РП ВД Функциональная грамотность НОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 6 октября 2009 года №373 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом
Основной образовательной программы начального общего образования в новой
редакции, утвержденной приказом директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10 .
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана на основе авторского курса программы «Функциональная
грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая
грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 класс - 33 часа
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа,
4 класс - 34 часа,
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью
изучения
блока
«Математическая
грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта

применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:










формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам,
к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности
являются: литературные
игры, литературные
гостиные, КВНы, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных
задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими
периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ
по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование
различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций
картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в
соответствии
с
содержанием
программы; иллюстраций
к
литературным
произведениям; опыты по естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные
технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии
развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно
стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в
сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное
исполнение.

Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностными
следующих умений:






результатами изучения

курса

является

формирование

оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:

















определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач
при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:










отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Обучающиеся,
овладевшие читательской
грамотностью,
способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к
чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве
познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
Обучающиеся,
овладевшие естественно
научной
грамотностью,
способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать
обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать
надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся,
овладевшие математической
грамотностью,
способны: распознавать
проблемы,
которые
возникают
в
окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти
проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и
методы; анализировать
использованные
методы
решения; интерпретировать
полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и
записывать результаты решения.
Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и
правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских
картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных
банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1класс

Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление
текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго
десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
Тематическое планирование 1 класс
№

1

Тема

Виталий
Хвосты

Предмет

Формируемые умения

изучения
Блок «Читательская грамотность»
Бианки. Содержание
Определять жанр произведения;
сказки.
называть героев сказки;
Качество: осторожность,
дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
предусмотрительность.
давать характеристику героям;
определять последовательность событий и рассказывать сказку;
составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
различать научно-познавательный текст и художественный;

2

определять, чему учит сказка.
Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

Русская народная Содержание
сказка. Тремок
сказки.
Качество: выносливость,
отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
упорство
давать характеристику героям сказки;
наблюдать над синонимами как близкими по значению
словами (без введения понятия);
делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
сопоставлять графическую информацию со сведениями,
полученными из научно-познавательного текста;
устанавливать истинность и ложность высказываний;
подбирать из текста слова на заданную тему;
определять, чему можно научиться у героя сказки;

3

Владимир
Сутеев. Умелые
руки

Строить связное речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Давать характеристику героям;

Содержание
сказки.
Качество: тру- дополнять предложения на основе сведений из текста;
долюбие.
определять последовательность событий и рассказывать сказку;
составлять вопросы по содержанию сказки;

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и
солнышко

на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать
верные высказывания.
Определять вид сказки;

Содержание
сказки.
Качество: веж- называть героев сказки, находить среди них главного героя;
ливость,
умение
определять принадлежность реплик персонажам сказки (без
признавать
опоры на текст);
свои ошибки
определять последовательность событий сказки;
находить необходимую информацию в тексте;
определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста;
соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;
объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
строить связное речевое устное или письменное высказывание
в соответствии с учебной задачей;
определять, чему учит сказка.

5

Русская сказка.
Содержание
Определять лексическое значение слова;
Петушок и бобовое сказки.
зернышко
Дружба, жад- анализировать содержание текста и составлять план;
ность.
определять по рисунку содержание отрывка из текста;
давать характеристику героям;

понимать, чему учит сказка;
составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;

6

Русская сказка.
Каша из топора

фантазировать и придумывать продолжение сказки.
Определять жанр произведения;

Содержание
сказки.
Качество: сме- называть героев сказки;
калка,
находчивость, выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя
хитрость,
сказки;
глупость
давать характеристику персонажам сказки;
наблюдать над словами близкими и противоположными по
смыслу;
соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с
опорой на текст;
отвечать на вопросы по содержанию сказки;
определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
строить связное речевое устное или письменное высказывание
в соответствии с учебной задачей.
объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

7

Русская народная
сказка.
Лиса и журавль

Содержание
сказки.
Качество: смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

Давать характеристику героям;
определять по рисунку содержание отрывка из текста;
располагать в правильной последовательности предложения
для составления отзыва на прочитанное произведение;
соединять части предложений;
задавать вопросы к тексту сказки;
объяснять главную мысль сказки;

8

Евгений Пермяк.
Торопливый
ножик

дополнять отзыв на прочитанное произведение.
определять жанр произведения;

Содержание
сказки.
Семейные цен- называть героев;
ности.
находить в тексте образные сравнения;

отвечать на вопросы по содержанию сказки;
определять, на какие вопросы можно получить ответы из
Блок «Математическая грамотность»

9

Русская народная
сказка.
Курочка Ряба

10

определять количество предметов при счёте;
составлять и решать выражения с ответом 3;
Счёт
решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
предметов,
составление и
решение выра- соединять с помощью линейки точки и называть многожений, задачи. угольники;

Русская народная
сказка.

