РП ДО театральный кружок Самоцвет.docx

Пояснительная записка
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные
способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с
детского возраста прививать любовь к театральному искусству. Театр как
искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление
самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика,
жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных
литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы,
глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого
произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии,
воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественноречевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни
школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению
культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности
театрального
искусства
–
массовость,
зрелищность,
синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающеэстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз
многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому
занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой,
изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Самоцвет»: художественно-эстетическая,
по уровню освоения общекультурная.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
• Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273).
• Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об
утверждении
порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
• Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. № 1726
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-

эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей».
Новизна данной образовательной программы состоит в том, что
учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления
работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что
способствует формированию нравственных качеств у воспитанников
объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и
отвечает запросам различных социальных групп нашего общества,
обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор
профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность
обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для
проведения педагогом профориентационной работы. Полученные знания
позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят
развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать,
планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Актуальность: программы в том, что школьный театр позволяет
реализовать гуманистическую направленность процессов воспитания и
развития личности ребенка в современном обществе, уделить особое внимание
духовно-нравственному и эстетическому воспитанию личности ребенка.
Школьный театр базируется на единстве коллективного творчества,
подчиненности общему замыслу с одной стороны, и максимальном творческом
проявлении каждого исполнителя – с другой, имеет опыт индивидуализации и
социализации.
Педагогическая целесообразность
программы заключается в
возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их
творческие способности, развить психические, физические и нравственные
качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции, развить
память, мышление, речь, работать над пластикой движений, что в будущем
поможет детям быть более успешными в школе. А также, одной из самых
важностей потребностей детей является потребность во взаимодействии со
сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является
развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и
не только: понимания, что все люди разные, принятия их различий, умения

сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.
Адресат программы
Данная программа составлена для учащихся 7-14 лет 1-7 классов
общеобразовательной школы, занимающихся в системе дополнительного
образования. Ее основным направлением является комплексный подход к
получению учащимися знаний, навыков и умений (в процессе
занятий в
творческом объединении).
Отличительной особенностью данной образовательной программы
является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов и
современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого
результата в творческой деятельности, а также внедрение в процесс обучения
активной психологической подготовки. Занятия по ней позволяют объединять
мальчиков и девочек в одну группу. Использование ИКТ помогает более точно
отслеживать текущую успеваемость и проводить отбор для перехода на
следующий этап обучения.
Объем и срок реализации программы:
Сроки реализации программы - 1 год.
Цель: развитие творческих, духовно-нравственных, интеллектуальных
качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю
культуру, через приобщение к миру театра.
Задачи:
обучающие:
1. Совершенствовать грамматический строй речи ребенка, его звуковую
культуру, монологическую, диалогическую, сценическую речь, эффективное
общение и речевую выразительность.
2. Создать условия для воспитания и творческой самореализации
раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом,
слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.
3. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность
детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных
спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга.
4. Формировать художественно - эстетический вкус, создать
положительный эмоциональный настрой.
развивающие:
1. Развивать внутреннюю (воля, память, мышление, внимание,
воображение, подлинность в ощущениях) и внешнюю (чувства ритма, темпа,

чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники
актера в каждом ребенке.
2. Развивать познавательный интерес через расширение представлений о
видах театрального искусства.
3. Развивать ритмопластику.
воспитательные:
1. Воспитать понимание дружного сплоченного коллектива.
2. Воспитывать культуру поведения.
3. Прививать любовь и устойчивый интерес к театру, литературе,
художественному слову.
4. Воспитать потребность в здоровом образе жизни. Пропагандировать
здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к посещению театров и
проведению совместных мероприятий и праздников.
Условия реализации программы
Условия набора детей: принимаются все желающие заниматься в данном
объединении, на основании письменного заявления родителей и наличия
справки
об
отсутствии
медицинских
противопоказаний.
Группа
разновозрастная, разнополая.
Набор детей в группы может проводиться с конца августа до 10 сентября.
Формы подведения итогов реализации программы
В ходе реализации данной образовательной программы создается
объективная картина таланта или отсутствие его у каждого занимающегося. В
соответствии с этим учащиеся формируются в команду, которая принимает
участие в театральных постановках, конкурсах районного масштаба.
 Контрольные занятия по проверке усвоения материала, опрос
учащихся по пройденному материалу;
 Контроль соблюдения техники безопасности;
 Тестирование на знание теоретического материала;
 Самостоятельные задания для каждого обучающегося;
 Открытые занятия для родителей;
 Выступление перед школьным сообществом, родителями, жителями
села;
 Участие в районных, городских конкурсах;
Результаты, показанные в конкурсах (чем выше занятое место,
тем эффективнее проделанная работа).
Наполняемость учебной группы: до 15 человек.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-14лет

