РП ООО Обществознание 9 класс

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями
Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Основной
образовательной программы основного общего образования в новой редакции, утвержденной приказом директора МБОУ ООШ №27 от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10 на основе примерной программы по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова.
Средством реализации рабочей программы учебного предмета «Обществознание» являются учебник:
Обществознание 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2021 год.
- Место предмета в учебном плане
На изучении учебного предмета «Обществознание» обязательной частью учебного
плана МБОУ ООШ № 27 в 9 классе отводится 34 часа из расчета 1 учебный час в неделю.
Цели:
- формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности,
правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их
влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире.
Задачи:
1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской
гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;
3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и
умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для
решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости
защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать
основные социальные роли в пределах своей дееспособности;
5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные
оценки социальным событиям и процессам;
6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные и метапредметные результаты представлены с учѐтом особенностей
преподавания обществознания в основной школе.
Планируемые предметные результаты и содержание учебного предмета распределены по годам обучения с учѐтом входящих в курс содержательных модулей (разделов) и требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учѐтом федеральной рабочей программы воспитания.
Содержательные модули (разделы) охватывают знания об обществе и человеке в целом, знания всех основных сфер жизни общества и знание основ российского права.
Представленный в программе вариант распределения модулей (разделов) по годам
обучения является одним из возможных.
Научным сообществом и представителями высшей школы предлагается такое
распределение содержания, при котором модуль (раздел) «Основы российского права»
замыкает изучение курса в основной школе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные
и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают
готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной
и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и
обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений
в поликультурном и многоконфессиональном обществе; представление о способах

противодействия коррупции; готовность к разнообразной созидательной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтѐрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение
к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам; историческому, природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своѐ поведение и поступки, поведение и поступки других людей
с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков; свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни; осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
и психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценка возможных
последствий своих действий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимос-вязи природной,
технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределѐнности, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать
своѐ развитие;
навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и
компетентностей, планировать своѐ развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам,
выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при
решении задач (далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

умение оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы,
формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наи-более подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учѐтом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи

между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план еѐ изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретѐнному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
9 КЛАСС

Человек в политическом измерении
 осваивать и применять знания о государстве, его признаках и форме, внутренней и внешней политике, о демократии и демократических ценностях, о
конституционном статусе гражданина Российской Федерации, о формах участия граждан в политике, выборах и референдуме, о политических партиях;
 характеризовать государство как социальный институт; принципы и признаки демократии, демократические ценности; роль государства в обществе на
основе его функций; правовое государство;
 приводить примеры государств с различными формами правления, государственно-территориального устройства и политическим режимом; реализации
функций государства на примере внутренней и внешней политики России; политических партий и иных общественных объединений граждан; законного
участия граждан в политике; связи политических потрясений и социальноэкономического кризиса в государстве;
 классифицировать современные государства по разным признакам; элементы
формы государства; типы политических партий; типы общественнополитических организаций;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) политическую власть с другими видами власти в обществе; демократические и недемократические политические режимы, унитарное и федеративное территориально-государственное устройство, монархию и республику, политическую партию и общественно-политическое движение, выборы и референдум;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи в отношениях между человеком,
обществом и государством; между правами человека и гражданина и обязанностями граждан, связи политических потрясений и социально-экономических
кризисов в государстве;
 использовать полученные знания для объяснения сущности политики, политической власти, значения политической деятельности в обществе; для объяснения взаимосвязи правового государства и гражданского общества; для осмысления личного социального опыта при исполнении социальной роли гражданина; о роли информации и информационных технологий в современном
мире для аргументированного объяснения роли СМИ в современном обществе
и государстве;
 определять и аргументировать неприемлемость всех форм антиобщественного поведения в политике с точки зрения социальных ценностей и правовых
норм;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия между субъектами политики; выполнение социальных ролей избирателя, члена политической партии, участника общественно-политического движения;
 овладевать смысловым чтением фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов, учебных и иных текстов обществоведческой тематики, связанных с деятельностью субъектов политики, пре-

