РП ДО Баскетбол

1

1. Пояснительная записка
Направленность
общеразвивающей
«Баскетбол»:

дополнительной

общеобразовательной

программы
физкультурно-спортивная,

по

уровню

освоения

общекультурная.
Актуальность: баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых
видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и
разнообразное

двигательное

содержание.

В

учебном

процессе

баскетбол

используется как важное средство общей физической подготовки учащихся.
Широкое применение баскетбола в системе дополнительного образования
объясняется несколькими причинами:


доступностью игры для любого возраста;



возможностью его использования для всестороннего физического

развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств, и в
тоже время использования его как полезного и эмоционального вида активного
отдыха при организации досуга молодёжи;
простотой правил игры, высоким зрелищным эффектом игрового



состязания. Динамика упражнений гармонично влияет на подвижность суставов,
развивает

связочный аппарат,

увеличивает

мышечную

силу,

повышает

выносливость организма, развивает быстроту движений, реакцию и координацию.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается
мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Небольшой объем
статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных
спортсменов.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года».
3.

Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в

Российской Федерации Десятилетия детства на 2018 – 2027 годы».
2

4. Постановление главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №
678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
6. Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 сентября 2021
г.

№

652н

«Об

утверждении

профессионального

стандарта

«Педагог

дополнительного образования детей и взрослых».
Новизна данной образовательной программы - заключается в том, что в
ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приёмов, что позволит учащимся идти в ногу со
временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе.
Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку,
которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого,
по ходу реализации программы

предполагается

использование

ИКТ для

мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап
обучения, поиска информации в Интернет, просмотра

учебных

программ,

видеоматериала и т.п.
Адресат программы
Данная программа составлена для учащихся 7-16 лет (1-9) классов
общеобразовательной

школы,

занимающихся

в

системе

дополнительного

образования. Ее основным направлением является комплексный подход к
получению учащимися знаний, навыков и умений (в процессе занятий в творческом
3

объединении).
Условия набора детей: принимаются все желающие заниматься в данном
объединении, на основании письменного заявления родителей и наличия справки
об

отсутствии

медицинских

противопоказаний.

Группа

разновозрастные,

разнополые.
Набор детей в группы может проводится с конца августа до 10 сентября.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа – 40 минут.
Общее количество часов в неделю – 2 часа, по 1 часу для каждой группы.
Занятия проводятся по 1 разу в неделю для каждой группы.
Объем и срок реализации программы:
Объем программы – 68 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Отличительной особенностью данной образовательной программы
является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и
современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого
результата

в

игре,

а

также

внедрение

в

процесс

обучения

активной

психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять мальчиков и
девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно отслеживать
текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на следующий этап
обучения. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель.
Перечень форм обучения
Занятия

групповые,

индивидуальные,

сочетание

индивидуальных

с

групповыми.
Перечень видов занятий:
Беседа, игра.
Формы подведения итогов реализации программы
В

ходе

реализации

данной

образовательной

программы

создается

объективная картина таланта или отсутствие его у каждого занимающегося. В
соответствии с этим учащиеся формируются в команду, которая принимает
участие в турнирах районного масштаба.
4



Контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос учащихся

по пройденному материалу;


Контроль соблюдения техники безопасности;



Тестирование на знание теоретического материала;



Сдача контрольных нормативов по ОФП и СФП;



Самостоятельные задания для каждого обучающегося;



Открытые уроки для родителей;



Проведение товарищеских встреч

 Участие в районных, городских соревнованиях;
 Привлечение учащихся к судейству соревнований школьного уровня

Результаты, показанные в соревнованиях (чем выше занятоеместо,
тем эффективнее проделанная работа).
2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: Формирование устойчивых умений и навыков игры в баскетбол.
Задачи:
обучающие:


Познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетболом,

правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и организацией
проведения соревнований.


Обучить техническим приёмам и правилам игры;



Обучить тактическим действиям игры;



Обучить приёмами

методам контроля

физической нагрузки

при

самостоятельных занятиях;


Обучить жизненно важным двигательным умениям и навыкам;



Обучить правильному выполнению упражнений.



