1.Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Орлята России» разработана в
соответствии:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с
изменениями);
- Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672;
- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
- Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся
начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; авторсоставитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2022г.
1.1.Содержательные основы Программы развития социальной активности обу
чающихсяначальных классов «Орлята России»
В рамках, указанных выше тенденций была разработана и начала своёосущест
вление Всероссийская Программа развития социальной активностиобучающихся нач
альных классов «Орлята России» (далее – Программа, программа
«Орлята России»). Внедрение программы «Орлята России» в практику общеобразоват
ельных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач
государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие
единогообразовательного пространства России.
1.2.Актуальность Программы «Орлята России»
Актуальность
продиктована
общим
контекстом
изменений
в
образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в
образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской
Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности»
артикулируется
как
в
текстах
последнегоФГОС начального общего образования, так и в «Примерной рабочей прогр
амме воспитания», в которой указывается, что «поощрение социальной активности об
учающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания
в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствуетвосстан
овлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением иего да
льнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира.
В данном разделе мы определим своё понимание основных понятий и категори
й,заложенных в Программе.
1.3.Тезаурус основных понятий Программы «Орлята России»
Понятие «социальная активность младшего школьника» в контексте Прог
раммы рассматривается как творчески-преобразовательное отношениесоциального
субъекта
к
окружающей
его
социальной
и
природной
среде,
проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое ак
тивное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие
социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общест
венных отношений.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание усл
овий для самоопределения и социализации обучающихся на основесоциокультурных,
духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведени
я в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Оте
чества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения,
бережногоотношения к культурному наследию и традициям многонационального на
рода
Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273
«Об образовании в Российской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей
ивзрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческ
ихспособностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а
также формирование организаторских способностей. (Иванов И.П. Энциклопедия колл
ективных творческих дел – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.)
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспит
ания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими,запомина
ющимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей иобладали бы
при этом
достаточным воспитательным потенциалом. (Степанов П.В. Современная теория вос
питания: словарь-справочник /Под ред. Н.Л. Селивановой. – М.:Издво: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.30)
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравс
твенных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и об
щения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каж
дого её члена. (Ковалёва А.Г. «Педагогика «Орлёнка» в терминахи понятиях»: уч.
пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И. Панченко, И.В. Романец, А.М.
Кузнецова. – М: Собеседник, 2005. – 192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и
явлений. (СтепановП.В. Современная теория воспитания: словарьсправочник /Под ред. Н.Л. Селивановой.
– М.: Издво: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2016. – С.47). Ценностные
основания,
заложенные
в
Программе:
Родина,
семья,
команда,
природа, познание, здоровье.
Микрогруппа – основное место общения и деятельности ребёнка в смене.
В группе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает
возникшие проблемы, делится впечатлениями. (И.В. Иванченко Как рождается микр
огруппа: методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ
«Орлёнок», 2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью
чередования творческих поручений.
1.4. Ценностные основания Программы «Орлята России»
Примерная рабочая программа воспитания, задавая целевые ориентиры и треб
ования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечива
ет соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов
в
образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе
российских
базовых
национальных
ценностей
выделить
ценностные
основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа,
Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земл
е,людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и б
ытьполезным своей стране; формирование российского национального исторического
сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных тради
ций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра,
любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохране
ния добрых семейных традиций с учётом национальных
и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместнаядеятел
ьность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё
время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природ
ному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую
среду,понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём;
активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные
представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и
объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасно
еповедение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой прин
адлежности.
1.5. Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делать вместе,
сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное
действиеи увлекательное приключение!
1.6.
Методологической основой Программы является воспитание в коллективнотворческой деятельности, автор которой доктор педагогических наук, профессор,
академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович Иванов считал, что
самый
педагогически
эффективный
коллектив
–
это
единое
содружество взрослых и детей, а самая эффективная воспитывающая деятельность – та,
что создаётсяи развивается самими воспитанниками, вовлечёнными в процесс жизнетв
орчества.
