10
24
Действия при
возникновении пожара
25
Что делать, если
загорелась одежда.
Действия при ожоге
26
Первые признаки
отравления угарным
газом.
27
Способы тушения
возгораний.
28
Способы тушения
возгораний.
29
Ответственность
граждан за нарушение
правил пожарной
безопасности.
30
Ответственность
граждан за нарушение
правил пожарной
безопасности.
31
Ответственность за
нарушения требований
правил пожарной
безопасности
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; работать
в паре: изучать правила безопасного
поведения в своём доме, мерах
безопасности ; договариваться о
соблюдении мер безопасности в
доме;
формулировать выводы из
изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
материал о пользе огня; работать в
группе: составлять правила безопасного
поведения при обращении с огнём;
оценивать ответы одноклассников;
формулировать выводы из изученного
материала, оценивать свои достижения на
занятии
11.03
18.03
01.04
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; рассказывать о
правилах безопасного пользования печью;
газом
обсуждать причины возникновения
опасных ситуаций при пользовании
отопительными приборами; изучить
способы тушения возгораний в результате
неправильного обращения с печью, газом
формулировать выводы из изученного
материала, отвечать на итоговые вопросы
и оценивать свои достижения на занятии
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
административные меры наказания за
нарушение правил пожарной
безопасности, делать выводы, оценивать
работу друг друга на занятии
08.04
15.04
22.04
29.04
06.05
11
32
Ответственность за
нарушения требований
правил пожарной
безопасности
33
Летний пожароопасный
сезон. Проведение
инструктажа.
34
Итоговое занятие
13.05
Понимать учебную задачу занятия и
стремиться её выполнить; изучить
административные меры наказания за
нарушение правил пожарной
безопасности
делать выводы, оценивать работу друг
друга на занятии
20.05
27.05
Литература:
1. Примерная программа внеурочной деятельности начального и
основного образования под редакцией В. А. Горского. Москва,
«Просвещение» 2011 год.
12
2. Алексеенко В.А. Основы безопасности жизнедеятельности/ В.А.
Алексеенко. – М.: Просвещение, 2014.
3. Анастасова
Л.П.
Основы
безопасности
жизнедеятельности:
методические рекомендации/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В.
Иванова.- М.: Просвещение,2013.
4. Бариев Э.Р. Пожарная безопасность и предупреждение чрезвычайных
ситуаций// Словарь терминов и определений/Э.Р. Бариев. – Волгоград:
Учитель, 2015.
5. Виноградова С.В «Юные друзья пожарных». Программа работы кружка,
конспекты занятий, внеклассные мероприятия. Волгоград/ «Учитель»
2015.
6. Коровин Г.Н., Исаев А.С. Охрана лесов от пожаров как важнейший
элемент национальной безопасности России. «Лесной бюллетень», №89, 2009.
7. Масленников
М.М.
Основы
пожарной
безопасности
в
общеобразовательном учреждении// М.М. Масленников, 2-е издание.М.: АРКТИ, 2016.
8. Михайлов, А.А. Игровые занятия в курсе «Основы безопасности
жизнедеятельности»: 5\9 классы: 2-ое изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.(Библиотека учителя).
9. Неменок Ю.П. Справочные материалы по некоторым темам курса
«Основы
безопасности
жизнедеятельности».
Пособие
для
преподавателей-организаторов ОБЖ 5-11 классов. М., Издательство
«Фирмы Глянц»,2013.
10.Павлова О.В., Попова Г.П. «Пожарная безопасность» 5 – 11 класс,
конспекты занятий и классных часов. Волгоград. «Учитель» 2013.
11.Павлова О.В. Методические рекомендации по обучению с детьми
правил
пожарной
безопасности
в
детских
образовательных
учреждениях// О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2014г.
12.Правила пожарной безопасности (ППБ01-03). - М.: ИНФРА-М, 2015.
13
13.Практическое пособие «Оказание первой помощи пострадавшим» МЧС
России 2013.
14.Пахнутова О.В «ОБЖ» поурочные планы. Волгоград. «Корифей» 2016.
15.Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школах//Методическое
пособие.- М.: Айрис пресс, 2014.
16.Смирнов. А.Т., Хренников Б.О. «ОБЖ» учебник для 5., 6., 7класса,
Москва «Просвещение» 2014.
17.Шевченко Г.Н «ОБЖ» поурочные планы. Волгоград. «Учитель» 2013.
18.Шишкина Н.К. Безопасность в чрезвычайных ситуациях/под ред. Н.К.
Шишкина. – М.: ГУУ, 2015.
19.Шойгу
С.К.
«Чрезвычайные
ситуации».
Энциклопедия
школьника.Краснодар,2014.
14