Сформировать знания о способах общей физической подготовки;

развития силы, гибкости, ловкости, выносливости;


Сформировать начальные навыки судейства.

развивающие:


Способствовать разностороннему физическому развитию учащихся,

укреплять здоровье, закаливать организм.


Целенаправленно развивать специальные двигательные навыки и
5

психологические качества ребенка.


Развить, разработать и укрепить различные группы мышц;



Расширить спортивный кругозор детей.



Развить начальные навыки судейства

воспитательные:


Воспитать понимание дружного сплоченного коллектива.



Воспитывать культуру поведения.

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Название раздела, тема

Всего
часов

Вводное занятие.
Инструктаж по Т/Б.
Комплектование группы.
Основы знаний

Количество часов
Теория
Практика

Предварительный
1

1

0

2

2

0

11

0

11

11

0

11

Броски.

11

0

11

Контрольные испытания
ОФП
Игра в нападении.

2

0

2

8

0

8

8

0

8

13

0

13

1
68

1
4

64

Передача мяча.
Ведение мяча.

Игра в защите
Игровая деятельность.
Итоговое занятие
Итого:


Формы
контроля

Оперативный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Сдача нормативов
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Констатирующий

Прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям

физкультурой и спортом.


Воспитать потребность в здоровом образе жизни. Пропагандировать

здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных
мероприятий и праздников.
3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
2023-2024 учебный год
6

Содержание учебного плана:
1.Вводное занятие

Теория: История возникновения и развития баскетбола. Современное
состояние баскетбола. Инструктаж по технике безопасности. Правила безопасности
при занятиях баскетболом.
2.Основы знаний

Теория: а) гигиенические требования к местам занятий баскетболом и
инвентарем, спортивной одежде и обуви. Оборудование площадки для игры в
баскетбол;
б) основные правила игры: состав команд и функции игроков, игровое время,
начало игры и спорный бросок, перерывы в игре и замены игроков, игра мячом и
вбрасывания, нарушения в игре, жесты судий.
3.Передача мяча

Практика:
а) передача одной рукой от плеча;
б) двумя руками от груди;
в) выбор конкретной передачи в зависимости от расстояния;
г) передачи на месте и в движении;
д) логика выбора вида передачи в тех случаях, когда перед игроком с
мячом располагается защитник;
е) приемлемые виды передач для каждой конкретной ситуации при
сопротивлении защитников;
ж) ситуационная техника передач.
4.Ведение мяча

Практика:
а) стойка при высоком и низком ведении;
б) характер контакта кисти ведущей руки с мячом;
в) изменения направления движения;
г) вышагивание, скрёстный шаг, поворот;
д) перевод мяча перед собой и за спиной;
е) повороты при ведении мяча, ведение мяча с поворотом;
ж) перевод мяча между ногами.
7

5.Броски

Практика:
а) основные характеристики бросков;
б) бросок двумя руками от груди;
в) техника выполнения точностных бросков в движении;
г) бросок «на один счет», бросок «на два счета», бросок «на три счета»;
д) бросок с места или с легким подскоком на один счет с подниманием
локтя на одну четверть. Дистанция 3-4 м (11-13лет);
е) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с
подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (12-14 лет);
ж) бросок с легким подскоком или в невысоком прыжке на один счет с
подниманием локтя на одну четверть или чуть выше. Дистанция 4-5,5 м (14-16 лет);
з) броски одной рукой в движении сверху и снизу;
и) корректировка техники бросков;
к) подбор и добивание мяча.
6. Контрольные испытания ОФП.
7. Игра в нападении
Практика:
а) взаимодействие двух и трех нападающих;
б)ситуационная техника;
в) взаимодействие двух нападающих: передача и рывок к корзине; передача
и рывок к корзине с изменением направления движения; рывок за спиной
защитника;
г) взаимодействие трех нападающих: взаимодействие двух игроков задней
линии и крайнего нападающего;
д) взаимодействие двух игроков задней линии и центрового.
8.Игра в защите
Практика:
а)