В.А. Сухомлинский писал1: «В школе учат не только читать, писать и считать, н
ои думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В
школе учатся жить».
В основу курса внеурочной деятельности положен системно- деятельностный
подход, позволяющий
за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса,
где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку,
опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и
попробовать применить этот опыт в своей жизни.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального
мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных
предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к
своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и
ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение
к
здоровому
образу
жизни, прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую и исследовательскую деятельность.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4 классов; рассчитан на 1 час в
неделю 1 класс – 33 часа, 2-4 классы -34 часа в каждом классе.
2. Построение курса внеурочной деятельности для 1 классов
Первоклассники занимают особое место среди обучающихся начальных классов. Учитывая
их физиологические, психологические и познавательные особенности развития, учителю
необходимо первоначально решить вопросы, связанные с адаптацией детей к учебному
процессу. Поэтому вхождение в программу «Орлята России», знакомство с треками для
ребят 1-го класса начинается со 2-й четверти. Последовательность треков, а также
количество занятий в каждом треке для обучающихся в первом классе отличается от
предлагаемых для остальной начальной школы.
Для подготовки первоклассников к участию в программе «Орлята России» в первой
четверти учителю предлагаются для проведения с детьми четыре игровых занятия, по два в
каждом месяце четверти.
Деятельность
4 игровых занятия для:
- вхождения
ребёнка
в ритм
и
атмосферу школьной деятельности;
- включения детей в деятельность, мотивирующую
на дальнейшее участие в Программе.
Даты
сентябрь, октябрь
Занятия:
- с использованием игр на командообразование, создание
благоприятной психоэмоциональной атмосферы
в
классе, мотивацию на участие в Программе;
- для приобретения опыта совместной деятельности
вкоманде,
- для выявления лидеров и формирования в дальнейшем
микрогрупп для
использования методики
ЧТП (чередования творческих поручений).
- первичная оценка уровня
сплочённости класса.
Вводный «Орлятский урок» для первоклассников
ноябрь
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
ноябрь
декабрь
Комментарии
В первой четверти учителю необходимо решить ряд главных задач:
введение первоклассника в новый для него школьный мир,
помощь ребёнку
в
адаптации
к
новым социальным
условиям, сохранение/настрой
на позитивное
восприятие учебного процесса.
А
также
развитие
мотивации детей на участие в Программе
«Орлята России».
У каждого учителя есть собственный опыт решения выше
обозначенных задач, и к этому опыту в рамках подготовки к участию
в программе «Орлята России» мы предлагаем
добавить проведение
четырёх игровых занятий.
Дни
и
время,
удобное
для
их проведения,
педагог
выбирает самостоятельно.
Основными задачами являются старт Программы для детей
и эмоциональный настрой класса на участие в Программе.
Ко
второй
четверти
учебный процесс и все связанные с ним
новые правила жизнедеятельности становятся для ребёнка более
понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать
интерес
к процессу
получения
новых знаний,
с
другой
стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения
информации.
Мастерская Деда Мороза: подготовка класса и классной ёлки к
новогоднему празднику / участие в новогоднем классном
и школьном празднике.
«Орлёнок – Мастер»
«Орлёнок – Спортсмен»
«Орлёнок
– Хранительисторической памяти»
январь
январь
февраль
февраль –
март
Знакомимся с мастерами различных профессий; посещаем места
работы родителеймастеров своего дела, краеведческие музеи и пр.
К середине учебного
года у всех
школьников
нарастает гиподинамический
кризис, повышается
утомляемость.
Как следствие, согласно статистике, середина учебного года – это один
из периодов повышения заболеваемости среди школьников.
Рекомендуем к предложенному
содержанию
трека
добавить больше занятий, связанных с двигательной
активностью, нахождением детей на свежем воздухе.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи,
Мы (класс) – хранители своих достижений;
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Решению задач трека будет способствовать празднование Дня
защитника
Отечества, Международного женского дня и других праздников.
