РП ДО вокальный кружок Росинка

1. Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования (общеразвивающая) художественной направленности разработана для детей, обучающихся в вокальном кружке
«Росинка». Данная программа направлена на приобщение детей к певческому искусству, совершенствование певческих навыков и помогает реализовать потребность в общении. Уровень программы – ознакомительный.
Актуальность программы связана с тем, что в школьной программе предмету
«Музыка» отведен один час в неделю, этого недостаточно для более широкого развития вокальных способностей детей. В данной программе предусматривается как
индивидуальная работа с солистами, так и с вокальными коллективами, расширением их концертно-исполнительской деятельности.
В настоящее время обучение вокалу является одним из ведущих направленийв дополнительном образовании. Занятия эстрадным пением предполагают многостороннюю работу с воспитанниками: развитие у них музыкального слуха, музыкального
мышления, развитие творческих способностей, наполнение музыкально-слуховых
представлений.
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенныйинструмент, таящий
в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и
голосового аппарата. Актуальность программы связана с необходимостью развития
детского самодеятельного творчества, речевых и певческих навыков, расширения
концертно-исполнительской деятельности воспитанников кружка.
Дополнительная образовательная программа вокального кружка “Росинка” соответствует основной цели образования в России,направленной на развитие творческих способностей обучающихся, их самостоятельности, инициативы, стремления к
самосовершенствованию.
Новизна данной образовательной программы. Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать, и радостно и желанно исполнять? Как показать малышу, что хорошая музыка возвышает человека,
делает его чище и благороднее?
В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психо-

логического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.
Классические методики, которые используются при реализации программы,
позволяют научить воспитанников слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Методические принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности – природосообразности
ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3. Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской
Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
4. Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до
2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
6. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 1-6 класс (7-13лет).
Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию детей, по
заявлению их родителей (законных представителей).
Набор детей в группы может проводиться с конца августа до 10 сентября.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 1 час, в год – 34 часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
Срок реализации программы: программа вокального кружка рассчитана на 1
год обучения, 34 часа в год.
Общее количество часов в неделю – 1час.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является
логически выстроенная система, направленная с одной стороны, на овладение знаниями, с другой стороны – на развитие у ребенка вокальных и творческих способностей. Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся
для концертной деятельности.
Перечень форм обучения:
- коллективное занятия;
- индивидуальная работа;

- концертные выступления ;
- просветительская деятельность;
- участие в конкурсах
Перечень видов занятий:
1. Коллективная работа.
2. Индивидуальная работа.
3. Беседа.
4. Распевание по голосам.
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку.
6. Дыхательная звуковая гимнастика.
7. Артикуляционные упражнения.
8. Музыкально-дидактические игры и упражнения.
Для успешной реализации программы предполагается: беседы о музыке, танце различного содержания, слушание музыки танцевального характера, экскурсии, посещение концертов, просмотр видеозаписей детских праздников и концертов, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм и времени прохождения материала.
Структура занятия.
1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать
распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее
10минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная
разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 12 минуты (физминутка).
3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства,
разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий . Работа над чистотой
интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением .

Формы подведения итогов реализации программы
Результат работы данной программы можно отследить в двух направлениях:
- творческая активность учащихся, уровень их достижений в процессе учебной
деятельности (диагностические таблицы, рейтинг учащихся, карты индивидуальных достижений);
- результат освоения программы учащимися: выступление на родительских собраниях, школьных мероприятиях, участие в концертах в сельском ДК, участие
в районном конкурсе патриотической песни.
На основании полученных данных и по итогам года воспитанники получают
грамоты, благодарственные письма и призы.
Ввиду отсутствия оценочной системы в кружковой работе вокального кружка,
возникла необходимость объективно отслеживать степень обученности по данной
программе.
На протяжении каждого занятия отслеживается уровень усвоения материала и
развитие сценических данных (метод наблюдения).
Так же отслеживается результативность участия воспитанников в мероприятиях
.
Формы итоговой аттестации – открытое занятие, участие в концертной программе.
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся, самореализация их личности.
Задачи:
1. Образовательные: Обучать детей вокальным навыкам; углублять знания детей
в области музыки: классической, народной, эстрадной.
2. Развивающие: Развивать музыкально-эстетический вкус, музыкальные способности детей; слух, чувство ритма, музыкальную память, творческое воображение.
3. Воспитательные: Прививать навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее; учить навыкам сценического поведения; формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план на 2023-2024 учебный год

№

Раздел, тема

Формы
аттестации/
контроля

0.5

0.5

1

Певческая установка. Дыхание.