определять количество предметов при счёте;
составлять и решать выражения с ответом 5;

Колобок
решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
Счёт
предметов,
составление и
решение выражений, задачи.
Многоугольники
11

Русская народная
сказка.

соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
решать задачу в два действия.
определят порядковый номер предметов
раскладывать число 6 на два слагаемых;
отвечать на вопросы на основе условия задачи;

Репка
анализировать данные и отвечать на вопросы;

12

Русская народная
сказка.
Волк и семеро
козлят

Состав числа 6,
анализ данных
и ответы на вопросы.
Счёт
предметов,
составление и
решение выражений, задачи.
Ломаная.

анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
работать в группе.
определять количество предметов при счёте;
образовывать число 7,8;
составлять и решать выражения с ответом 7 и 8;
решать задачу в два действия;
находить остаток числа;

13

соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру - ломаную.
Русская народная
Состав числа 9, раскладывать число 9 на два слагаемых;
сказка. Сестрица
анализ данных
Аленушка и братец и ответы на во- отвечать на вопросы на основе условия задачи;
Иванушка
просы.
анализировать данные и отвечать на вопросы;
анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
работать в группе.

14

Русская народная
сказка. Три
медведя.

раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из
Разложение
слагаемых больше другого;
числа 10 на два
и три слагае- раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые
мых.
равны;
раскладывать число 10 на три слагаемых;

15

Русская народная
сказка. Лиса и волк

раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
Задачи
на раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
нахождение части.
решать задачи на нахождение части числа:
Состав
12.

числа читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по
самостоятельно выполненным подсчётам;
практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать
сектора круговой диаграммы;
сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;

16

Русская народная
сказка. Два
жадных
медвежонка

читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
- понятия цена, товар, стоимость, спрос;
Деньги, цена,
услуги, товар.

17

18

находить прямоугольники на рисунке.
Задачи
на решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на
нахождение
несколько единиц;
суммы.
читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по
Состав чисел самостоятельно выполненным подсчётам;
второго
десятка.
раскладывать числа первого и второго десятка на несколько
слагаемых;

К. Чуковский. Муха
Цокртуха.
К. Чуковский.
Муха Цокртуха.

Деньги, цена, наблюдать над понятиями: товар и услуга;
услуги, товар.
определять необходимые продукты и их цены;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;

19

А. Толской.
Приключение
Буратино

работать в группе.
Цена,
стои- наблюдать над различием цены и стоимости;
мость, сдача,
сбережения.
определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
определять стоимость покупки;

анализировать
выводы;

20

А. Толской.
Приключение
Буратино

Карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая покупка.

информацию

и

делать

соответствующие

объяснять смысл пословиц.
наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая
покупка, желаемая покупка;
выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
анализировать
выводы;

информацию

и

делать

соответствующие

рассуждать о правильности принятого решения;

21

С. Михалков.
Как мужик корову
продавал

Реклама.

проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию
собственных действий по решению учебной задачи.
Наблюдать над понятием «реклама»;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
анализировать представленную информацию и выбирать
надпись для магазина;
делать выбор на основе предложенной информации;

22

Лесной банк

называть различные виды рекламы.
Банк, финансы, Наблюдать над понятием «банк»;
банковские
услуги, работ- объяснять значение понятий на доступном для первоклассника
ники банка.
уровне;
анализировать информацию, представленную в текстовом виде,
и на её основе делать соответствующие выводы:

23

Русская народная
сказка. Вершки и
корешки

строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
Наблюдать над понятием «сделка»;

Мошенник,
сделка, доход,
выручка, при- объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
быль, продажа
оптом.
понимать, почему оптом можно купить дешевле;
выбирать товары для покупки на определенную сумму;

строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
24

Русская народная
сказка. Лисичка со
скалочкой

Услуга, равно- различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над
ценный обмен, понятием «равноценный обмен»;
бартер.
объяснять, что такое бартер;
формулировать правила обмена;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.

25

Блок «Естественно-научная грамотность»
Русская народная
Вода, свойства наблюдать над свойством воды - прозрачность;
сказка. Сестрица
воды.
Аленушка и братец
определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане
Иванушка
вода смешана с сахаром;
определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца
плавать;
определять, как влияет вода на движение листа бумаги по
гладкой поверхности;
использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;

26

Пятачок, ВинниПух и воздушный
шарик

Воздушный
шарик, воздух.

делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.
доказывать, что внутри шарика находится воздух, который
легче воды;
показывать, что шарик можно наполнять водой;
объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока
и соды;
рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности
воды;
объяснять, почему шарик не тонет в воде;
рассказывать, в каком случае шарик может летать;

27

Про репку и
Корнеплоды.
другие корнеплоды

делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.
Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их
существенные признаки, описывать особенности внешнего
вида;
осуществлять поиск необходимой информации из рассказа
учителя, из собственного жизненного опыта;
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

28

Плывёт, плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

контролировать свою деятельность по ходу выполнения
задания.
определять плавучесть металлических предметов;
объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
объяснять, почему случаются кораблекрушения;
объяснять, что такое ватерлиния;

определять направление ветра.
29
Снегурочка

Объяснять, что такое снег и лёд;
объяснять, почему в морозный день снег под ногами
Три состояния
воды.

скрипит;
наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
наблюдать над формой и строением снежинок;
составлять кластер;
проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;

30

Как делили апельсин

высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
Апельсин, пла- объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии
вучесть, эфир- на него сока из цедры апельсина;
ные масла из
апельсина.
объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
объяснять, как узнать количество долек в неочищенном
апельсине;
определять в каком из апельсинов больше сока;
познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из
косточек;
проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

31

Крошка
Енот и
Тот, кто сидит в
пруду

Зеркало, отраобъяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
жение,
калейдоскоп.
определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,
наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах;
наблюдать многократность отражений;
проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;

32

Иванова соль

строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
Соль, свойства наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства
соли.
соли и песка;
составлять связное речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;

представлять результаты исследовательской деятельности в
различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
анализировать условия проведения опыта и проводить опыт,
аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные
результаты опытов;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.

2класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию
прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их
значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь,
логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических
фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и
повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно - научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной.
Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди овощей корнеплодов.
Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о
позвоночных животных.
Тематическое планирование 2 класс
№

Тема

1

Михаил Пришвин.

Предмет

Формируемые умения

изучения
Беличья па
мять

Различия научно
познавательного
и
художественного
текстов.








Определять жанр, тему, героев произведения;
объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;
озаглавливать прочитанный текст;
находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию прочитанного и
отвечать на них;
давать характеристику герою произведения;

2

Про беличьи запасы

Сложение
одинаковых
слагаемых, решение задач.



различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.



Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
выполнять сложение и сравнение чисел в пределах
100;
объяснять графические модели при решении задач;
анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;





3

Беличьи деньги

Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.







4

Про белочку и
погоду

Наблюдения за
погодой.







5

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Медвежье
потомство

Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая
погода», «облачность»;
объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
работать с таблицами наблюдений за погодой;
высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
работать в парах.

Определять жанр, тему, героев произведения;
Содержание
 объяснять значения выражений, встретившихся в
рассказа.
тексте;
Отличия художе отвечать на вопросы по содержанию текста цитаственного,
тами из него;
научно  составлять вопросы по содержанию текста для
познавательного
и газетного
готовых ответов;
стилей.


6

Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;
понимать, откуда возникло название российских
денег «рубль» и «копейка»;
находить у монеты аверс и реверс;
выполнять логические операции: анализ, синтез и
сравнение;
готовить небольшое сообщение на заданную тему.

Столбчатая
диаграмма,
таблицы, логические задачи.



определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
разгадывать ребусы;



устанавливать логические связи.



Анализировать данные столбчатой диаграммы,
представленные в явном и неявном виде;
дополнять недостающие на диаграмме данные;
отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны
на диаграмме;
анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
решать логические задачи на практическое
деление;
находить периметр треугольника;
строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.









7

Повреждённые и
фальшивые деньги

Наличные
деньги, средства
защиты бумажных денег,
повреждённые
деньги.






Объяснять на доступном для второклассника
уровне, что такое фальшивые и поврежденные
деньги;
знать правила использования поврежденных денег;
находить и показывать средства защиты на рос-

сийских банкнотах;

8

Лесные сладкоежки

Медонос,
настоящий и
искусственный
мёд



находить необходимую информацию в тексте;



отвечать на вопросы на основе полученной информации.




Проводить несложные опыты с мёдом;
определять последовательность действий при
проведении опытов;
делать выводы по результатам опытов;
различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
анализировать данные таблицы;
строить логические рассуждения и оформлять их в
устной и письменной речи;
иметь представление о лечебных свойствах мёда.