Сроки реализации программы – 1 год. 70 часов.
Формы и режим занятий: занятия групповые, индивидуальные,
сочетание индивидуальных с групповыми, проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Формы организации деятельности учащегося на занятии – групповая,
индивидуальная, сочетание индивидуальной с групповыми. Включает в себя
теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются
вопросы театра и театрального искусства.
В практической части углубленно изучаются сценическая речь,
ритмопластика.
Занятия в
школьном театральном театре «Самоцвет» ведутся по
программе, включающей 4 раздела.
Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения,
направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной
артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со
словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие
рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить
развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности
телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение
ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового
поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и
взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих
ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей
жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет),
воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем
театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и
возможную его корректировку.
Расписание занятий детского объединения строится из расчета два
занятия в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с
возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что
предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Материально- техническое обеспечение:
 Помещение класса, спортзала, зрительный зал в доме культуры;
 Ноутбук;

 Проектор;
 Колонки;

Планируемые результаты освоения программы и способы их проверки:
Предполагаемые результаты реализации по данной программе можно
оценить по трём уровням:
Результаты первого уровня (Приобретение учащимся социальных
знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение
социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие
актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности): Получение учащимися опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение учащимися опыта
самостоятельного общественного действия): учащийся может приобрести
опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений,
опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими
детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со
сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами. В результате реализации программы
у учащихся будут сформированы
Предметные результаты:
научатся:
 выразительному чтению;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении
заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении
рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и
инсценировании.
Метапредметные результаты
научатся:
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, приходить к общему решению;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью
педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое
смогу».
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть,
радость, злоба, удивление, восхищение)
Личностные результаты
будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное
отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на
основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного
развития.
Для полноценной реализации данной программы используются разные
виды контроля:
 предварительный – осуществляется посредством наблюдения за
деятельностью ребенка в процессе занятий;
 промежуточный – праздники, соревнования, выполнение творческих
заданий, конкурсы, проводимые в центре детского творчества;
 итоговый – открытые занятия, театрализованные представления,
спектакли, праздничные мероприятия.
Мероприятия и праздники, проводимые в коллективе, являются
промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием
его творческих и духовных устремлений. Творческие задания, вытекающие из
содержания занятия, дают возможность текущего контроля. Открытые занятия
по актерскому мастерству и сценической речи являются одной из форм
итогового контроля. Конечным результатом занятий за год, позволяющим
контролировать развитие способностей каждого ребенка, является спектакль
или театрализованное представление. При анализе уровня усвоения
программного материала учащимся рекомендуется использовать карты


достижений учащихся, где усвоение программного материала и развитие
других качеств ребенка определяются по трем уровням:
 высокий – программный материал усвоен учащимся полностью, имеет
высокие достижения (победитель или лауреат всероссийских, областных
конкурсов, района и т.д.);
 средний – усвоение программы в полном объеме, при наличии
несущественных ошибок; участвует в смотрах, конкурсах, праздничных
мероприятиях и др. на уровне Дома детского творчества, поселка.
 низкий – усвоение программы в неполном объеме, допускает
существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в
конкурсах на уровне коллектива.
№
п/п

Учебный план 2023-2024 учебный год
Количество часов
Название раздела, тема
Всего
часов

Теория Практик
а

3

Основы
театральной
культуры
14
Основы
театральной 2
деятельности
Культура и техника речи
16

4

Ритмопластика

16

6

10

5

Театральная игра

17

0

17

Премьера спектакля

2

0

2

Итоговое занятие

1

1

68

4

1
2

6
10

Итого:

Формы
контроля

7

7

2

0

6

10

Текущий,
коррекционный
Оперативный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Текущий,
коррекционный
Итоговый
Констатирующи
й

64

Содержание учебного плана:
Сентябрь
№ Раздел
Тема, задачи
1. Основы
«Приглашение в театр» Теоретическая часть.