1

1

2

Диагностика музыкальных способностей
Опрос

Распевание. Дирижерские
жесты. Работа с солистами.
Вокальная позиция.
Звуковедение

0.5

0.5

1

Игра

0.5

0.5

1

Показ,
исполнение песен

1.

Введение

2.
3.
4.

Количество часов
Теори Практи
Всег
я
ка
о
Вокально-хоровая работа

Музыкально-теоретическая постановка
5.

Дикция. Вокально-хоровое пение. Основы музыкальной грамоты

1

1

2

Развитие ритма
памяти

Теоретико – аналитическая работа

Беседа о творчестве
Игра
1
1
2
композиторов
Концертно – исполнительская деятельность
7. Сводные репетиции.
Участие
9
15
24
Праздники. Выступления.
8. Итоговый концерт
Педагогическое
1
1
наблюдение,
итоговая аттестация
Итого:
13.5
20.5
34
6.

Содержание программы
В программе выделены следующие направления:
1. Вокально-хоровая работа.
2. Музыкально-теоретическая подготовка.
3. Теоретико-аналитическая работа.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Вводное занятие.
Прослушивание детских голосов. Объяснение целей и задач вокального кружка.
Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.

Вокально-хоровая работа.

Обязательным условием правильной работы голосового аппарата во время пения
является соблюдение певческой установки: прямое положение корпуса, руки опущены вдоль тела или на коленях, если дети сидят; плечи развернуты и опущены,
живот немного втянут. Основным способом звукообразования для детей младшего
возраста следует считать мягкую атаку. Дыхание должно быть в меру активным,
вдох спокойный, без поднятия плеч, выдох спокойный, без напряжения и утечки
воздуха.
Работа над дикцией в детском хоре имеет большое значение для формирования
правильного произношения слов и развития подвижности речеобразующих органов. Довольно часто, особенно в первые месяцы занятий, детям необходимо напоминать, что текст песни или упражнения должен быть понятен слушателям, поэтому слова нужно произносить активно и четко. Для тренировки четкого произношения можно использовать упражнения, где в тексте встречается имитация криков
животных и птиц, например импровизация типа «вопрос - ответ»: «Как поет ворона?», «Кар-кар-кар», «Как поет лягушка?» - «Ква-ква-ква».
Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет её книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.
Распевание.
Занятия обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:
1) разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к
работе;
2) развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный
настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра
и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе
всего голосообразующего комплекса.
Распевки необходимо начинать с упражнений «на дыхание». Для распевок на
первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, дразнилки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.
Кроме того, они раскрывают возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Построенные на
терциях и квартах, они доступны детям и подготавливают их к исполнению более
сложных по музыкальному языку мелодий.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха.
Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя
звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов, Каждое
упражнение должно транспонироваться постепенно по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.
Все нижеприведенные упражнения даются в тональности до мажор, но каждый занимающийся должен транспонировать их в удобную для себя тональность.
Распевание на слова «дай», «бай», для активизации языка и губ. Упражнения
на слоги «бри», «юра», «ля», и др.
Певческое дыхание.
Основой вокально-хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.
Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.
Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро
и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно,
но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка.
Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности
интонирования в момент атаки звука.
Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.
Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и
длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально-хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.
Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в
голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому
утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук
интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило,
снизу.
Таким образом, певческое дыхание является основой вокально-хоровой техники. Приобретение других вокально-хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.
Цепное дыхание.
Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения
любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном
дыхании (например, русской народной песни «Степь да степь кругом», латышской

народной песни «Вей, вей ветерок» и многих других).
Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное
динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого цепного дыхания, когда певцы хора берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать
так:
- не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;
- не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;
- дыхание брать незаметно и быстро;
- вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно
точно;
- чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.
Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться
ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора.
Дирижерские жесты.
Дирижирование песней привлекает внимание к ней, активизирует работу на занятии. Педагог знакомит детей с дирижерскими жестами и их значением: внимание,
дыхание, вступление, снятие, дирижерские схемы 2/4, 3/4 , 4/4. Вступление и инструментальные проигрыши к песням дирижируются одной рукой. При достаточно
продуктивном освоении детьми дирижерских жестов разного характера можно позволить желающим принять участие в эпизоде занятия над названием «замени педагога». В этом случае желающие проводят покуплетное дирижирование.
Дирижерские указания педагога обеспечивают:
Точное и одновременное начало (вступление). Снятие звука.
Единовременное дыхание (в определённом темпе и характере).
Единообразное звуковедение (legato, поп legato).
Выравнивание строя.
Изменение в темпе, ритме, динамике.
Унисон.
В самом начале работы с хором возникает задача приведения певцов к общему
тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса,
певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и
вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В
таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности
устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и
при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.
Вокальная позиция.
Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая

«место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол»,
язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка,
гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Очень часто
слышны напоминания ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком,
не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Часты напоминания и о работе резонаторов.
Резонаторы - это полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой. Существуют головные резонаторы - лобные пазухи, гайморова полость - и грудные
резонаторы - бронхи.
Нужно следить за тем, чтобы были задействованы головные и грудные резонаторы.
Важно, чтобы звук все время как бы фокусировался в одной точке. Это требование
предъявляется как на голосовых упражнениях, так и на упражнениях с закрытым
ртом. Чем меньше будет присутствовать во время пения носовых и горловых призвуков, чем выше и точнее будет вокальная позиция, тем чище и естественнее будет тембр голоса.
Звуковедение.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием
смешанного
и
грудного
регистра.
Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое нёбо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в
вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого нёба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звук приобретает
силу,
яркость
и
полетность.
Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», собранными по звучанию, они
обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного
звучания
начинается
с
них.
Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё,
му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так
называемых йотированных гласных - «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания.
Дикция.
Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения,
имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не
должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.
Дикция зависит от органов артикуляции - нижней челюсти, губ, языка, мягкого
нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата
используются различные скороговорки типа: «Рапортовал, да не дорапортовал, а

стал дорапортовывать - совсем зарапортовался», «От топота копыт пыль по полю
летит», «Купил кипу пик» и т. п.
Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка - это главное условие
успешной концертно-исполнительской деятельности коллектива.
Начало двухголосного пения.
Элементы двухголосия в группе даются только в упражнениях и распевании, в хоровом сольфеджио, в песнях. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие
песни, как «В хороводе», «Соловей, соловеюшка», «У меня ль во садочке», «Как
пошли наши подружки». Нужно помнить, что при пении на два голоса одной из
важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.
Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа
двухголосного пения - частые переходы второго (нижнего) голоса на партию ведущего, первого. Дети, поющие второй (нижний голос), уверенно ведут свою партию
и не сбиваются на партию первого (верхнего) голоса.
Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке. Это работа над
ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого сочинения.
II. Музыкально-теоретическая подготовка.
Основы музыкальной грамоты.
Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе
(первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.
Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.
Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы. Также различать
тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.
Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.
Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии,
повторность их звуков, их долготу, громкость.
Петь звукоряд до первой октавы - до второй октавы с названием и без названия
звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности - от половинной до восьмой, а также целые.
Различать ударные и безударные доли такта.
Научить детей петь, чисто интонируя:
а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается
верхний тетрахорд, затем - нижний. После этого следует соединение тетрахордов;
б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных
звуков) всей группой.

Кроме работы над хоровыми произведениями, учитывая особенности развития
детей данного возраста, в урок можно включить и другие виды деятельности; слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту,
певческую импровизацию. Слушание, на занятиях музыки, доступной детскому восприятию, позволит научить детей не просто слушать, но и понимать музыкальные
произведения. Интересный, краткий рассказ руководителя о музыке и средствах ее
выразительности, о композиторах и их произведениях помогут малышам понять образно-содержательную сторону этого вида искусства. Во время слушания музыки
на хоровых занятиях, кроме личного показа, используются пластинки и магнитофонные записи музыкальных произведений для детского хора, инструментальных
произведений, песен из мультфильмов.
Занятия певческой импровизацией активизируют внимание детей, развивают
внутренний слух, фантазию, воображение. Начинать занятия можно с простейших
импровизаций - ответов на вопросы: «Как тебя зовут?», «Каких ты знаешь птиц?»,
причем вопрос поется руководителем на звуках доминанты, ответ учащегося - на
звуках тоники. Когда этот вид импровизации освоен, учащимся дается задание импровизировать мелодию на несложный текст, детские стихи, на определенный ритм,
на различные настроения, образы, на разных ступенях лада.
Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в занятие музыкальной игры и движений под музыку. Использование этой формы работы в конце
занятий поможет преодолеть некоторую усталость и напряжение, возникшие у детей в течение урока. Музыкальные игры и движения под музыку помогают наладить двигательную координацию, позволяют еще раз обратить внимание учащихся
на форму музыкального произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности. В музыкальной игре
может участвовать группа детей, остальные, сидя, наблюдают за игрой, затем
группы меняются местами. В хороводах и построениях под музыку участвуют все,
если позволяет величина помещения.
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог
«лю», на группу слогов -ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения
мелодии (постепенное, «змейкой», скачкообразное).
Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема,
сопровождая пение движением руки вверх, вниз:
- выше, высокие слоги («динь-динь»);
- чуть ниже («дан-дан»);
- еще ниже («дон-дон»).
Развитие чувства ритма.
Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.
Метр - это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы
средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра - залог хорошего
исполнения.