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Лидер»
Подведение итогов
участия в Программе
в текущем учебном
году
март –
апрель
апрель
май
Пробуждение природы после зимы даёт учителю более широкие
возможности для проведения трека. Часть мероприятий можно
уже проводить за пределами здания школы. Расширяются возможности
использования
природного материала,
возможности проведения различных экологических акций и пр.
В
логике
Программы
важно, чтобы
все
треки
прошли
до трека «Орлёнок – лидер», так как он является завершающим
и подводящим
итоги
участия первоклассников
в
Программе
в учебном году.
Основными задачами являются оценка уровня сплочённости класса и
приобретенных ребёнком
знаний
и
опыта совместной деятельности в классе как коллективе.
В УМК – использование игровых
методов
диагностики результатов. Основными
результатами, которые
нам
необходимо оценить станут:
- личностное
развитие
ребёнка (изменение его позиции от
«наблюдателя» до «активного участника»);
- сформированность класса как коллектива;
- уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в Программе.
2.1.Построение курса внеурочной деятельности для 2-3-4 классов
Реализация программы «Орлята России» для детей со 2 по 4 классы начинается
спервой четверти учебного года.
В зависимости от того, являлся ли уже класс участником программы «Орлят
а
России» в предыдущем учебном году или только вступает в Программу, учительвыб
ирает тот вводный «Орлятский урок», который ему необходим. Представленныеур
оки различаются не по возрасту и классам, а по стажу пребывания детей в Программе.
Предлагаемые даты проведения треков обозначены без учёта разницы в
регионах сроков школьных каникул. Деление учебного года представлено четвертям
и, а не
семестрами/ триместрами.
Четверть
I
четверть
Деятельность
Даты
сентябрь
Комментарии
Основными задачами являются старт Программы для детей и
эмоциональный настрой класса на участие в Программе.
Вводный
«Орлятский урок» для детей
второго года участия в
Программе
«Орлёнок – Лидер»
октябрь
Реализация
Программы
начинается
сданного трека, который позволяет
актуализировать/
приобрести
опыт совместной деятельности в
коллективе, что необходимо в начале
учебного года. Также занятия трека
позволят
выявить первичную оценкууровня сплочённости класса
и лидеров для дальнейшего формирования микрогрупп.
«Орлёнок – Эрудит»
ноябрь
Вторая четверть отличается высокой мотивацией у детей на
учебную деятельность. В этот временной промежуток в
школах проходят различные олимпиады.
В рамках трека происходит
знакомство ребёнка с разными
способами получения информации.
Вводные
«Орлятские уроки» для детей первого года
участия в Программе
Каникулы с 30
октября по 7
ноября
II
четверть
«Орлёнок – Мастер»
декабрь
Данный трек проходит в два этапа: 1 – подготовка
новогоднего
спектакля/номера/концерта;
2 – знакомство с мастерами своего дела и лучшими
мастерами
региона/страны.
Игра для подведения промежуточных итогов
участия в Программе
январь
Игра по итогам 3х треков:
«Орлёнок – Лидер»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Игру учитель проводит
самостоятельно, используя
предоставленные методические рекомендации.
январь
Тематика трека актуальна круглый год, поэтому учитель
может обращаться к имеющемуся социальному опыту
детей
и
истории добровольческого/
волонтерского/ тимуровского движения в любое
время учебного года.
Каникулы с
25 декабря по 8
января
«Орлёнок – Доброволец»
III
четверть
февраль
«Орлёнок-Спортсмен»
«Орлёнок – Эколог»
Каникулы с 26
марта по 2
апреля
март
Учитывая разницу в погодных
условиях предлагается трек провести в данное время: в
большинстве
школ проходят
различные
соревнования, посвященные 23 февраля и пр. В
том числе, в соответствии с возрастом,
можно провести
Весёлые страты,
«Папа, мама, я – спортивная семья» и другие соревнования,
чтобы минимизировать воздействия
гиподинамического кризиса середины учебного года.