театральной
культуры
Театральная игра

2.

3.

4.

5.

6.

Расширить знания о видах театра (драматический,
кукольный, музыкальный)
«Давайте познакомимся» Практическая часть.
Развивать зрительное и слуховое внимание, память,
наблюдательность
Основы
«Разрешите представиться» Теоретическая часть.
театральной
Активизировать
познавательный
интерес
к
деятельности
театральным профессиям. «Угадай, кто я?»
Театральная игра Практическая часть.
Создавать на занятиях положительный эмоциональнопсихологический
настрой.
Развивать
память,
внимание и воображение.
Культура
и «Забавные стихи» Практическая часть.
техника речи.
Учить произносить фразы разными интонациями
Ритмопластика
(грустно, радостно, сердито, удивленно).
«Осенние листья» Игра-импровизация.
Развивать двигательные способности детей, учить
красиво двигаться под спокойную музыку, делая
плавные движения.
Основы
«Театральные волшебники» Теоретическая часть.
театральной
Воспитывать
доброжелательность,
деятельности
коммуникабельность. Подготовить детей к действиям
Театральная игра с воображаемыми предметами.
«Веселые обезьянки» Практическая часть.
Развивать находчивость, воображение, фантазию.
Культура
и «Стихи о пожилых людях» Практическая часть.
техника речи
Развивать
речевое
дыхание
и
правильную
Ритмопластика
артикуляцию.
«В стране отгадай-ка»
Практическая часть.
Развивать двигательные способности детей; ловкость,
гибкость, подвижность.
Культура
и «Выразительное чтение стихов о России»
техника речи
Теоретическая часть. «Мимика».
Практическая часть.
Развивать у детей умение показывать движения и

7.

Основы
театральной
культуры

8.

Ритмопластика
Театральная игра

№
1.

2.

3.

4.

Октябрь
Раздел
Основы
театральной
культуры

повадки животных при помощи мимики, жестов.
«Ах, аплодисменты» Теоретическая часть.
Воспитывать желание узнать новое.
Практическая часть.
Развивать у детей интерес к сценическому творчеству
«Подготовка героев ко дню пожилого человека»
Практическая часть.
Развивать творчество, воображение и фантазию,
уважения к старшему поколению. «Дружные ребята»
Практическая часть.
Развитие чувства единства и сплоченности.

Тема, задачи
Подготовка ко дню пожилого человека.
Участие в концерте на день пожилого человека «Нам
года не беда"
Активизировать познавательный интерес к театру.
Применение полученных знаний на практике.
Театральная игра «Веселые сочинялки» ко дню учителя. Теоретическая
часть.
Побуждать детей сочинять несложные истории
героями, которых являются дети.
Практическая часть
Воспитывать
доброжелательность,
коммуникабельность.
Культура
и «Фыркающая лошадка». Практическая часть.
техника речи
Развивать дикцию.
Ритмопластика
«В мире животных» «Застольные чтения сказок о
животных»
Практическая часть.
Учить создавать образ живых существ с помощью
выразительных пластических движений.
Основы
«Этот удивительный мир театра» Теоретическая часть
театральной
культуры
Развивать у детей интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
«В стране Фантазии» Практическая часть.

5.

6.

7.

8.

№
1.

2.