групповые

взаимодействия

защитников:

действие

в

численном

меньшинстве;
б) противодействие заслонам;
в) создание ситуации оправданного риска при попытке перехватить мяч;
8

г) индивидуальные защитные действия: держание нападающего с мячом в
позиции игрока задней линии; держание игрока с мячом на линии штрафного
броска, держание игрока с мячом на боковой линии в области штрафного броска;
д) защита в численном меньшинстве.
9.Игровая деятельность
Практика:
а) применение полученных знаний в игре;
б) самостоятельные решения игровых ситуаций.
10.Итоговое занятие
Подведение итогов за год. Анализ работы. Награждение отличившихся детей.
4. Ожидаемые результаты
1.Предметные результаты:
 Овладение основными приемами техники и тактики игры;
 Приобретение необходимых теоретических знаний;
 Повышение
специальной,
физической,
тактической
обучающихся по баскетболу;
 Подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу.

подготовки

2. Метапредметные результаты:
 Формировать умения организовывать и проводить со сверстниками
подвижные игры и элементарные соревнования;
 Развивать жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных условиях;
 Формировать
способности
конструктивно
разрешать
конфликты
посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
 Развивать умения распределять функции и роли в совместной деятельности и
осуществлять взаимный контроль;
 Развитие потребности и умения самостоятельно заниматься физическими
упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки,
повышения работоспособности и укрепления здоровья.
3. Личностные результаты:
 Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных
социальных ситуациях, не создавать конфликты и находить выходы из
спорных ситуаций;
 Формировать умения наблюдать за своим самочувствием, его контролем;
 Развитие нравственных и волевых качеств, развития психических процессов
и свойств личности;
 Развивать навыки анализировать и объективно оценивать результаты
собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
 Формировать умения, направленные на ведение здорового образа жизни.
 Содействие правильному физическому развитию;
9

Развивать мотивы спортивной тренировки и личностный смысл занятий в
спортивной секции.



5. Организационно-педагогические условия
Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
№
п/п

Основные характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

34

2

Количество учебных дней

68

3

Количество часов в неделю

2

4

Количество часов

68

5

Недель в I полугодии

15

6

Недель во II полугодии

19

7

Начало занятий

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

13 сентября
28 октября – 5
ноября
1 января – 8 января, 1 мая, 9
мая
24 мая

Календарно-тематическое планирование
№п/п

1

Месяц

сентябрь

Число

Время
проведения
14:20-15:00

Форма Кол-во
занятия часов
Беседа

1

Тема
занятия
Вводное
занятие.

