ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА -НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждѐнного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021, рег.№64101), с учѐтом Основной образовательной программы основного общего образования, утверждѐнной приказом директора от 22.08.2022 № 162/01-10. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности; 2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний; 3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; 4) формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций; 5) формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьѐзной базы географических знаний. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы». Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир». Количество часов в учебном плане на изучение предмета (34 учебных недели) Класс Количество часов в Количество часов в неделю год 9 класс 2 68 Всего 68 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС Раздел 4. Хозяйство России Тема 1. Общая характеристика хозяйства России Состав хозяйства: важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Факторы производства. Экономико-географическое положение (ЭГП) России как фактор развития еѐ хозяйства. ВВП и ВРП как показатели уровня развития страны и регионов. Экономические карты. Общие особенности географии хозяйства России: территории опережающего развития, основная зона хозяйственного освоения, Арктическая зона и зона Севера. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года»: цели, задачи, приоритеты и направления пространственного развития страны. Субъекты Российской Федерации, выделяемые в «Стратегии пространственного развития Российской Федерации» как «геостратегические территории». Производственный капитал. Распределение производственного капитала по территории страны. Условия и факторы размещения хозяйства. Тема 2. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая и угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи и переработки топливных ресурсов, систем трубопроводов. Место России в мировой добыче основных видов топливных ресурсов. Электроэнергетика. Место России в мировом производстве электроэнергии. Основные типы электростанций (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции, использующие возобновляемые источники энергии (ВИЭ), их особенности и доля в производстве электроэнергии. Размещение крупнейших электростанций. Каскады ГЭС. Энергосистемы. Влияние ТЭК на окружающую среду. Основные положения «Энергетической стратегии России на период до 2035 года». Практические работы 1. Анализ статистических и текстовых материалов с целью сравнения стоимости электроэнергии для населения России в различных регионах. 2. Сравнительная оценка возможностей для развития энергетики ВИЭ в отдельных регионах страны. Тема 3. Металлургический комплекс Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве чѐрных и цветных металлов. Особенности технологии производства чѐрных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий разных отраслей металлургического комплекса. География металлургии чѐрных, лѐгких и тяжѐлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургические базы России. Влияние металлургии на окружающую среду. Основные положения «Стратегии развития чѐрной и цветной металлургии России до 2030 года». Тема 4. Машиностроительный комплекс Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве машиностроительной продукции. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Роль машиностроения в реализации целей политики импортозамещения. Машиностроение и охрана окружающей среды, значение отрасли для создания экологически эффективного оборудования. Перспективы развития машиностроения России. Основные положения документов, определяющих стратегию развития отраслей машиностроительного комплекса. Практическая работа 1. Выявление факторов, повлиявших на размещение машиностроительного предприятия (по выбору) на основе анализа различных источников информации. Тема 5. Химико-лесной комплекс Химическая промышленность Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. Место России в мировом производстве химической продукции. География важнейших подотраслей: основные районы и центры. Химическая промышленность и охрана окружающей среды. Основные положения «Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года». Лесопромышленный комплекс Состав, место и значение в хозяйстве. Место России в мировом производстве продукции лесного комплекса. Лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесное хозяйство и окружающая среда. Проблемы и перспективы развития. Основные положения «Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года». Практическая работа 1. Анализ документов «Прогноз развития лесного сектора Российской Федерации до 2030 года» (Гл.1, 3 и 11) и «Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года» (Гл. II и III, Приложения № 1 и № 18) с целью определения перспектив и проблем развития комплекса. Тема 6. Агропромышленный комплекс (АПК) Состав, место и значение в экономике страны. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные, почвенные и агроклиматические ресурсы. Сельскохозяйственные угодья, их площадь и структура. Растениеводство и животноводство: география основных отраслей. Сельское хозяйство и окружающая среда. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лѐгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лѐгкая промышленность и охрана окружающей среды. «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года». Особенности АПК своего края. Практическая работа 1. Определение влияния природных и социальных факторов на размещение отраслей АПК. Тема 7. Инфраструктурный комплекс Состав: транспорт, информационная инфраструктура; сфера обслуживания, рекреационное хозяйство — место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. Морской, внутренний водный, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. Информационная инфраструктура. Рекреационное хозяйство. Особенности сферы обслуживания своего края. Проблемы и перспективы развития комплекса. «Стратегия развития транспорта России на период до 2030 года, Федеральный проект «Информационная инфраструктура». Практические работы 1. Анализ статистических данных с целью определения доли отдельных морских бассейнов в грузоперевозках и объяснение выявленных различий. 2. Характеристика туристско-рекреационного потенциала своего края. Тема 8. Обобщение знаний Государственная политика как фактор размещения производства. «Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года»: основные положения. Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Кластеры. Особые экономические зоны (ОЭЗ). Территории опережающего развития (ТОР). Факторы, ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» и государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. Практическая работа 1. Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа статистических материалов. Раздел 5. Регионы России Тема 1. Западный макрорегион (Европейская часть) России Географические особенности географических районов: Европейский Север России, Северо-Запад России, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части России, Урал. Гео- графическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социальноэкономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Западного макрорегиона по уровню социально-экономического развития; их внутренние различия. Практические работы 1. Сравнение ЭГП двух географических районов страны по разным источникам информации. 2. Классификация субъектов Российской Федерации одного из географических районов России по уровню социально-экономического развития на основе статистических данных. Тема 2. Азиатская (Восточная) часть России Географические особенности географических районов: Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение. Особенности природно-ресурсного потенциала, население и хозяйство. Социально-экономические и экологические проблемы и перспективы развития. Классификация субъектов Российской Федерации Восточного макрорегиона по уровню социальноэкономического развития; их внутренние различия. Практическая работа 1. Сравнение человеческого капитала двух географических районов (субъектов Российской Федерации) по заданным критериям. Тема 3. Обобщение знаний Федеральные и региональные целевые программы. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Раздел 6. Россия в современном мире Россия в системе международного географического разделения труда. Россия в составе международных экономических и политических организаций. Взаимосвязи России с другими странами мира. Россия и страны СНГ. ЕврАзЭС. Значение для мировой цивилизации географического пространства России как комплекса природных, культурных и экономических ценностей. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на еѐ основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края. Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтѐрство). Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учѐтом осознания последствий для окружающей среды. Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учѐтом личных и общественных интересов и потребностей. Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе: Овладению универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений; устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учѐтом предложенной географической задачи; выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем; проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями; оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведѐнного наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды. Работа с информацией применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учѐтом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; оценивать надѐжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; систематизировать географическую информацию в разных формах. Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах; в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного исследования или проекта. Совместная деятельность (сотрудничество) принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности. Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учѐтом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учѐтом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия) владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретѐнному опыту; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своѐ право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 9 КЛАСС Выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей хозяйства России; представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; находить, извлекать и использовать информацию, характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру хозяйства России, для решения практико-ориентированных задач; выделять географическую информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; определять информацию, недостающую для решения той или иной задачи; применять понятия «экономико-географическое положение», «состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль хозяйства», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики», «территория опережающего развития», «себестоимость и рентабельность производства», «природно-ресурсный потенциал», «инфраструктурный комплекс», «рекреационное хозяйство», «инфраструктура», «сфера обслуживания», «агропромышленный комплекс», «химико-лесной комплекс», «машиностроительный комплекс», «металлургический комплекс», «ВИЭ», «ТЭК», для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; характеризовать основные особенности хозяйства России; влияние географического положения России на особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства; роль России как мировой энергетической державы; проблемы и перспективы развития отраслей хозяйства и регионов России; различать территории опережающего развития (ТОР), Арктическую зону и зону Севера России; классифицировать субъекты Российской Федерации по уровню социально-экономического развития на основе имеющихся знаний и анализа информации из дополнительных источников; находить, извлекать, интегрировать и интерпретировать информацию из различных источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видеои фотоизображения, компьютерные базы данных) для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: сравнивать и оценивать влияние отдельных отраслей хозяйства на окружающую среду; условия отдельных регионов страны для развития энергетики на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ); различать изученные географические объекты, процессы и явления: хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная структура, факторы и условия размещения производства, современные формы размещения производства); различать валовой внутренний продукт (ВВП), валовой региональный продукт (ВРП) и индекс человеческого развития (ИЧР) как показатели