Младшая вокальная группа характеризуется ограниченным диапазоном: до первой
октавы – ре второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко
встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В начале занятий деление
на хоровые партии нецелесообразно. Главная задача – добиться унисонного звучания. Динамика ограничена. Основное внимание уделяется координации слуха и голоса, формированию хорошей артикуляции и четкой дикции, овладению элементарными вокальными навыками, а также эмоциональной отзывчивости и навыкам художественного исполнения.
Для реализации программы необходимы учебно – методическая литература,
сборники песен, диски, музыкальный инструмент. Желательно использовать и такие
элементарные музыкальные инструменты, как колокольчик, треугольник, бубны,
трещотки и другие. Подобные музыкальные инструменты активизируют детей, способствуют развитию их воображения и пробуждению творческой индивидуальности.
3. Теоретико-аналитическая работа.
Одной из важнейших задач руководителя является пение песен без сопровождения: при таком пении обостряются слуховые ощущения детей, быстрее достигается
ровность хорового звучания, выработка красивого тембра, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков; оно используется также для тренировки одновременного вступления хора и снятия звука
в конце произведения. Однако эта задача не легка для малышей, поэтому они осторожно, исподволь приучаются к пению а капелла. Исполняя песню в сопровождении фортепиано, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать музыкальный материал вступления к произведению и фортепианного заключения, замечать в
сопровождении изобразительные моменты.
На занятиях педагог знакомит детей с творчеством композиторо классиков и современных. Ведет беседу о гигиене певческого голоса, умение управлять своим голосом.
4. Концертно-исполнительская деятельность.
Вся работа вокального кружка направлена на подготовку к концертной деятельности, как результат. На выступлениях можно наиболее полно проявить полученные
знания, умения, навыки.
План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников. Отчетный концерт, который проводиться в апреле месяце, является финальной концертной работой. Обязательно выступают все дети , исполняются песни,
разученный в течении года.
4. Планируемые результаты
Метапредметные:
 наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (участие в импровизациях, активность в концертной деятельности);
 умение слышать красоту своего голоса и видеть исполнительское мастерство;

 умение

выбирать произведения разных жанров по вкусу;
 Предметные:
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение многоголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные
ритмические рисунки;
 умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть
своим голосом и дыханием.
Личностные:
 повышать сценическое мастерство, активно участвовать в концертной и пропагандистской деятельности;
 умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения
исполняемым произведениям различных стилей и жанров.
5. Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год
№
п/п

Основные характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

34

3

Количество часов в неделю

1

4

Количество часов

34

5

Недель в I полугодии

14

6

Недель во II полугодии

20

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

13 сентября
31 октября – 6
ноября
2 января – 8 января, 1 мая, 8
мая
22 мая

Календарно-тематическое планирование (приложение №1)

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
- Аппаратура: ноутбук, микрофоны, колонки.
- Помещение, отвечающее санитарно – гигиеническим требованиям.
- Костюмы, декорации.
Кадровое обеспечение

К освоению данной образовательной программе допускается педагог дополнительного образования для детей и взрослых.
Методические материалы
Инструкции по технике безопасности
Нормативные документы.

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Программа предполагает различные формы контроля промежуточных
и конечных результатов.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это
наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанниковвокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей,
членов жюри,анализ результатов выступлений
на различных мероприятиях,
конкурсах.Принципиальнойустановкой программы (занятий) является отсутствиеназидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Отслеживание результатов в творческом объединении направлено на
получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся и на
определение эффективности функционирования педагогического процесса.
Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и внутренней (самоконтроль обучающихся). Целью отслеживания иоценивания результатов обучения является:содействие воспитанию у обучающихся ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю исамонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Для проверки знаний,
умений
и
навыков в
творческом объединениииспользуются такие виды и методы контроля как:
Входной (предварительная диагностика) направлен на выявление требуемыхна начало обучения знаний, дает информацию об уровне подготовки
обучающихся
Промежуточный – в конце полугодия.
Итоговый - проводится в конце учебного года обучения. Здесь целесообразноиспользовать участие в конкурсах, концертах, итоговых и открытых
занятиях.