Несмотря на большую разницу в климате регионов страны,
весна – наиболее благоприятный период для реализации трека.
Погодные условия позволяют уже часть мероприятий трека
проводить за пределами здания
школы.
IV
четверть
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» апрель
В логике Программы важно, чтобы все треки прошли до трека
«Орлёнок
– хранитель исторической памяти», так как он является треком,
подводящим итоги участия в учебном году. Основная
смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи;
Мы (класс) – хранители своих достижений,
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Подведение итогов участия в Программе в май
текущем учебном году
В УМК – использование игровых методов диагностики
результатов. Основными результатами, которые нам
необходимо оценить, станут:
- личностное развитие ребёнка (изменение его позиции
от «наблюдателя» до «активного участника»);
- сформированность класса как коллектива;
- уровень принятия/осознания ценностей, заложенных в
Программе.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный подход,
позволяющий за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально
– коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии
программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления творческой
энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования активной
позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание особенностей
психологического развития младшего школьника и условия для формирования
самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение построения учебных
четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где даётся возможность
вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт,
проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей
жизни.
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень
сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения
и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается
наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что
необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот
период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в
разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека
дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека
определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в
рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая
физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость
детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть
для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного
края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
4. Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Орлята России»
Предполагаемые результаты курса
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания
учебно-методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии
с ФГОС основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей
программе воспитания, и основываются на российских базовых национальных ценностях.
По итогам участия в программе «Орлята России» в течение учебного года младший
школьник:
- понимает важность социально значимых ценностей Программы (понимает
сопричастность к истории родного края, своей Родины — России, Российского государства;
осознаёт принадлежность к своему народу и общности граждан России; понимает значение
государственных символов;
уважает духовно-нравственную культуру своей семьи, народа; понимает ценность
человеческой жизни, ценность родного языка, русского языка; сознаёт и принимает свою
половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие
особенности с учётом возраста;
ориентирован на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия
физкультурой и спортом; сознаёт ценность труда в жизни человека, семьи, общества;
понимает ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на
природу, окружающую среду);
- применяет в жизни позитивный опыт, полученный в результате участия в
различных видах внеурочной деятельности (принимает участие в жизни класса,
общеобразовательной организации в доступной по возрасту социально значимой
деятельности; умеет оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознаёт ответственность за свои поступки; проявляет стремление к самовыражению в
разных видах художественной деятельности, искусстве; владеет основными навыками
личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе;
проявляет интерес к разным профессиям; участвует в различных видах доступного
по возрасту труда, трудовой деятельности; проявляет любовь и бережное отношение к
природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам;
имеет первоначальные навыки наблюдения, систематизации и осмысления опыта в
естественно-научной и гуманитарной областях знаний);
- демонстрирует социально значимую активность в социуме (демонстрирует уважение
к
государственной символике России, своего региона, местам почитания героев и
защитников Отечества); первоначальные навыки общения с людьми разных народов,
вероисповеданий; во взаимодействии с окружающими доброжелателен, проявляет
сопереживание, готовность оказывать помощь, выражает неприятие поведения,
причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважает старших; бережно
относится к физическому здоровью, соблюдает основные правила здорового и безопасного
для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде, проявляет
интерес к чтению; проявляет уважение к труду, людям труда, демонстрирует бережное
отношение к результатам труда; придерживается в своей деятельности экологических норм;
выражает познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в
познании, демонстрирует в деятельности и повседневном общении интерес и уважение к
научным знаниям, науке).
Формы организации и виды деятельности:
- игровая, фронтальная, групповая, индивидуальная;
- лекции, беседы, КВНы, экскурсии, походы, театрализованные представления;
- анализ и просмотр презентаций, видеофильмов, мультиуроков.