Учить равномерно двигаться по площадке не
сталкиваясь, друг с другом «Расстановка на сцене для
инсценирования стихотворений»
Культура
и «Часики» Практическая часть
техника речи
Развивать
речевое
дыхание
и
правильную
Театральная игра артикуляцию
«Репетиция сцены появления зайчиков на утреннике»
Практическая часть.
Развивать умение произвольно реагировать на
команду
Основы
«В гостях у сказки» Теоретическая часть.
театральной
Знакомство с кукольным театром.
культуры
«Лесные истории» Практическая часть.
Театральная игра Изготовление декораций и атрибутов.
Культура
и «Фраза по кругу» Теоретическая часть.
техника речи
Учить строить диалоги. Воспитывать терпение и
Театральная игра выдержку.
"Что мы делали, не скажем". Практическая часть.
Учить снимать зажатость и скованность, а также
согласовывать свои действия с другими детьми
Основы
«Поиграем в театр» Практическая часть.
театральной
Показ настольного театра по мотивам произведений
культуры
К.И. Чуковского.
Ноябрь
Раздел
Тема, задачи
Основы
«Режиссеры – это кто?» Теоретическая часть.
театральной
Знакомство учащихся с профессией режиссер.
культуры
«Мы начинаем творить» Практическая часть.
Научить детей создавать образы героев, придумывать
сюжеты.
Основы
«Мы-режиссеры». Теоретическая часть.
театральной
Практическая часть
культуры
Учить детей дружно и согласованно договариваться.
Воспитывать чувство коллективного творчества.
Соизмерять свои возможности. Оценка и анализ
выбранных
ролей.
Воспитывать
умение

3.
4.

Культура
и
техника речи
Ритмопластика

5.

Культура
техника речи

6.

Культура
и
техника речи
Ритмопластика
Основы
театральной
культуры

7.

8.

№
1.

2.

3.

Культура
техника речи
Декабрь
Раздел
Основы
театральной
культуры
Культура
техника речи

и

и

прислушиваться к мнению других, развивать
выдержку и терпение
«Фыркающая лошадь. 2 часть» Практическая часть.
Совершенствовать сценическую речь учащихся.
«Стихи ко дню матери» Практическая часть.
Развивать чувство ритма, быстроту реакции,
координацию движений, двигательную способность и
пластическую выразительность.
Развивать связную речь детей. Воспитывать
уверенность.
«Пропевание частушек» Практическая часть.
Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить
пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
«Частушки для бабушек» Практическая часть.
Расширять образный строй речи. Следить за
интонационной выразительностью образа.
Подготовка ко дню матери. Практическая часть.
Развивать воображение и веру в сценический замысел.
Совершенствовать двигательную способность и
пластическую выразительность.
Участие в концерте, посвященному дню матери.
Выступление

Тема, задачи
«Все тот же театр» Теоретическая часть.
Познакомить детей с особенностями театрального
искусства, его отличиями от других видов искусств
и (живописи, скульптуры, музыки, литературы),
отметить его синтетический характер, коллективность
творчества.
«Сочини предложение» Практическая часть.
Учить подбирать слова по общим признакам
Культура
и «Новогодние истории» для дошкольников
техника речи
Развивать
пластическую
выразительность
и
музыкальность
Ритмопластика
«Новогодние приключения»

Театральная игра
4.

5.

6.

7.

8.

№
1.

Практическая часть.
Развивать умение владеть своим телом.
Основы
«Частушки к Новогоднему представлению»
театральной
Практическая часть.
культуры
Упражнять
в
попеременном
напряжении
и
Ритмопластика
расслаблении основных групп мышц.
Культура
и «Игра со свечой» Практическая часть.
техника речи
Развивать речевое дыхание, тренировать 3 вида
Театральная игра дыхания.
«Летает не летает».
Распределение ролей в «Новогодних приключениях»
Практическая часть.
Воспитывать доброту и коммуникативность в
отношениях со сверстниками.
Ритмопластика
«Новогодние приключения» для дошкольников
Театральная игра Практическая часть.
Воспитывать умение прислушиваться к мнению
других,
развивать
выдержку
и
терпение.
Демонстрация полученных театральных навыков.
Развивать
пластическую
выразительность
и
музыкальность
Культура
и СИП «Новогодние приключения» для дошкольников
техника речи.
Практическая часть.
Ритмопластика
Основы
«Как вести себя в театре?». Теоретическая часть.
театральной
Знакомство с понятиями «этика» и «этикет».
культуры
Воспитывать культуру поведения в театре и на
Театральная игра концерте.
«Подведение предновогодних итогов»
Январь
Раздел
Тема, задачи
Ритмопластика
Сценический этюд «Крещенские морозы».
Театральная игра Практическая часть.
Учить создавать образы сказочных героев с помощью
воображения
и
выразительных
пластических
движений.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

№
1.