9

Лев Толстой. Зайцы

Содержание
рассказа.
Сравнение
научно познавательного
и
художественного
текстов.







Заполнять кластер на основе полученных сведений
из текста;
определение лексического значения слова;
находить необходимую информацию в тексте;
определять объект на рисунке с помощью подсказки;
определять последовательность действий, описанных в рассказе;

различать художественный и научно- познавательный
текст;



10

11

Про зайчат и
зайчиху

Банковская карта

сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
определять по высказываниям информацию, полученную из текста;



строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.

Единицы
измерения
времени: сутки,
часы. Сложение
в пределах 100.




Логические
задачи.
Диаграмма.
Банковская
карта.




Определять количество часов в сутках;
находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
решать логические задачи по данному условию;
составлять элементарную диаграмму.









Давать характеристику наличным деньгам;
рассказывать о дебетовой банковской карте;
объяснять, что обозначают надписи на карте;
объяснять, как производить покупку в магазине;
объяснять, как можно снять деньги в банкомате с
помощью карты;



12

Про Зайчишку и
овощи

Морковь,
огурец, помидор,
свёкла, капуста

13

Николай Сладков.
Весёлая игра

Содержание
рассказа

14

Лисьи забавы

Решение
логических задач
с помощью
таблицы;
столбчатая
диаграмма,
чертёж.

рассказывать о кредитной банковской карте.

- Определять по рисункам названия растений и находить
среди них овощи;




выделять среди овощей корнеплоды;
проводить опыт по проращиванию моркови;
определять цвет сока овощей опытным путём;

сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
 Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
 понимать, что такое «цитата», использовать цитаты
в качестве ответов на вопросы по содержанию
прочитанного текста;
 объяснять лексическое значение слов и выражений;
 устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью
цитат;
 составлять на доступном для второклассника языке
инструкции/правила, грамотно оформлять их на
письме.






Определять дату по календарю;
находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
записывать краткую запись и решение задач;
решать логические задачи с помощью таблицы;
анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диа-

грамме данные;

15

Безопасность денег
на банковской карте

Правила
безопасности
при использовании банковских
карт.



составлять вопросы, ответы на которые можно
узнать по данным столбчатой диаграммы;



читать простейшие чертежи, выполнять построения
на чертеже в соответствии с данными задачи.



Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской
карты, объяснять их назначение;
находить необходимую информацию в тексте задания;
формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.




16

Лисьи норы

Устройство
лисьей норы,
свойства лесной
земли, песка и
глины, состав
почвы.







Иметь представление об устройстве лисьих нор;
проводить простейшие опыты по определению
свойств лесной земли, песка и глины, состава
почвы;
делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, от чего зависит плодородие
почвы.

17

Обыкновенные
кроты

Содержание
научнопознавательного
текста.





Определять тип текста;
составлять описание крота на основе прочитанного
текста;
разгадывать ребусы и соотносить слова

ассоциации;






18

Про крота

Сложение в
пределах 100.
Логические
задачи.



определять название раздела, в котором может
быть размещён текст.






Решать задачи логического характера;
решать задачи с использованием данных таблицы;
решать задачи на основе данных диаграммы;
решать примеры на основе предложенной цепочки
примеров;
определять цвета геометрических фигур на основе
верных высказываний.



Диаграмма.

19

Про кредиты

Кредит.
Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит
наличными.

соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;
объяснять значение слова;
составлять вопросы по предложенным предложениям;
находить синонимы к предложенному слову;
писать сочинение-рассуждение по заданной теме;







Объяснять, что такое «кредит»;
определять виды кредитов;
понимать, чем отличаются друг от друга разные
виды кредитов;
определять сумму переплаты по кредиту;
определять, какой кредит наиболее выгоден банку

по срокам его оплаты;


- определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты

20

Корень - часть
растения

Корень. Виды
корневых
систем. Видоизменённые корни.







Называть части цветочных растений;
объяснять, для чего растению корень;
доказывать, что рост растения начинается с корня;
называть виды корневых систем;
называть видоизменённые корни.

21

Эдуард Шим.

Содержание
художественного
текста.



Определять книгу, в которой можно прочитать
предложенный художественный текст;
определение лексического значения слова;
находить необходимую информацию в тексте;
находить в тексте предложение по заданному вопросу;
разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
определять главную мысль текста;
определять, чему учит текст;
строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.

Тяжкий труд









22

Про ежа

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия
месяцев.
- Находить значение выражений, соотносить полученные
результаты с буквами и читать название насекомого;







23

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.

24

Занимательные
особенности яблока

Яблоко, свойства
яблока.

называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
 Давать определение вклада;
 называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
 объяснять, что такое банковский процент по
вкладам;
 объяснять, как считают банковский процент по
вкладам;
 объяснять, почему банки выплачивают проценты.






25

Полевой хомяк

Содержание
научно познавательного
текста.











26

Про полевого
хомяка

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая

определять время с помощью скорости и
расстояния;
определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую
диаграмму;
отвечать на вопросы на основе полученных
данных;
определять последовательность маршрута на основе схемы;
записывать слова с помощью кода;





Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет,
а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
объяснять, почему яблоко плавает;
объяснять, почему яблоко отталкивается от
магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
находить на срезе яблока рисунок звезды.
Определять вид текста;
составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
дополнять описание хомяка на основе рисунка;
придумывать сравнения;
составлять вопросы по данным предложениям;
отвечать на вопросы на основе полученных сведений;
разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
определять сведения, которые удивили;
составлять план при подготовке к сообщению.
Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название
животного;
строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;

диаграммы, именованные числа,
четырёхугольники.






27

28

Ловушки для денег

Про хомяка и его
запасы

Доходы,
расходы,
прибыль,
дефицит,
профицит.





Горох, свойства
прорастания
гороха.














29

Про бобров

Содержание
текста, текстописание.










30

Бобры- строители

Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.









31

Такие разные
деньги

Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.




отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
находить путь хомяка на основе заданного условия,
доказывать, что путь выбран правильно;
записывать именованные числа в порядке возрастания;
строить четырёхугольники по заданному условию.
Определять доходы, расходы и прибыль;
отличать желаемые покупки от необходимых;
рассуждать, как поступать в различных ситуациях
при покупке товара;
объяснять, что такое дефицит и профицит;
рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
Называть растения, плоды которых составляют
основу питания хомяка;
объяснять и доказывать, как влажность и воздух
влияют на прорастание семян;
объяснять и доказывать, что для роста, особенно в
первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
объяснять и доказывать, как влияет наличие света
на прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет температура на
прорастание семян;
объяснять и доказывать, как влияет глубина посева
на прорастание семян;
определять правильную последовательность прорастания семян гороха.
Определять тип текста, его тему;
находить выделенное в тексте словосочетание и
объяснять его лексическое значение;
находить среди предложенных вариантов вопросы,
на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
задавать вопросы по содержанию прочитанного;
сравнивать тексты;
определять сведения, которые удивили;
составлять речевое высказывание в письменной
форме.
Иметь представление о диаметре окружности;
анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;
находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
работать с чертежом;
решать логические задачи.
Иметь представление о валюте как национальной
денежной единице;
находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;




32

Материал для
плотин

Строение
древесины
дерева,
определение
возраста дерева.






33

Позвоночные
животные

Рыбы, птицы,
рептилии,
амфибии, млекопитающие.







устанавливать принадлежность денежной единицы
стране;
иметь представление о банковской операции «обмен валюты».
Иметь представление о составе древесины
проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев;
делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие
породы деревьев.
Называть группы позвоночных животных;
называть признаки пяти групп позвоночных животных;
определять название животного по описанию;
выбирать признаки земноводного животного;
выбирать утверждения, которые описывают при-

знаки животного;



34

Встреча друзей

выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы
в тексте;
составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;



рассуждать об открытии, сделанном на занятии.



Находить необходимую информацию в тексте
задания;
понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
анализировать и дополнять недостающие в таблице
данные;
выполнять письменное и устное сложение чисел в
пределах 1000.





3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела,
свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад,
пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия
семейного бюджета.

Математическая
грамотность: нахождение
значений
математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
Тематическое планирование 3 класс
№

Тема

Предмет

Формируемые умения

изучения
1

Про дождевого
червяка

2

Кальций

Бок «Читательская грамотность»
Тип текста.
 Определять тип текста;
Содержание
 дополнять предложение словами из текста;
научно определять периоды развития дождевого червя на
познавательного
основе теста;
текста.
 объяснять, почему дождевые черви - это
настоящие сокровища, живущие под землёй;
 определять на основе теста способ питания
дождевых червей;
 находить предложение, соответствующее рисунку;
 выбирать утверждения, соответствующие тексту;
 составлять вопрос по содержанию текста;
 называть дополнительные вопросы, ответов на
которые нет в тексте.
Содержание
научнопознавательного
текста.










3

Сколько весит
облако?

Тип текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста












4

Хлеб - всему го
лова

Тип текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста




Работать с кластером;
Дополнять предложение словами из текста;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения, которые соответствуют
прочитанному тексту;
составлять предложения по рисунку;
составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или
главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно найти
ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
определять название книг с достоверными
сведениями.

Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или
главная мысль;

5

Про мел

Главная мысль
текста.
Содержание
текста.



записывать пословицы о хлебе;








Заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
соединять части предложений и определять их
порядок;
составлять план текста в виде вопросов;
составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.




6

Про мыло

Содержание
научнопознавательного
текста.










7

История свечи

Содержание
научнопознавательного
текста.













8

Магнит

Содержание
научнопознавательного
текста.









9

Дождевые черви

Дополнять предложение;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
соединять части предложений и определять их
порядок;
находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
находить в тексте предложение по заданному
условию;
дополнять текст по заданному условию;
определять даты принятия гербов.
Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос;
определять слово по его лексическому значению;
называть вещества, которые используют при
изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в
тексте;
составлять вопросы и находить ответы в тексте;
соединять части предложений и определять их
порядок;
заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
называть правила безопасности при использовании
свечей;
рассказывать о прочитанном произведе-

Давать определение слова;
дополнять предложение;
находить ответ на поставленный вопрос;
объяснять значение словосочетания;
с помощью текста находить отличия между
предметами;
называть предметы, о которых говорится в тексте;
рассказывать о прочитанном произведении.

Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
 Называть части тела дождевого червя;
 объяснять, какую роль играют щетинки в жизни
животного;
 рассказывать, чем питается дождевой червь;
 объяснять, почему во время дождя дождевые черви
выползают на поверхность земли;




10

Полезный кальций

Кальций








11

Про облака

Облака







12

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.










13

14

Мел

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мел

Мыло

Называть внешние признаки сходства и различия
ржи и пшеницы;
описывать внешний вид ржаного и пшеничного
хлеба;
определять наличие дырочек в хлебобулочных
изделиях;
давать определение слову «дрожжи»;
проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
проводить опыт, показывающий влияние сахара на
процесс брожения;
проводить опыт, доказывающий образование
углекислого газа при брожении;
проводить опыт, доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от выдержки теста.



называть области применения мела.





Называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется
пена;
проводить опыт, доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
проводить опыт, доказывающий, что мыло
уменьшает поверхностное натяжение воды;
исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
доказывать, что мыльные пузыри образуются из
жидкого мыла.




Свеча

С помощью опыта показывать образование
облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются в
размере;
называть явления природы;
называть виды облаков;
определять погоду по облакам.

Доказывать, что мел не растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел;
доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
определять состав мела;



Про свечи

Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью опытов, что происходит с
костями и скорлупой яйца, если из них удалить
кальций;
составлять суточное меню с молочными
продуктами;
дописывать вывод о необходимости кальция для
организма.








15

наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
заполнять таблицу-характеристику на дождевого
червя.



Рассказывать о строении свечи;






17

Волшебный магнит

Магнит








18

Проверь
Материал,
изученный
первом
полугодии.

рассказывать о зонах пламени свечи;
объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри ёмкости поднимается
вода;
объяснять, почему происходит возгорание дыма.
Называть виды магнитов;
определять опытным путём, какие предметы
притягивает магнит;
доказывать с помощью опыта, что магнитная сила
действует через стекло и другие предметы;
показывать с помощью опыта, что магнит может
намагничивать металлические предметы;
рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
показывать с помощью опыта, как можно создать
компас.

себя Ориентироваться Проверь себя
в
понятиях,
в изученных
в
первом
полугодии;
применять
полученные
знания в повседневной жизни;
работать
самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»

19

Что такое «бюджет»?

Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,
- Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;




понимать, из каких уровней состоит бюджетная
система России;
объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и
куда они расходуются;
выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;

уметь слушать и слышать собеседника.

20

Семейный бюджет

Семейный
бюджет, доходы
и расходы.







21

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата

Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты.







22

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия

Пенсия,
досрочная пенсия, пособия для
разных
категорий
граждан.








23

Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш

Наследство,
вклад, выигрыш.




25

На что тратятся
Классификация
семейные деньги? расходов по
Виды расходов
различным основаниям.

На что тратятся
Виды
семейные деньги? обязательных
Обязательные
платежей.
платежи

Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «заработная плата», «фиксированная
зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
анализировать данные, представленные в виде
графика;
приводить примеры различных профессий;
объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «пенсия», «досрочная пенсия»,
«пособие»;
на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения досрочной
пенсии;
называть пособия, которые получают граждане
нашей страны;
определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие - к эпизодическим.

-- Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад»,
«наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;



24

Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
понимать, как в семье появляются доходы;
делить расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
заполнять кластер;
формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.