Место
проведе
ния

Форма
контро
ля

Спортив
ный зал

предвари
тельный

Инструкта
ж по Т/Б.
Комплекто
вание
группы.
2

сентябрь

14:20-15:00

Беседа

1

Основы
знаний

3

сентябрь

14:20-15:00

игра

1

Передача
мяча

4

сентябрь

14:20-15:00

Беседа

1

5

сентябрь

14:20-15:00

игра

1

Основы
знаний

Ведение
мяча

Спортивн Оператив
ый зал
ный
Спортив
ный зал

Текущий
,
коррекци
онный

Спортив
ный зал

Оператив
ный

Спортив
ный зал

Текущий
,
коррекци
онный
10

6

сентябрь

14:20-15:00

7

сентябрь

14:20-15:00

8

сентябрь

14:20-15:00

игра

9

сентябрь

14:20-15:00

игра

14:20-15:00

игра

10

октябрь

игра

игра

11

октябрь

14:20-15:00

игра

12

октябрь

14:20-15:00

игра

13

октябрь

14:20-15:00

игра

14

октябрь

14:20-15:00

игра

15

октябрь

14:20-15:00

игра

16

октябрь

14:20-15:00

игра

17

октябрь

14:20-15:00

игра

14:20-15:00

игра

18

ноябрь

19

ноябрь

14:20-15:00

игра

20

ноябрь

14:20-15:00

игра

21

ноябрь

14:20-15:00

игра

22

ноябрь

14:20-15:00

игра

23

ноябрь

14:20-15:00

игра

24

ноябрь

14:20-15:00

игра

1

1

Спортив
ный зал

Текущий
,
коррекци
онный

Игровая Спортив
ный зал
деятельност
ь

Текущий
,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный

Броски

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

1

Броски

Спортив
ный зал

1

Игровая Спортив
ный зал
деятельност
ь

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

Броски

Спортив
ный зал

Игровая
деятельност
ь
Передача
мяча

Спортив
ный зал

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

Броски

Спортив
ный зал

Игровая
деятельност
ь

Спортив
ный зал

1
1
1
1
1
1
1
1

Игра в
защите

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

Спортив
Игра в
ный зал
нападении

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

Броски

Спортив
ный зал

1

Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
11

25

ноябрь

14:20-15:00

игра

Игровая
деятельност
ь
Игра в
защите

Спортив
ный зал

26

декабрь

14:20-15:00

игра

27

декабрь

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

28

декабрь

14:20-15:00

игра

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

29

декабрь

14:20-15:00

игра

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

декабрь

14:20-15:00

игра

Броски

Спортив
ный зал

31

декабрь

14:20-15:00

32

декабрь

14:20-15:00

Сдача
норматив
ов
игра

Контрольны
е испытания
ОФП
Игра в
защите

Спортив
ный зал

33

декабрь

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

34

декабрь

14:20-15:00

игра

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

35

январь

14:20-15:00

игра

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

36

январь

14:20-15:00

игра

1

Броски

Спортив
ный зал

37

январь

14:20-15:00

игра

1

Спортив
ный зал

38

январь

14:20-15:00

игра

1

Игровая
деятельност
ь
Игра в
защите

39

январь

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

40

январь

14:20-15:00

игра

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

41

январь

14:20-15:00

игра

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

42

февраль

14:20-15:00

игра

1

Броски

Спортив
ный зал

43

февраль

14:20-15:00

игра

1

Спортив
ный зал

44

февраль

14:20-15:00

игра

1

Игровая
деятельност
ь
Игра в
защите

30

1
1

1
1
1

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
контроль
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
12

45

февраль

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

46

февраль

14:20-15:00

игра

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

47

февраль

14:20-15:00

игра

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

48

февраль

14:20-15:00

игра

1

Броски

Спортив
ный зал

49

февраль

14:20-15:00

игра

1

Спортив
ный зал

50

март

14:20-15:00

игра

1

Игровая
деятельност
ь
Игра в
защите

51

март

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

52

март

14:20-15:00

игра

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

53

март

14:20-15:00

игра

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

54

март

14:20-15:00

игра

1

Броски

Спортив
ный зал

55

март

14:20-15:00

игра

1

Спортив
ный зал

56

март

14:20-15:00

игра

1

Игровая
деятельност
ь
Игра в
защите

57

Март

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

58

март

14:20-15:00

игра

1

Передача
мяча

Спортив
ный зал

59

апрель

14:20-15:00

игра

1

Ведение
мяча

Спортив
ный зал

60

апрель

14:20-15:00

игра

1

Броски

Спортив
ный зал

61

апрель

14:20-15:00

игра

1

Спортив
ный зал

62

апрель

14:20-15:00

игра

1

Игровая
деятельност
ь
Игра в
защите

63

апрель

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

64

апрель

14:20-15:00

игра

1

Игровая
деятельност

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
13

65

апрель

14:20-15:00

игра

1

ь
Игра в
защите

66

апрель

14:20-15:00

игра

1

Игра в
нападении

Спортив
ный зал

67

Май

14:20-15:00

игра

1

Спортив
ный зал

68

Май

14:20-15:00

Сдача
норматив
ов

1

Игровая
деятельност
ь
Контрольны
е испытания
ОФП

Спортив
ный зал

Спортив
ный зал

онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
Текущий,
коррекци
онный
контроль

Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение:
 Помещение спортзала (баскетбольная площадка);
 Баскетбольные мячи – 8 шт;
 Баскетбольный щит – 2 шт;
 Скакалки – 8 шт;
Кадровое обеспечение
К освоению данной общеобразовательной программе допускается педагог
дополнительного образования для детей и взрослых.
Методические материалы
Инструкции по технике безопасности.
Нормативные документы.
Правила соревнований.
Положения

о

районных

и

городских

баскетбольных

мероприятиях

(соревнования, смотры, конкурсы)

14

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Планируемые
результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Освоение
теоретического
материала

Владение
специальной
терминологией
Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой

Критерии
оценивания

Виды контроля /
промежуточной
аттестации

Зачёт/

Вопросы для определения
теоретической
подготовленности
учащихся по правилам
соревнований

Предварительный

Текущий, коррекционный

незачёт

Средства физической
подготовки

Зачёт/

Контрольные нормативы

Сдача нормативов

незачёт

Зачёт/

незачёт

Диагностический
инструментарий (формы,
методы. диагностики
(Приложение 2)

(Приложение 1)

(Приложение 3)

Владение
Зачёт/
специальным
незачёт
оборудованием и
оснащением
Подбирать
и наблюдение
анализировать
специальную
литературу

Передача и броски мяча

Сдача нормативов

Слушать
и наблюдение
слышать педагога

наблюдение

Текущий, коррекционный

наблюдение
Навыки
соблюдения
в
процессе
деятельности
правил
безопасности
умение аккуратно
выполнять работу

наблюдение

Текущий, коррекционный

(Приложение 3)
наблюдение

Текущий, коррекционный

15

Предметные результаты

Применение
полученных
знаний в игре

наблюдение

Участие в соревнованиях

Текущий, коррекционный

наблюдение
Научиться
основным
элементам
спортивной игры
Расширять знания наблюдение
о
правилах
судейства

Участие в соревнованиях

Текущий, коррекционный

Участие в соревнованиях

Текущий, коррекционный

16

6. Список литературы
Список литературы для педагогов
1. «Внеурочная деятельность учащихся Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий,
В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
2. научно-методический журнал «Физическая культура в школе» №7, 8 - 2009 г,
№ 2,3,6 – 2010 г, №2,6 – 2011 г, №2 – 2012 г.
3. «Игры в тренировке баскетболистов» Санкт-Петербург 2009 г.
4. рабочей программы А.П. Матвеева «Физическая культура», предметная линия
учебников А.П. Матвеева, 5 – 9 классы, Москва, Просвещение 2012 г.,
5. В.И. Лях. Физическая культура.5 – 9 класс. Тестовый контроль, Просвещение,
Москва, 2014 г.
Список для учащихся
1. Правила баскетбола. http://basketball-training
2. Правила Уличного баскетбола. http://basketball.perm.ru
3. Обучение игры баскетбол в школе. http://festival.1september.ru
4. Физическая подготовка баскетболистов.

17

Педагогическая диагностика
Участие в мероприятиях.
Списочный состав

Школьный
уровень

Районный уровень

Региональный
уровень

За год (количество)

Дата

Название

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Лист самооценки
Ф.И……………………………………………….
На занятии мне больше всего понравилось
На занятии мне запомнилось
Мне захотелось узнать больше

18

Карта учёта результатов обучения по образовательной программе:
БАСКЕТБОЛ, год обучения:
ФИО педагога: Кукарцев Александр Анатольевич
Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Учебноинтеллектуальные
умения