образовывать текстовую информацию в таблицу или схему о функциях государства, политических партий, формах участия граждан в политике;
 искать и извлекать информацию о сущности политики, государстве и его роли в обществе: по заданию учителя выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе
в Интернете;
 анализировать и конкретизировать социальную информацию о формах участия граждан нашей страны в политической жизни, о выборах и референдуме;
 оценивать политическую деятельность различных субъектов политики с точки зрения учѐта в ней интересов развития общества, еѐ соответствия гуманистическим и демократическим ценностям: выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания в практической учебной деятельности
(включая выполнение проектов индивидуально и в группе), в повседневной
жизни для реализации прав гражданина в политической сфере; а также в публичном представлении результатов своей деятельности в соответствии с темой
и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур: выполнять учебные задания в парах и группах,
исследовательские проекты.
Гражданин и государство
 осваивать и применять знания об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, государственнотерриториальном устройстве Российской Федерации, деятельности высших
органов власти и управления в Российской Федерации; об основных направлениях внутренней политики Российской Федерации;
 характеризовать Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, как социальное государство,
как светское государство; статус и полномочия Президента Российской Федерации, особенности формирования и функции Государственной Думы и Совета Федерации, Правительства Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации в политической сфере жизни
общества, связанные с осуществлением правомочий высших органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации; деятельности
политических партий; политики в сфере культуры и образования, бюджетной
и денежно-кредитной политики, политики в сфере противодействии коррупции, обеспечения безопасности личности, общества и государства, в том числе
от терроризма и экстремизма;





















классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) полномочия высших органов государственной власти Российской Федерации;
сравнивать с опорой на Конституцию Российской Федерации полномочия
центральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации;
устанавливать и объяснять взаимосвязи ветвей власти и субъектов политики
в Российской Федерации, федерального центра и субъектов Российской Федерации, между правами человека и гражданина и обязанностями граждан;
использовать полученные знания для характеристики роли Российской Федерации в современном мире; для объяснения сущности проведения в отношении нашей страны международной политики «сдерживания»; для объяснения
необходимости противодействия коррупции;
с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный
социальный опыт определять и аргументировать с точки зрения ценностей
гражданственности и патриотизма своѐ отношение к внутренней и внешней
политике Российской Федерации, к проводимой по отношению к нашей стране
политике «сдерживания»;
решать познавательные и практические задачи, отражающие процессы, явления и события в политической жизни Российской Федерации, в международных отношениях;
систематизировать и конкретизировать информацию о политической жизни
в стране в целом, в субъектах Российской Федерации, о деятельности высших
органов государственной власти, об основных направлениях внутренней и
внешней политики, об усилиях нашего государства в борьбе с экстремизмом и
международным терроризмом;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию об основах конституционного строя Российской Федерации,
гражданстве Российской Федерации, конституционном статусе человека и
гражданина, о полномочиях высших органов государственной власти, местном
самоуправлении и его функциях из фрагментов Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актов и из предложенных учителем
источников и учебных материалов, составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию об основных направлениях внутренней и
внешней политики Российской Федерации, высших органов государственной
власти, о статусе субъекта Федерации, в котором проживают обучающиеся:
выявлять соответствующие факты из публикаций СМИ с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете;
анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать информацию о важнейших изменениях в российском законодательстве, о ключевых
решениях высших органов государственной власти и управления Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, соотносить еѐ с собственными
знаниями о политике, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;

оценивать собственные поступки и поведение других людей в гражданскоправовой сфере с позиций национальных ценностей нашего общества, уважения норм российского права, выражать свою точку зрения, отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания о государстве Российская Федерация в
практической учебной деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей; публично представлять результаты своей
деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность) в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории
и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять
простейший документ при использовании портала государственных услуг;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми
другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических
и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Человек в системе социальных отношений
 осваивать и применять знания о социальной структуре общества, социальных общностях и группах; социальных стату-сах, ролях, социализации личности; важности семьи как ба-зового социального института; об этносе и нациях,
этническом многообразии современного человечества, диалоге куль-тур, отклоняющемся поведении и здоровом образе жизни;
 характеризовать функции семьи в обществе; основы социальной политики
Российского государства;
 приводить примеры различных социальных статусов, социальных ролей, социальной политики Российского государства;
 классифицировать социальные общности и группы;
 сравнивать виды социальной мобильности;
 устанавливать и объяснять причины существования разных социальных
групп; социальных различий и конфликтов;
 использовать полученные знания для осмысления личного социального опыта
при исполнении типичных для несовершеннолетних социальных ролей; аргументированного объяснения социальной и личной значимости здорового образа жизни, опасности наркомании и алкоголизма для человека и общества;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к разным
этносам;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные взаимодействия; направленные на распознавание отклоняющегося поведения и его видов;