«Превращение предмета». Практическая часть.
Развивать способность искренне верить в любую
воображаемую ситуацию.
Культура
и Сценический этюд «Крещенские морозы»
техника речи
Практическая часть.
Ритмопластика
Совершенствовать умение создавать образы с
помощью мимики и жеста.
Основы
Участие в сценическом этюде «Крещенские морозы»
театральной
Отработать навык поведения учащихся на сцене.
культуры
Воспитывать
доброжелательность,
Театральная игра коммуникабельность в отношениях с товарищами.
Ритмопластика
«Этюды-пантомимы» Практическая часть.
Театральная игра Развивать умение создавать образы с помощью жеста
и мимики. Развивать чувство ритма и координацию
движений. Развивать находчивость, воображение,
фантазию.
Основы
«Этюды-пантомимы». Теоретическая часть.
театральной
Активизировать творческий потенциал учащихся.
культуры
Культура
и Знакомство
со
сказкой
и
музыкальным
техника речи
сопровождением сказки.
Ритмопластика
Практическая часть.
Уметь произвольно реагировать на музыкальный
сигнал, попеременно напрягая и расслабляя различные
группы мышц.
Основы
Музыкальные номера в сказке. Практическая часть
театральной
Просмотр музыкальных номеров.
культуры
Основы
Главные и второстепенные роли.
театральной
Теоретическая часть.
культуры
Знакомство со сценарием музыкальной сказки. Учить
детей выражать свое мнение. Воспитывать чувство
коллективного творчества.
Февраль
Раздел
Тема, задачи
Основы
«Мы – актеры». Теоретическая часть.

театральной
культуры

2.

Культура
техника речи

3.

Основы
театральной
культуры

4.

Премьера
спектакля
Культура
и
техника речи
Театральная игра

5.
6.

и

7.

Ритмопластика
Культура
и
техника речи

8.

Культура
техника речи

и

Знакомство с главными театральными профессиями.
Сказка.
Практическая
часть.
Воспитывать
чувство
коллективного творчества. Оценка и анализ
выбранных ролей.
Сказка. Практическая часть.
Развивать связную речь детей. Воспитывать
уверенность. Следить за выразительностью образа
«Мастерская актера» Практическая часть.
Развивать умение детей самостоятельно изготавливать
атрибуты к сказке. Воспитывать аккуратность в
работе с тканью, картоном. Развивать творчество и
фантазию.
Сказка. Практическая часть.
Отработка театральных навыков на сцене.
«Скороговорки» Практическая часть.
Совершенствовать навык четкого произношения.
«Здравствуй, милая весна» Практическая часть.
Развивать в движениях чувство ритма, быстроту
реакции, координацию движений. Совершенствовать
двигательную
способность
и
пластическую
выразительность.
Постановка спектакля. Теоретическая и практическая
часть.
Показать образы героев через пластические
возможности своего тела. Расширять образный строй
речи. Следить за интонационной выразительностью
образа.
Спектакль. Практическая часть.
Развивать самостоятельность, творчество, фантазию.
Отработка театральных навыков.