Учебнокоммуникативные
умения

Учебноорганизационные
умения и навыки

Предметные достижения ребёнка

ФИО ребёнка

итого

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

полугодие

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

19

Приложение 1
Средства физической подготовки.
Как средства общей физической подготовки, используются целенаправленные упражнения
для развития основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости,
гибкости), скоординированное развитие которых является необходимым условием успешной
подготовки баскетболиста.
Краткая характеристика основных физических качеств.
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или
противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Максимальная сила, которую может
проявить человек, зависит с одной стороны от биохимических характеристик движения, с
другой - от величины напряжения отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания.
Быстрота - способность человека совершать двигательные действия в минимальный для
данных условий отрезок времени.
Различают три формы проявления быстроты:
-латентное время двигательной реакции;
-скорость отдельного движения;
-частота движений.
Эти формы быстроты относительно независимы друг от друга. Сочетание трёх указанных форм
определяет все случаи проявления быстроты. Обычно быстрота проявляется комплексно.
Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Гибкость зависит
от эластичности мышц и связок. Гибкость подразделяется на общую и специальную. Общая
гибкость - подвижность во всех суставах, обеспечивающая выполнение жизненно необходимых
двигательных действий. Специальная гибкость- гибкость для выполнения специальных
двигательных действий.
Ловкость - сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки.
Это способность быстро выбирать и выполнять нужное действие исходя из требований
быстроменяющейся обстановки Измерители ловкости (координационная сложность задания,
точность его выполнения, время выполнения задания).
Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без
снижения её эффективности. Выносливость, это способность противостоять утомлению.
Мерилом выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать
заданную интенсивность деятельности

20

Приложение 2
Вопросы для определения теоретической подготовленности учащихся по правилам
соревнований.
Площадка и её разметка.
Какую форму имеет площадка?
Какие требования предъявляются к площадке?
Как называются линии, ограничивающие площадку?
Что такое средняя линия?
Что такое линии нападения?
Для чего нужна линия нападения?
Что такое площадь нападения?
Какова ширина линий разметки?
Входит ли ширина линий в размер площадки?
Мяч.
Каким должен быть мяч для игры?
Кто решает вопрос о пригодности мяча?
Правила и обязанности игроков.
Что должны знать участники соревнований?
Имеет ли право игрок обращаться непосредственно к судье во время соревнований?
В чём заключается основное различие между предупреждением и персональным замечанием?
Может ли судья сделать персональное замечание игроку, не получившему до этого
предупреждение?
В каких случаях применяется удаление игрока?
Разрешается ли включать в состав команды игрока, не имеющего разрешения врача о допуске к
соревнованиям?
Возраст игроков.
На какие возрастные группы делятся участники соревнований?
Костюм игроков.
Каким должен быть костюм игрока?
Разрешается ли игрокам выступать без обуви?
Разрешается ли игрокам выступать в головных уборах?
Какие предметы должны быть исключены из костюма игрока?
В какой форме должны выступать команды?
Разрешается ли игрокам выступать в тренировочных костюмах?
Должна ли спортивная форма одной команды отличаться по цвету от спортивной формы другой
команды?
Разрешается ли игроку изменять свой личный номер во время соревнования?
В каком прядке присваиваются номера основным и запасным игрокам каждой команды?
Какой отличительный знак должен иметь капитан команды?
Состав команды и расстановка игроков.
Каково число игроков в команде?
Какие игроки считаются основными и какие запасными?
Разрешается ли изменять состав основных и запасных игроков в следующей партии?
Разрешается ли допускать к соревнованиям игроков, не занесённых в протокол до начала
соревнований?
Существует ли обязательная расстановка игроков?
21

Счёт и результат игры.
Когда соревнование считается законченным?
Как защитать встречу, если команда не явилась на соревнование?
Подача и смена мест.
Что такое подача?
Как производится подача?
Когда подача считается произведённой?
Ограничивается ли время на подачу?
Приём и передача мяча.
Каким способом можно ударять по мячу?
В каких случаях передача считается не правильной?
Разрешается ли игроку ударять по мячу головой или касаться мяча телом?
Игра от сетки.
Считается ли ошибкой, если мяч коснётся сетки?
Как рассматривается касание мячом ограничительных лент на сетке?
Считается ли ошибкой, если игрок прикоснётся к сетке?
Выход мяча из игры.
Когда мяч выходит из игры?
Замены игроков.
Разрешается ли замена игрока в процессе соревнования?
Когда может быть произведена замена игрока?
Даётся ли команде время на замену игрока?
Какое место должен занять запасной игрок входящий в игру?
Перерывы.
Когда команда может потребовать перерыв для отдыха?

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».