К отслеживанию результатов обучения предъявляются следующиетребования:
-индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за
работойкаждого обучающегося;
-систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;
-разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению;
-всесторонность, т.е. должна обеспечиваться проверка теоретических
знаний,интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;
- дифференцированный подход.
Виды контроля
№ Вид
Средства
Цель
1 Входно Самостоятел Выявление требуемых на начало
ьное
обучения знаний. Выявления отй
исполнение дельных планируемых результапесни
тов обучения до начала обучения

2 Проме
жуточн
ый

Действия
1.Возврат к
повторению базовых знаний.
2.Продолжение
процесса обучения в соответствии с планом.

Концерт

1.Определение степени усвоения
раздела или темы программы.
2.Систематическая пошаговая
диагностика текущих знаний.
З.Динамика усвоения текущего
материала.

Решение о
дальнейшем
маршруте
изучения
материала.

3 Итогов Зачеты,
ый
итоговое
занятие,
отчетный
концерт

1. Оценка знаний обучающихся за

Оценка уровня
подготовки.

весь курс обучения.
2. Установление соответствия
уровня и качества подготовки
обучающихся к общепризнанной
системе требований, к уровню и
качеству образования.

Концерты и выступления
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их
продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием
должны быть значительно легче в вокальном отношении,чем вся остальная программа,
так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой. Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должнабыть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками всё это повышаетисполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за
себя. Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно,
репертуарного плана.
Вокальное воспитание и развитие обучающихся в основном происходит в процессе
работы над музыкальным репертуаром. Репертуар подбирается с учётом вокальных и
возрастных особенностей обучающихся:
- художественной ценности музыкального материала;
- воспитательного воздействия;
- доступности музыкального и литературного текста;
- разнообразия жанровой и музыкальной стилистики.
При выборе репертуара учитываются мнение и возможности голосового аппарата
обучающегося. В репертуар включаются песни разного характера и жанра. Сложность заключается в том, что надо учитывать не только интересы обучающихся, но и
их психологические и физические возможности.
Особое внимание при постановке голосового аппарата уделяется: певческой установке, звукообразованию, звуковедению, вокальным трудностям, дыханию, дикции,
чистому интонированию.
Итоговый творческий отчёт проводится в конце учебного года.

Список литературы для педагога
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Асафьев Б. В. – Л., 1973.
Почемучка: Детские песни Людмилы Лядовой. - М.. 2000.
Шаинский В. Избранные песни для детей. – М., 1998.
Никитин З. Ю. Музыка. Книга для учащихся и учителей. – Смоленск: «Русич».
2000.

Л. Л. Алексеева Программы дополнительного образования. «Просвещение», 2007.
Беспятова Н. К. Программа дополнительного образования: От разработки до рекализации. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176 с. – (Методика)
Челышева Т. В., Спутник учителя музыки.- М. «Просвещение», 1993.

Список литературы для обучающихся и родителей
1. Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. - Ярославль: Академия развития, 2011. – 224 с. - ISBN 5-7797-0020-6.
2. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К. Разумовская. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 176 с. – ISBN 978-5-8112-243.
3. Лазутин С.Г. Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.» / С.Г. Лазутин. – М.: Высшая школа, 2010. – 240 с.
– ISBN 5-06 -001586-6.

Приложение 1
Примерный календарный (тематический) план («Вокальный кружок»)
№ Дата Вр
ем
п/
я
п проведен
ия
занятия

Тема занятия

Кол- Форм Место
во
а
часо
проведения
в
занятия

Форма
контрол
я

1.

Организационное занятие. Первичная диагностика. Знакомство с
задачами. Инструктаж поТБ.

1

Груп Кабинет Первичная
п овая музыки диагностика

2.

«На школьной планете». Разучивание песен на школьную тему,
песни об учителях, школе.

6

«Моя Россия». Разучивание песен
патриотической направленности.

5

3.

«Кто-то сказку ждет, кто-то в
сказку верит…». Разучивание песен к Новогоднему празднику.

5

4.

«Ты помни, никогда не забывай».
Разучивание песен ко Дню защитника Отечества и 8 Марта.

8

5.

«Вся Россия – это ты и я». Повторение песен, разученных за учебный год.

8

Груп- Кабинет Выступлеповая музыки, ние на
фойе
празднике,
школы
посвященному Дню
учителя
Груп Кабинет Участие в
п овая музыки конкурсе
«Салют,
Россия !»
Груп Кабинет Выступлеп овая музыки ние на Новогоднем
празднике
Груп Кабинет Выступлеп овая музыки ние на
празднике,
посвященный Дню защитника
Отечества и
8 Марта
Груп Кабинет Педагогичеп овая музыки ское наблюдение

6.

Отчетный концерт.

1

Груп Фойе
п овая школы

Участие в
концерте


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».