осуществлять смысловое чтение текстов и составлять на основе учебных текстов план (в том числе отражающий изу-ченный материал о социализации
личности);
 извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и
Интернета о межнациональных отношениях, об историческом единстве народов России; преобразовывать информацию из текста в модели (таблицу, диаграмму, схему) и из предложенных моделей в текст;
 анализировать, обобщать, систематизировать текстовую и статистическую
социальную информацию из адаптированных источников, учебных материалов и публикаций СМИ об отклоняющемся поведении, его причинах и негативных последствиях; о выполнении членами семьи своих социальных ролей;
о социальных конфликтах; критически оценивать современную социальную
информацию;
 оценивать собственные поступки и поведение, демонстрирующее отношение
к людям других национальностей; осознавать неприемлемость антиобщественного поведения;
 использовать полученные знания в практической деятельности для выстраивания собственного поведения с позиции здорового образа жизни;
 осуществлять совместную деятельность с людьми другой национальной и религиозной принадлежности на основе веротерпимости и взаимопонимания
между людьми разных культур.
Человек в современном изменяющемся мире
 осваивать и применять знания об информационном обществе, глобализации,
глобальных проблемах;
 характеризовать сущность информационного общества; здоровый образ жизни; глобализацию как важный общемировой интеграционный процесс;
 приводить примеры глобальных проблем и возможных путей их решения;
участия молодѐжи в общественной жизни; влияния образования на возможности профессионального выбора и карьерного роста;
 сравнивать требования к современным профессиям;
 устанавливать и объяснять причины и последствия глобализации;
 использовать полученные знания о современном обществе для решения познавательных задач и анализа ситуаций, включающих объяснение (устное и
письменное) важности здорового образа жизни, связи здоровья и спорта в
жизни человека;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своѐ отношение к современным формам коммуникации; к здоровому образу жизни;
 решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, связанные с волонтѐрским движением; отражающие особенности коммуникации в виртуальном пространстве;
 осуществлять смысловое чтение текстов (научно-популярных, публицистических и др.) по проблемам современного общества, глобализации; непрерывного образования; выбора профессии;




осуществлять поиск и извлечение социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) из различных источников о глобализации и еѐ последствиях; о роли непрерывного образования в современном обществе.

3. Содержание учебного предмета, курса
Человек в политическом измерении.
Политика и политическая власть. Государство – политическая организация общества. Признаки государства. Внутренняя и внешняя политика.
Форма государства. Монархия и республика – основные формы правления. Унитарное и федеративное государственно-территориальное устройство.
Политический режим и его виды.
Демократия, демократические ценности. Правовое государство и гражданское
общество.
Участие граждан в политике. Выборы, референдум.
Политические партии, их роль в демократическом обществе. Общественнополитические организации.
Гражданин и государство.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Россия – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Россия – социальное государство. Основные направления и приоритеты социальной политики российского государства. Россия – светское государство.
Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти в
Российской Федерации. Президент – глава государства Российская Федерация. Федеральное Собрание Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации.
Правительство Российской Федерации. Судебная система в Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации.
Государственное управление. Противодействие коррупции в Российской Федерации.
Государственно-территориальное устройство Российской Федерации. Субъекты
Российской Федерации: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Конституционный статус субъектов Российской
Федерации.
Местное самоуправление.
Конституция Российской Федерации о правовом статусе человека и гражданина.
Гражданство Российской Федерации. Взаимосвязь конституционных прав, свобод и
обязанностей гражданина Российской Федерации.
Человек в системе социальных отношений.
Социальная структура общества. Многообразие социальных общностей и групп.
Социальная мобильность.

Социальный статус человека в обществе. Социальные роли. Ролевой набор подростка.
Социализация личности.
Роль семьи в социализации личности. Функции семьи. Семейные ценности. Основные роли членов семьи.
Этнос и нация. Россия – многонациональное государство. Этносы и нации в диалоге культур.
Социальная политика Российского государства.
Социальные конфликты и пути их разрешения.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и
общества. Профилактика негативных отклонений поведения. Социальная и личная
значимость здорового образа жизни.
Человек в современном изменяющемся мире.
Информационное общество. Сущность глобализации. Причины, проявления и последствия глобализации, еѐ противоречия. Глобальные проблемы и возможности их
решения. Экологическая ситуация и способы еѐ улучшения.
Молодѐжь – активный участник общественной жизни. Волонтѐрское движение.
Профессии настоящего и будущего. Непрерывное образование и карьера.
Здоровый образ жизни. Социальная и личная значимость здорового образа жизни.
Мода и спорт.
Современные формы связи и коммуникации: как они изменили мир. Особенности
общения в виртуальном пространстве.
Перспективы развития общества.