Март
№

Раздел

Тема, задачи

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Театральная игра

«Стихи на 8 марта» Теоретическая и практическая
часть.
Изучить стихи, посвященные Международному
женскому дню. Продемонстрировать театральные
навыки. Развивать умение пользоваться различными
интонациями, улучшать дикцию.
Культура
и «Путешествие
в
театральное
зазеркалье»
техника речи
Теоретическая часть.
Ритмопластика
Пополнять словарный запас лексикой связанной с
искусством театра
«В магазине зеркал». Практическая часть.
Развивать умение оценивать действия других детей,
сравнивать их со своими собственными.
Премьера
Участие в концерте к 8 марта
спектакля
Закреплять умение детей использовать различные
средства выразительности на сцене.
Ритмопластика
«Этюды вежливости». Практическая часть.
Театральная игра Учить детей самостоятельно сочинять этюды с
заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое
поведение.
Практическая часть. Учить сочинять этюды с
нафантазированными обстоятельствами
Основы
«В мире музыки». Теоретическая часть.
театральной
Знакомство с жанрами музыкального театра (опера,
культуры
мюзикл). Рассматривание фотографий оперного
театра, обратить внимание на неординарность
архитектуры и красивый фасад.
Практическая часть.
Изготовление декораций и атрибутов.
Культура
и «В мире юмора» Практическая часть.
техника речи
Учить пользоваться интонациями, произнося фразы
Ритмопластика
грустно, радостно, сердито, удивленно.
Основы
Просмотр спектакля
театральной
культуры
Основы
«Путешествие
с
театральным
билетом».

театральной
культуры

№
1.

2.

3.

4.

5.
6.

Теоретическая часть.
Выявить уровень знания театральных атрибутов.
«Правила поведения в театре».
Воспитывать культуру поведения

Апрель
Тема
Раздел, задачи
Культура
и Скороговорки. Практическая часть.
техника речи
Тренировать четкое произношение согласных в конце
Ритмопластика
слова
«Герои сказки». Практическая часть.
Совершенствовать умение создавать образы с
помощью мимики и жеста
Ритмопластика
«В стране космонавтов». Практическая часть.
Театральная игра Уметь передавать в свободных музыкальнопластических импровизациях характер и настроение
музыкальных произведений.
Практическая часть. Уметь сочинять этюды по
сказкам и импровизировать на темы знакомых сказок
Культура
и Практическая часть. Распределение ролей.
техника речи
Пополнять словарный запас. Подбирать к словам
Театральная игра слова-действия и слова, противоположные по
значению.
«Пойми меня»
Формировать умение передать мимикой, позой,
движением основные эмоции и чувства
Ритмопластика
Практическая часть. Застольное чтение сценария
Театральная игра Развивать воображение и способность к пластической
импровизации
Учить оценивать действия других детей и сравнивать
со своими собственными
Культура
и Стихи, посвященные Дню Победы
техника речи
Теоретическая часть.
Культура
и Сценический этюд «Театральная весна».
техника речи
Практическая часть. Формировать четкую и
Театральная игра грамотную речь.
Учить импровизировать игры-драматизации. Учить

7.

8.

№
1.

2.

3.

4.

5.
6.

действовать на сценической площадке естественно.
Основы
Стихи, посвященные Дню Победы Теоретическая
театральной
часть.
культуры
Развивать коммуникабельность и умение общаться со
Культура
и взрослыми людьми в разных ситуациях.
техника речи
Воспитывать доброжелательность и уважение в
отношениях со сверстниками и взрослыми.
Премьера сказки Участие в прологе концерта «Театральная весна».
Закрепить навык поведения на сцене.
Закреплять умение детей использовать различные
средства выразительности в передаче образов героев
сказки.
Май
Тема
Раздел, задачи
Культура
и «Стихи, посвященные Дню Победы» Практическая
техника
речи часть.
Театральная игра Развивать связную речь детей. Воспитывать
уверенность.
Следить
за
интонационной
выразительностью образа
Культура
и Чистоговорка. Скороговорка
техника речи
Развивать правильную артикуляцию и четкую
дикцию.
Ритмопластика
Практическая часть.
Театральная игра Развивать чувство ритма, быстроту реакции,
координацию движений, двигательную способность и
пластическую выразительность.
Учить действовать на сценической площадке
естественно
Культура
и Практическая часть.
техника речи
Развивать речевое дыхание, тренировать выдох. Учить
пользоваться интонацией, улучшать дикцию.
Ритмопластика
Показать образы героев через пластические
возможности своего тела.
Основы
«Стихи, посвященные Дню Победы» Практическая
театральной
часть.
культуры
Закрепить навыки поведения на сцене.