понимать, что выигрыш облагается налогом;
иметь представления о налогах, которые человек
должен заплатить от доходов, полученных в виде
выигрыша;
понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад;
называть предметы, которые человек может
получить в наследство.

-- Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы»,
«ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые
расходы»
 Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «коммунальные платежи», «тариф»,
«штрафы», «налоги»;
 объяснять, почему обязательные платежи нужно
платить вовремя;
 на примере различных ситуаций определять вид
обязательного платежа.

26

Как сэкономить
Экономия
семейные деньги? семейного
бюджета.






27

Расходы и
доходы бюджета

28

Планируем семейный бюджет

Блок «Математическая грамотность»
Сравнение
 Определять дефицитный и профицитный бюджет;
доходов и
 анализировать данные, представленные на
расходов.
инфографике, и на основе этих данных заполнять
Дефицит и
таблицу;
профицит.
 выполнять вычисления по таблице;
 выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел;
 составлять задачу по предложенному решению;
 формулировать вопрос задачи.
Доходы и
расходы в
семейном
бюджете.









29

Подсчитываем
семейный доход

Семейный доход
в таблице, на
диаграмме.









30

Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «экономия семейного бюджета»,
«продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
формулировать простые правила экономии
семейного бюджета;
на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.

Прожиточный
Пенсии и пособия минимум

анализировать данные, представленные в таблице,
и по этим данным выполнять необходимые
вычисления;
выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел, деление круглого числа на однозначное;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять умножение двузначного числа на
однозначное путём сложения одинаковых
слагаемых;
выполнять чертёж к задаче и записывать её
решение.
Анализировать график и по данным графика
заполнять таблицу;
выполнять сложение круглых многозначных
чисел;
находить с помощью калькулятора среднее
арифметическое;
сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
анализировать данные таблицы и на основе этих
данных дополнять недостающие подписи на
круговой диаграмме;
самостоятельно составлять круговую диаграмму.

Анализировать данные, представленные в таблице;





выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел;
анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за
определённый период;
заполнять таблицу на основе текстового
материала;

подсчитывать доход семьи от детских пособий.

31

Подсчитываем
случайные (нерегулярные)
доходы

Налог на
выигрыш, доход
от выигрыша в
лотерею.





32

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.






33

Расходы на обяза- Обязательные
тельные платежи платежи








34

Проверь себя

Материал,
изученный во
втором
полугодии.






Определять, с какой суммы и в каком размере
нужно платить налог с выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от
выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от числа.
Анализировать данные инфографики;
находить в таблице информацию, необходимую
для выполнения задания;
подсчитывать расходы на питание и определять,
какую часть от семейного дохода они составляют;
подсчитывать, какую часть семья откладывает на
непредвиденные расходы.
Определять, какие налоги должна платить семья;
анализировать данные диаграммы и на основе этих
данных заполнять таблицу;
подсчитывать ежемесячные обязательные
расходы;
пользоваться калькулятором;
объяснять причину уменьшения или увеличения
обязательных платежей;
выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел.
Ориентироваться в понятиях, изученных во втором
полугодии;
применять полученные знания в повседневной
жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

4 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее
растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки
посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность: потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и

его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

страховые

риски,

Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на
товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

Тематическое планирование 4 класс
№

Тема

Предмет

Формируемые умения

изучения
Блок «Читательская грамотность»

1

Старинная
женская одежда

Содержание
научнопознавательного
текста.











2

Старинные женские головные
уборы

Содержание
научнопознавательного
текста.







3

Старинная мужская одежда и
головные уборы

Содержание
научнопознавательного
текста.








Определять лексическое значение слова;
озаглавливать текст;
определять тему;
определять главную мысль;
составлять план в виде вопросов;
с помощью текста определять название женской
одежды;
с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
объяснять значение слова;
приводить примеры современной женской одежды.

Определять лексическое значение слова;
составлять план, используя слова из текста;
объяснять значения слов;
определять по описанию названия головных
уборов;
приводить примеры современных головных
уборов.
Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
отвечать на вопросы по тексту;
вписывать пропущенные слова в текст;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
оформлять план текста;

4

Жилище крестьянской семьи
на Руси

Содержание
научнопознавательного
текста.



определять с помощью описания название
предмета.



Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
рассуждать и записывать своё мнение о различии
между предметами;
отвечать на вопросы по тексту;
рассуждать, давать определение слова;
называть элементы оформления избы.






5
6

Внутреннее
убранство и
предметы обихода русской
избы

Содержание
научнопознавательного
текста.