4. Тематическое планирование
9 класс
№
п/п

1

Тема
урока

Введение в изучение курса "Обществознание. 9
класс".

Колво
часов

1

Элементы содержания

Дата
проведения
план

Чем мы будем заниматься в новом
учебном году.
Как добиваться успехов в работе в
классе и дома
Вспомнить основные итоги
прошлого года обучения. Познакомитьcя с основным содержанием курса 9 класса.
Наметить перспективу совершенствования умений и
навыков в процессе учебной деятельности.
Определить основные требования к
результатам обучения и критерии
успешной работы учащихся.

Глава I. Политика (9 часов)
2

Политика и
власть

1

Понятие «политика». Происхождение политики. Власть – ключевой
вопрос политики. Политическая
власть, еѐ назначение. Функции политики.
Роль политики в жизни общества.
Политическая жизнь и средства массовой информации.

3

Государство

1

Что такое государство. Понятие «государство» в истории научной мысли и в современной политологии.
Теории происхождения государства.
Суверенитет. Государственный суверенитет. Суверенитет народа.
Формы правления государства. Монархия. Абсолютизм и самодержавие. Конституционная монархия.
Республика. Президентская респуб-

факт

лика. Парламентская республика.
Смешанный тип республики. Государственное и национально – государственное устройство. Формы государственного устройства: федерация, унитарное государство. Конфедерация – объединение полностью
независимых государств. Россия –
федеративное государство. Субъекты РФ, их виды. Опасность сепаратизма.
4

Политические
режимы

1

Политические режимы. Что такое
демократия. Признаки демократии.
Сильные и слабые стороны демократического режима. Либерализм. Либеральная демократия. Тоталитарный и авторитарный режимы. Тоталитарный режим и социальные конфликты. Понятия тоталитаризма и
авторитаризма.
Развитие демократии
в современном мире.

5

Правовое государство

1

Правовое государство. Происхождение термина «правовое государство». Приоритет права над государством. Может ли быть государство
справедливым. Верховенство права.
Равенство людей перед законом.
Разделение властей. Незыблемость
прав и свобод человека и гражданина. Развитая судебная система.

6

Гражданское общество и государство

1

Понятие «гражданское общество».
Что необходимо для существования
гражданского общества. Невозможность гражданского общества при
тоталитарном режиме. Гражданское
общество как реальный механизм
разрешения противоречий между
обществом и властью.

7

Участие граждан
в политической
жизни

1

Законодательная власть. Российский
парламент – Федеральное Собрание
(Государственная Дума и Совет Федерации). Состав палат Федерального Собрания. Как осуществляется
власть в России. Порядок принятия
законов.
Выборы, референдум. Роль выборов
в демократическом государстве. Избирательное право. Принципы демократического избирательного права. Избирательные системы. Избира-

тельные комиссии. Право на равный
доступ к государственной службе.
Обращение в органы власти. Пути
влияния на власть.
Исполнительная власть. Исполнение
законов, принимаемых законодательной властью. Федеральная исполнительная власть. Правительство
РФ, объем его полномочий. Местное
самоуправление, его признаки. Органы местного самоуправления.
Правовые основы местного самоуправления. Участие граждан в местном самоуправлении. Значение
свободы слова. Опасность политического экстремизма. Политика –
дело каждого.
8

Политические
партии
и движения

1

Партии и движения. Что такое
общественно-политическое движение. Понятие
политической партии.
Генезис политических партий: аристократические группировки – политические клубы – партии современного типа. Политические партии в
России. Классификация политических партий.

9

Гражданин – человек, имеющий
права

1

Политика и власть.
Политические режимы. Правовое
государство. Политические партии
и движения

10

Контрольная
работа по теме
«Политика»

1

Политика и власть.
Политические режимы. Правовое
государство. Политические партии и
движения
Глава II. Право (21 часа)

11

Право,
его роль
в жизни общества
и государства

1

Право и закон.
Что такое право. Правовая норма.
Правоотношения. Формы права. Закон и законодательство. Кодексы.
Подзаконные акты. Региональные
законодательные акты. Право и его
роль в жизни общества и государства. Мера свободы, справедливости,
ответственности. Система законодательства. Отрасли права. Право и закон.