7.

8.

Основы
театральной
культуры
Театральная
культура

Практическая часть. Совершенствовать умение
устанавливать декорации, оформлять сцену. Развивать
воображение и веру в сценический замысел
Закреплять умение детей использовать различные
средства выразительности в передаче образов героев.

Календарно-тематическое планирование
1 год обучения
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

Вводное занятие по курсу. Знакомство с
1

содержанием курса.

2

1

05.09.2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

2

1

12. 09.2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

2

1

19. 09.2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Знакомство с театром. Театр как вид
2
3

искусства. Театральное здание
Театральные профессии
Мы в театре: сцена, зрительный зал,

4

оркестровая яма

2

1

26. 09.2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

03.10. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Путешествие по театральным
5

мастерским: бутафорская, гримёрная

2

1

Путешествие по театральным
6

мастерским: костюмерная и

2

1

10.10. 2023

2

2

17.10. 2023

художественная мастерская
7

Чтение произведения К. Чуковского

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

«Айболит». Герои произведения. Отбор
выразительных средств
Подготовка декораций к
8

инсценированию произведения

2

2

24.10.2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

07.11. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

14.11. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

21.11. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

28.11. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

28.11. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

К. Чуковского «Айболит»
Инсценирование произведения К.
9

Чуковского «Айболит». Театральная

2

2

игра
Театральная афиша. Театральная
10

программка. Театральный билет.

2

1

Спектакль «Айболит»
Подведение итогов. Создание летописи
11

разыгрываемого произведения.

2

1

Интервью.
Чтение произведения «Перчатки»
(английская народная песенка). Герои
12

произведения. Отбор выразительных

1

1

средств
Подготовка декораций к
инсценированию произведения
13

«Перчатки» (английская народная
песенка)

1

1

Инсценирование произведения
14

«Перчатки» (английская народная

2

2

05.12. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

12.12. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

19.12. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

26.12. 2023

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

24.01. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

09.01. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

песенка). Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
15

программка. Театральный билет.

2

2

Спектакль «Перчатки»
Подведение итогов. Создание летописи
16

разыгрываемого произведения. Интервью

2

2

Чтение произведения С. Михалкова
17

«Сами виноваты». Герои произведения.

2

2

Отбор выразительных средств
Подготовка декораций к
18

инсценированию произведения

2

2

С. Михалкова «Сами виноваты»
Инсценирование произведения С.
19

Михалкова «Сами виноваты».

2

2

Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
20

программка. Театральный билет.

2

2

16.01. 2024

2

2

23.01. 2024

Спектакль «Сами виноваты»
Подведение итогов. Создание летописи
21

разыгрываемого произведения. Интервью

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Чтение произведения С. Маршака «Волк
22

и лиса». Герои произведения. Отбор

2

2

30.01. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

2

2

06.02. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

13.02. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

20.02. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

выразительных средств
Подготовка декораций к
23

инсценированию произведения
С. Маршака «Волк и лиса»
Инсценирование произведения С.

24

Маршака «Волк и лиса». Театральная

2

2

игра
Театральная афиша. Театральная
25

программка. Театральный билет.

2

2

Спектакль «Волк и лиса»
Подведение итогов. Создание летописи
26

разыгрываемого произведения. Интервью

2

2

27.02. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

2

2

05.03. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

12.03. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Чтение произведения М. Пляцковского
«Солнышко на память». Герои
27

произведения. Отбор выразительных
средств
Подготовка декораций к

28

инсценированию произведения
М. Пляцковского «Солнышко на

2

2

память»
Инсценирование произведения М.
29

Пляцковского «Солнышко на память».

2

2

19.03. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

09.04. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Театральная игра
Театральная афиша. Театральная
30

программка. Театральный билет.

2

2

Спектакль «Солнышко на память»
Подведение итогов. Создание летописи
31

разыгрываемого произведения. Интервью

2

2

16.04. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

2

2

23.04. 2024

https://myschool.edu.ru

1

2

30.04. 2024

https://myschool.edu.ru

1

2

07.05. 2024

https://myschool.edu.ru

Чтение произведения Е. Пермяка «Как
Миша хотел маму перехитрить». Герои
32

произведения. Отбор выразительных
средств
Подготовка декораций к
инсценированию произведения Е.