5.Тематическое планирование
1 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема раздела
Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого:
Кол-во
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
4ч
8ч
4ч
2ч
34ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
2 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема раздела
Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого:
Кол-во
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
8ч
8ч
8ч
12 ч
8ч
8ч
8ч
7ч
1ч
68 ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
3 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема раздела
Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого:
Кол-во
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1ч
4ч
4ч
6ч
4ч
4ч
5ч
4ч
2ч
34ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
4 класс
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Тема раздела
Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого:
Кол-во
часов
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы
1ч
4ч
4ч
6ч
4ч
4ч
5ч
4ч
2ч
34ч
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
https://orlyatarussia.ru/library/29
6. Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Тема
Подготовительный этап к участию в Программе- 4 ч
1.
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в
классе»
2.
«Мы будем друзьями в классе»
3.
«Правила настоящих друзей»
4.
Вводный Орлятский урок
«Орлёнок – Эрудит» 4 ч.
5.
«Кто такой эрудит?»
6.
«Всезнайка»
7.
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
8.
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Доброволец» 4 ч.
9.
«От слова к делу»
10.
«Спешить на помощь безвозмездно»
11.
«Доброволец – это доброе сердце»
12.
«Подведём итоги»
«Орлёнок – Мастер» 4 ч.
13.
«Мастер – это…»
14.
«Мастерская Деда Мороза …»
15.
«Класс мастеров»
16.
«Классная ёлка»
17.
«Утро мы начнём с зарядки»
18.
«Сто затей для всех друзей
19.
«Весёлые старты»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
20.
«Азбука здоровья»
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 8 ч.
21.
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
22.
«История школы – моя история»
23.
«Поход в музей»
24.
«Историческое чаепитие»
25.
«ЭКОЛОГиЯ»
26.
«В гости к природе»
27.
«Мы друзья природе»
28.
«Орлята – экологи»
«Орлёнок – Лидер» 4 ч.
29.
«Лидер – это…»
30.
«Я хочу быть лидером!»
31.
«С командой действую!»
32.
«Мы дружный класс»
Подведение итогов 2 ч.
33.
Подведение итогов участия в Программе в текущем
учебном году
34.
Игровая программа «Мы – команда»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
№
Календарно-тематическое планирование
2 класс
Тема
Старт программы – 8 ч
Вводный «Орлятский урок»
1.
Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в классе»
«Мы будем друзьями в классе»
«Правила настоящих друзей»
Посвящение в Орлята России
Орлёнок – Лидер – 8 ч
Лидер – это…
2.
С командой действовать готов. Верёвочный курс
3.
Встреча с тем, кто умеет вести за собой
4.
«Мы дружный класс!»
5.
Орлёнок – Эрудит – 8 ч
Кто такой эрудит?
6.
Развиваемся, играя!
7.
Могу быть изобретателем
8.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий»
9.
Орлёнок – Мастер -12 ч
Мастер – это…
10.
От идеи – к делу!
11.
КТД «Классный театр
12.
Мастер – это звучит гордо! Путь в мастерство» – подводим итоги
13.
Из них на Подведение промежуточных итогов -2 ч.
Игра по итогам 3-х треков:
14.
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Кол-во
часов
Дата
1
1
2
2
2
05.09
07.09
12.09, 14.09
19.09, 21.09
26.09, 28.09
2
2
2
2
03.10, 05.10
10.10, 12.10
17.10, 19.10
24.10, 26.10
1
3
2
2
07.11
09.11, 14.11, 16.11
21.11, 23.11
28.11, 30.11
2
2
5
1
05.12, 07.12
12.12, 14.11
19,21,26,28 дек.
09 января
11.01
1
16.01
Игра по итогам 3-х треков:
«Орлёнок – Эколог»
«Орлёнок – Эрудит»
«Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 8 ч
16.
От слова к делу.
1
17.
КТД «Создай хорошее настроение»
18.
КТД «Братья наши меньшие»
19.
Добровольцем будь всегда «Портрет добровольца»
Орлёнок – Спортсмен – 8 ч
20.
Утро начинай с зарядки – будешь ты всегда в порядке!
21.
О спорт, ты – мир!
22.