12

Правоотношения
и субъекты права

1

Материальные отрасли права. Процессуальные отрасли права. Сущность и особенности правоотноше-

ния. Субъекты правоотношения.
Система права.
Правонарушения
и юридическая
ответственность

2

Правонарушения и его признаки.
Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды юридической ответственности. Презумпция
невиновности.
Отрасли права. Материальные и
процессуальные отрасли права.

Правоохранительные органы

1

Правоохранительные органы. Судебная власть. Как устроена судебная власть. Особенности судебной
власти. Конституционный Суд РФ.
Суды общего назначения. Верховный суд РФ. Арбитражные суды.
Высший Арбитражный Суд РФ. Каким должен быть судья. Обращение
в суд за защитой нарушенных прав.
Прокуратура и прокуроры. Адвокатура и адвокаты. Милиция (полиция). ФСБ.
Нотариат и нотариусы.

16–17

Конституция
Российской
Федерации.
Основы конституционного строя
РФ.

2

Этапы развития конституции.
Основы конституционного строя
России. Понятие «конституционный
строй». Демократическое государство. Разделение властей. Законодательная власть. Российский парламент – Федеральное Собрание. Исполнительная власть. Человек, его
права и свободы – высшая ценность.
Суверенитет народа. Свобода экономической жизни. Равенство всех
форм собственности. Идеологическое многообразие и политический
плюрализм. Социальное государство. Светский характер государства.
Прямое действие положений Конституции РФ.
Закон высшей юридической силы.
Конституционный строй. Основы
государства. Основы статуса человека
и гражданина. Основные принципы
правового государства.

18-19

Права
и свободы человека и гражданина

2

Права человека. Идея прав человека
в прошлом и настоящем. Конституция РФ о правах человека. Пределы
и ограничения прав и свобод. Обязанности гражданина. Права ребѐнка. Защита прав ребѐнка националь-

13–14

15

ным законодательством. Органы
опеки и попечительства. Защита
прав человека. Почему нарушаются
права человека. Конституционные
гарантии. Право граждан на судебную защиту. Что главное в правосудии. Право на жалобу. Иные способы защиты прав человека.
Гражданские
правоотношения

1

Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Виды договоров и гражданская дееспособность
несовершеннолетних. Защита прав
потребителя

21-22

Право
на труд. Трудовые правоотношения

2

Трудовое право. Кодекс законов о
труде РФ. Вопросы трудоустройства.
Трудовой договор. Права наѐмного
работника. Рабочее время и время
отдыха. Оплата труда. Трудовые
права несовершеннолетних.
Трудовая дисциплина.

23-24

Семейные правоотношения

2

То такое семья. Семейное право. Семейный кодекс РФ. Правовые основы семейной жизни.
Юридические понятия семьи и брака.
Потребность человека в семье.
Имущественные отношения супругов. Правоотношения родителей и
детей.

25

Административные правоотношения

1

Административное право. Кодекс
РФ об административных правонарушениях. Виды административных
правонарушений. Административные наказания.

26

Уголовноправовые отношения

1

Преступление и наказание. Уголовное право. Уголовный кодекс РФ.
Что такое преступление. Уголовные
наказания.
Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Уголовная
ответственность несовершеннолетних.

27

Социальные права

1

Социальная политика государства.
Право на жилище.
Право на социальное обеспечение.
Здоровье под охраной закона. Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах

28

Между -

1

Международное гуманитарное пра-

20

народно-правовая
защита жертв
вооруженных
конфликтов

во.
Значение
международного гуманитарного
права.

29

Правовое регулирование отношений
в сфере образования

1

Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ
о праве на образование. Дополнительное образование детей

30

Право
в жизни человека.

1

Как стать личностью? Личность, мораль, ценности, моральная ответственность, моральный выбор, моральный контроль.

31

Промежуточная
аттестация.
Контрольная
работа по теме
«Право»

1

Понятие право. Отрасли права. Основные элементы права. Юридические правоотношения. Юридическая
ответственность. Право и его роль в
жизни общества и государства. Правоохранительные органы.