7

История посуды
на Руси

Содержание
.
научнопознавательного
текста








8

Какие деньги
были раньше в
России

Содержание
научнопознавательного
текста.











9

Томат

Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы;
называть предметы печной утвари;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
соотносить описание предметов с их рисунками;
описывать назначение предметов;
составлять обобщающий план.

Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
соотносить рисунок и его название;
работать с толковым словарём;
рассуждать и записывать ответ на вопрос;
записывать ответ на вопрос по его началу;
определять части предмета, называть их;
Определять лексическое значение слова с
помощью Википедии;
называть опорные фразы, с помощью которых
можно дать ответ на вопрос;
определять тему текста;
составлять план текста;
находить информацию в Интернете;
записывать названия монет в порядке их возрастания;
указывать названия современных денег.

Блок «Естественно-научная грамотность»

Томат.










Называть части растения;
объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
определять горизонтальный и вертикальный срез;
указывать количество гнёзд;
объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
называть части плода помидора;
объяснять, что такое пасынок у помидора;
работать с таблицей.

10

Болгарский перец

11

Картофель

Болгарский
перец.

Картофель








Объяснять, что такое паприка;
называть части растения;
рассказывать о строении плода перца;
определять форму плода перца;
рассказывать о строении семени перца;
делать выводы на основе полученной информации.




Называть части растения;
объяснять, чем отличаются плоды картофеля от
плодов томата;
объяснять, какой вывод сделали и почему;
объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
объяснять, что такое крахмалистость;
определять срок созревания картофеля;
объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
называть способы размножения картофеля.









12

Баклажан. Семейство Паслёновые

Баклажан.








13

Лук

Лук.






Называть представителей семейства Паслёновые;
объяснять, что такое соланин;
называть благоприятные условия для прорастания
семян;
определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
определять глубину посева семян;
заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

Называть части лука;
называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
называть этапы выращивания лука;
наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.

14

Капуста

Капуста.








Называть виды капусты;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе;
рассказывать о размножении капусты;
проводить опыты с цветной капустой.

15

.Горох

Горох.






Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха;
объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
определять, что горох является холодостойким растением;
проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.



16

Грибы

Грибы.








Называть части гриба;
называть виды грибов;
рассказывать о плесневых грибах;
называть грибы-невидимки;
проводить опыт по выращиванию плесени;
называть грибы-паразиты.

17

Творческая работа

По выбору.





Выбрать тему для творческой работы;
выполнять творческую работу;
представлять классу творческую работу.

Блок «Финансовая грамотность»

18

Потребительская
корзина

19

Состав потребительской
корзины.







20

Прожиточный
минимум

Назначение
прожиточного
минимума.








21

Инфляция

Инфляция.






22
23

Распродажи,
скидки, бонусы

Акции,
распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.








Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзина для трёх категорий населения;
объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей
страны;
объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.

Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный
размер оплаты труда»;
объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.

Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики.

Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
программа», «программа лояльности», «бонусы»,
«кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов
магазинов и привлечения покупателя;
понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
формировать навыки грамотного покупателя.

24

Благотворительность

Благотворительность.






25

Страхование

Виды
страхования.





- Понимать значение и правильно использовать
термины «благотворительность»,
«благотворительный фонд»;
называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней
нуждается.

Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
называть виды страхования;
называть различные страховые риски.

Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

Расписание
занятий,
выгодная
покупка.







27

Делаем ремонт

28

Смета ремонта,
расчёт
стоимости строительных
материалов.






29

Праздничный
торт

Рецепт торта,
задачи на
тройку величин
«цена, количество,
стоимость».








30

Обустраиваем
участок

Расходы на обустройство
участка,
площадь и
периметр






31

Анализировать расписание занятий с целью
определения свой занятости;
решать задачи на определение стоимости покупки;
определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
решать задачи на определение скорости плавания;
решать логические задачи.

Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого
материала для ремонта кухни;
решать задачи на расчёт стоимости необходимого
материала для ремонта кухни;
читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

Работать с таблицами;
подсчитывать стоимость продуктов для торта;
определять, какие продукты выгоднее купить для
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта;
сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Читать простой чертеж и определять его масштаб;
находить площадь и периметр участка и построек
на нём;
решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

32

Поход в кино

Расходы на
поход в кино.





33

Отправляемся в
путешествие

Расходы на
путешествие.





34

Составляем словарик по финансовой грамотности

Понятия по
финансовой
грамотности,
изученные в 1-4
классах.








Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни
Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
иллюстрировать изученные понятия;
составлять математические задачи с изученными
финансовыми терминами;
работать самостоятельно и в парах;
планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn

http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотност
ь%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функци
ональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».