Спортивная игра «У рекордов наши имена»
23.
Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья»
Орлёнок – Эколог – 8 ч
24.
ЭКОЛОГиЯ. Каким должен быть настоящий эколог?
25.
«Мой след на планете»
26.
Восхищаемся красивым миром
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 7 ч
28.
Орлёнок – Хранитель исторической памяти.
29.
Хранитель семейных традиций
30.
Кодекс «Орлёнка – Хранителя»
31.
Историческое чаепитие
32.
Расскажи мне о России
Подведение итогов –1 ч
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году
2
3
1
30.01, 01.02
6,8,13 февраля
15.02
2
2
2
2
20.02, 22.02
27.02, 29.02
05.03, 07.03
12.03, 14.03
2
2
2
2
19.03, 21.03
04.04, 09.04
11.04, 16.04
18.04, 23.04
1
2
1
2
1
25.04
30.04, 02.05
07.05
14.05, 16.05
21.05
1
23.05
15.
2
18.01
23.01, 25.01
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№
Тема
Старт программы – 1 ч
1. Вводный «Орлятский урок»
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2. Лидер – это… Я могу быть лидером
3. «В команде рождается лидер»
4. КТД «Вместе мы сможем всё»
5. «Мы дружный класс!
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6. Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
7. «Игра – это полезно и интересно»
8. «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
9. Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
Орлёнок – Мастер 6 ч
10. Мастер – это…«Россия мастеровая»
11. «В гости к мастерам»
12. «Мастер – это звучит гордо!»
13. «Путь в мастерство» – подводим итоги
Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
15. Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16. От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
17. КТД «Подари улыбку миру!»
18. «Доброволец – это доброе сердце»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
19. «Портрет добровольца»
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
21.
«Сто затей для всех друзей»
22.
Спортивная игра «Книга рекордов»
23.
«Встреча-подарок»
Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
29.
«Традиции моей страны»
30.
«Знать, чтобы хранить»
31.
КТД «История становится ближе»
32.
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов – 2 ч
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№
Тема
Старт программы – 1 ч
Вводный «Орлятский урок».
1.
Орлёнок – Лидер – 4 ч
2.
Лидер – это… Я могу быть лидером.
3.
«В команде рождается лидер».
4.
КТД «Вместе мы сможем всё».
5.
«Мы дружный класс!
Орлёнок – Эрудит – 4 ч
6.
Кто такой эрудит? Я – эрудит, а это значит…
7.
«Игра – это полезно и интересно»
8.
«Твори! Выдумывай! Пробуй!»
9.
Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!»
Орлёнок – Мастер 6 ч
10.
Мастер – это…«Россия мастеровая»
11.
«В гости к мастерам»
12.
«Мастер – это звучит гордо!»
13.
«Путь в мастерство» – подводим итоги
Из них на Подведение промежуточных итогов 2 ч.
14.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок –
Мастер»
15.
Игра по итогам 3-х треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок –
Мастер»
Орлёнок – Доброволец – 4 ч
16.
От слова к делу. «Спешить на помощь безвозмездно!»
17.
КТД «Подари улыбку миру!»
18.
«Доброволец – это доброе сердце»
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
19.
«Портрет добровольца»
Орлёнок – Спортсмен – 4 ч
20.
«Движение – жизнь!» «Основы ЗОЖ»
21.
«Сто затей для всех друзей»
22.
Спортивная игра «Книга рекордов»
23.
«Встреча-подарок»
Орлёнок – Эколог – 4 ч
24.
ЭКОЛОГиЯ. «Страна экологии»
25.
КТД «Знаю, умею, действую»
26.
Игра по станциям «Путешествие в природу»
27.
«Шагая в будущее – помни о планете»
Орлёнок – Хранитель исторической памяти – 5 ч
28.
«Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
29.
«Традиции моей страны»
30.
«Знать, чтобы хранить»
31.
КТД «История становится ближе»
32.
«Я – хранитель, мы – хранители»
Подведение итогов – 2 ч
33.
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году
34.
Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1