Итоговое повторение (3 часа)
32

33-34

Правовое государство и его
граждане. Право
в жизни человека.
Политика и право

1

Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни.
Правовые основы гражданских правоотношений. Право и его роль
в жизни общества
и государства. Правоохранительные
органы. Гражданские правоотношения. Отрасли права.
Политика и власть. Правовое государство. Участие граждан в политической жизни. Право и его роль
в жизни общества
и государства.
Правоохранительные органы. Гражданские правоотношения.
Отрасли права

Повторение и
обобщение.

2

Обобщение, закрепление и коррекция знаний.

5. Критерии оценивания.
Критерии
1. Организация
ответа
(введение, основная часть,
заключение)

5 (ОТЛ.)
Удачное использование правильной
структуры ответа
(введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское
искусство
(умение говорить)

4 (ХОР.)
Использование
структуры ответа,
но не всегда удачное; определение
темы; в ходе изложения встречаются
паузы,
неудачно
построенные предложения, повторы
слов

2.
Умение
анализировать
и делать выводы

Выводы опираются
не основные факты
и являются обоснованными; грамотное сопоставление
фактов, понимание
ключевой проблемы и еѐ элементов;
способность задавать разъясняющие
вопросы; понимание противоречий
между идеями

Некоторые важные
факты упускаются,
но выводы правильны; не всегда
факты
сопоставляются и часть не
относится к проблеме; ключевая
проблема выделяется, но не всегда
понимается глубоко; не все вопросы
удачны; не все
противоречия выделяются
Теоретические положения не всегда
подкрепляются соответствующими
фактами
Встречаются
ошибки в деталях
или
некоторых
фактах; детали не
всегда анализируются; факты отделяются от мнений

3. Иллюстра- Теоретические поция
своих ложения подкрепмыслей
ляются соответствующими фактами
4.
Научная
корректность
(точность
в
использовании
фактического
материала)

Отсутствуют фактические ошибки;
детали
подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются
как
правдоподобные,
вымышленные,
спорные,
сомнительные; факты отделяются от мнений
5. Работа с Выделяются
все
ключевыми
понятия и опредепонятиями
ляются
наиболее
важные; чѐтко и
полно определяются, правильное и
понятное описание

Выделяются важные понятия, но
некоторые другие
упускаются; определяются чѐтко, но
не всегда полно;
правильное и доступное описание

3 (УД.)
Отсутствие некоторых
элементов ответа; неудачное определение
темы или еѐ определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в
помощи учителя
Упускаются важные
факты и многие выводы неправильны; факты
сопоставляются
редко, многие из них
не относятся к проблеме; ошибки в выделении
ключевой
проблемы;
вопросы
неудачны или задаются только с помощью
учителя; противоречия не выделяются
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не
соответствуют
друг
другу
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во
всех деталях; детали
приводятся, но не анализируются; факты не
всегда отделяются от
мнений, но учащийся
понимает разницу между ними

Нет разделения на
важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда
чѐтко и правильно;
описываются
часто
неправильно или непонятно

2 (НЕУД.)
Неумение сформулировать вводную часть
и выводы; не может
определить даже с
помощью
учителя,
рассказ распадается
на отдельные фрагменты или фразы

Большинство важных
фактов отсутствует,
выводы не делаются;
факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их
сопоставления; неумение
выделить
ключевую проблему
(даже
ошибочно);
неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет
понимания противоречий
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия
Незнание фактов и
деталей,
неумение
анализировать детали, даже если они
подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и
нет понимания их
разницы

Неумение выделить
понятия, нет определений понятий; не
могут описать или не
понимают собственного описания

6. Причинно- Умение переходить
следственные от частного к обсвязи
щему или от общего к частному; чѐткая последовательность

Частичные нарушения причинноследственных связей; небольшие логические неточности

Причинноследственные
связи
проводятся
редко;
много нарушений в
последовательности

Не может провести
причинноследственные связи
даже при наводящих
вопросах, постоянные нарушения последовательности

Критерии оценки устного ответа:

глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением
гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;

твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;

неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;

наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания
сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;

отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:

активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;

активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в
процессе выполнения задания - четырьмя;

неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;

полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:

90-100% - отлично «5»;

70-89% - хорошо «4»

50-69% - удовлетворительно «3»;

менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:

глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала
и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается «5» баллами;

привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ – «4»;

выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – «3»;

полное отсутствие работы - «2».

6. Лист корректировки рабочей программы
Название темы, раздела

Дата
по
КТП

Причина корректировки

Дата
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».