33

Пермяка «Как Миша хотел маму
перехитрить»
Инсценирование произведения Е.
Пермяка «Как Миша хотел маму

34

перехитрить». Театральная игра.
Театральная афиша. Театральная
программка. Театральный билет

35

Подготовка к заключительному концерту

2

2

14.05. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

36

Заключительный концерт

1

1

21.05. 2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Итоговое занятие. Подведение итогов за
год. Планирование работы на следующий

1

1

68

58

год
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

21.05.2024

https://myschool.edu.ru/
http://www.nachalka.com/biblioteka

Ожидаемые результаты
Учащиеся должны:
 Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
 Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
 Уметь запоминать заданные педагогом мизансцены.
 Свободно и естественно выполнять на сцене простые физические действия.
 Знать и владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
 Уметь действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным
текстом на заданную тему.
 Уметь сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
 Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
 Знать и уметь произносить скороговорку и стихотворный текст в движении
и разных позах.
 Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
 Знать и четко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок.
 Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными
интонациями.
 Уметь читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и
расставляя логические ударения.
 Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
 Уметь подбирать рифму к заданному слову.
 Уметь составлять диалог между сказочными героями.
 Знать наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.

Оценочные и методические материалы
 методические материалы
Инструкции по технике безопасности. Нормативные документы.
 разработка конкретных мероприятий Правила соревнований.
положения о районных и городских мероприятиях (соревнования, смотры,
конкурсы)
 материалы из опыта работы
фото отчеты и результаты конкурсов, видео отчеты об участии в различных
мероприятиях
 диагностические материалы результаты конкурсов, результаты входного,
промежуточного, текущего, оперативного контроля

Список литературы
Учебные материалы для обучающихся
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
1-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
3-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
4-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с.
Методические материалы для учителя
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное
образование.
Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс,
2008.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f841f35c
Портал "Начальная школа"
http://nachalka.edu.ru/
Библиотека материалов для начальной школы
http://www.nachalka.com/biblioteka
Инфоурок
https://infourok.ru/
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального
искусства».
youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
4. Методическое пособие - практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
5. Методическое пособие - практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
6. Методическое пособие - практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
7. Сайт «Драматешка» «Театральные шумы»
http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
8. Сайт «Драматешка» «Музыка»
http://dramateshka.ru/index.php/music

Педагогическая диагностика
Участие в мероприятиях.
Списочный
состав

Дата Название

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Школьный
уровень

Районный
уро вень

Региональный За
год
уровень
(количество)

Лист самооценки
Ф.И…………………………………………………….
На занятии мне больше
понравилось
На занятии мне запомнилось

Мне захотелось узнать больше

всего

Полу
годие
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Полу
годие

Полу
годие

Полу
годие

Полу
годие

итого

Предметные
достижения,
ребёнка

Учебноорганизационные
умения и навыки

Учебнокоммуникативны
е умения

Учебноинтеллектуальны
е умения

Практическая
подготовка

ФИО ребёнка

Теоретическая
подготовка

Карта учёта результатов обучения по образовательной программе:
ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР, год обучения: 2023-2024
ФИО педагога: Димитриева Инна Мансуровна

Полу
годие

Полу
годие

Теоретическая подготовка ребёнка
Теоретические знания
Владение специальной терминологией
Практическая подготовка ребёнка
Практические умения и навыки, предусмотренные программой
Владение специальным оборудованием и оснащением
Творческие навыки
Учебно-интеллектуальные умения:
Подбирать и анализировать специальную литературу
Пользоваться компьютерными источниками информации
Осуществлять учебно-исследовательскую работу
Учебно-коммуникативные умения:
Слушать и слышать педагога
Выступать перед аудиторией
Вести полемику, участвовать в дискуссии
Учебно-организационные умения и навыки:
Умение организовать своё рабочее место
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности умение
аккуратно выполнять работу
Предметные достижения ребёнка:
На уровне детского объединения
На уровне школы
На уровне района, города


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».