уровня развития страны и еѐ регионов; различать природно-ресурсный, человеческий и производственный капитал; различать виды транспорта и основные показатели их работы: грузооборот и пассажирооборот; показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения отраслей промышленности, транспортные магистрали и центры, районы развития отраслей сельского хозяйства; использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства для решения различных учебных и практико-ориентированных задач: объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения отдельных предприятий; оценивать условия отдельных территорий для размещения предприятий и различных производств; использовать знания об особенностях компонентов природы России и еѐ отдельных территорий; об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни: оценивать реализуемые проекты по созданию новых производств с учѐтом экологической безопасности; критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности человека и их природные, социальные, политические, технологические, экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с точки зрения домохозяйства, предприятия и национальной экономики; оценивать влияние географического положения отдельных регионов России на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения; объяснять географические различия населения и хозяйства территорий крупных регионов страны; сравнивать географическое положение, географические особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства регионов России; формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социальноэкономического развития России, месте и роли России в мире; приводить примеры объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и описывать их местоположение на географической карте; характеризовать место и роль России в мировом хозяйстве. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс № урока Тема урока Кол-во часов Элементы содержания 1 Введение. 1 Предмет изучения географии России, основные средства и методы получения географической информации. Роль географических знаний в подготовке к экзамену. Хозяйство России (22 ч.) 2 Развитие хозяйства 1 России. Экономика. хозяйства. функциональная территориальная хозяйства. экономики. Отрасль Отраслевая, и структура Секторы 3 Особенности экономики России. 1 Экономическое развитие страны, особенности российской экономики и этапа еѐ развития, перспективы развития экономики России. Национальная экономика. Структура экономики. 4 Учимся «Полярной звездой» (1) с 1 Реализация проекта «Что мы оставим потомкам». 5 1 Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность. ТЭК. Состав, место и значение в хозяйстве страны. Топливно -энергетический баланс. Межотраслевой комплекс. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны страны. Перспективные районы добычи. Техникоэкономические показатели добычи угля, его стоимость. Значение угольной промышленности в хозяйстве По плану По факту страны. 6 Нефтяная промышленность. 1 Нефтяная промышленность. Значение нефти в современном мире. Крупные районы нефтедобычи. Система трубопроводов. Экологические проблемы отрасли. 7 Газовая промышленность. 1 Газовая промышленность. Преимущества и особенности природного газа в сравнении с другими видами топливных ресурсов. Роль газа во внешней торговле. Особенности размещения газовой промышленности. Крупнейшие месторождения газа. Основные газопроводы. 8 Электроэнергетика. 1 Типы электростанций. Энергосистемы. Размещение крупных электростанций в стране. Крупнейшие электростанции. Проблемы и перспективы электроэнергии. 9 Чѐрная металлургия. 1 Состав, место и значение металлургии в хозяйстве страны. Типы предприятий. Основные центры чѐрной металлургии. 10 Цветная металлургия. 1 Цветная металлургия. Руды цветных металлов. Алюминиевая промышленность. Особенности размещения предприятий цветной металлургии. Крупнейшие центры производства алюминия. 11 1 Практическая работа «Черная и цветная металлургия». Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии. 12 Машиностроение. 1 Состав, место и значение машиностроения. Специализация. Кооперирование. География важнейших отраслей машиностроения: основные районы и центры. 13 Химическая промышленность. 1 Состав, место и значение в хозяйстве химической и лесной промышленности. Основные центры производства минеральных удобрений. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность и еѐ крупнейшие центры. 14 Лесопромышленны й комплекс. 1 Состав, место и значение в хозяйстве страны. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины, целлюлознобумажная промышленность, факторы их размещения. 15 Сельское хозяйство. Растениеводство. 1 Земельные ресурсы. Растениеводство. Особенности зернового хозяйства. Технические культуры. Главные сельскохозяйственные угодья. 16 Сельское хозяй- 1 ство. Животноводство. Отраслевой состав животноводство. Отрасли специализации скотоводства. Свиноводство. Овцеводство. Сравнение сельхоз производства России и некоторых стран мира. 17 Учимся «Полярной звездой» (2) с 1 Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Лѐгкая и пищевая промышленность. Проблемы АПК. 18-19 Транспортная инфра структура. 2 Состав, место и значение транспорта в хозяйстве страны. Специфика транспорта как отрасли хозяйства. Виды транспорта, их особенности и взаимосвязь. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Сухопутный транспорт. Железнодорожный, автомобильный, трубопроводный транспорт. 20 Социальная инфраструктура. 1 Сфера услуг. Состав, место и значение сферы услуг в хозяйстве страны. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Наука – новый вид ресурсов. 21 Учимся «Полярной звездой» (3). с 1 Сфера обслуживания своего региона, еѐ особенности. Отрасли, образующие сферу услуг своего региона. Размещения предприятий сферы услуг. 22 Информационная структура. 1 Информация и связь, их роль и значение в современной экономике. Виды связи. Информационная инфраструктура, еѐ состав. Информационная безопасность. Достоверность информации. Качество и структура информационных продуктов и услуг. 23 Контрольная работа №1 разделу «Хозяйство России». 1 Обобщение и коррекция знаний по теме «Хозяйство России». по Регионы России. Центральная Россия (6 ч.) 24 Анализ контрольной работы. Пространство Центральной 1 Пространство Центральной России. Состав территории. Своеобразие географического положения. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные России. ресурсы. Крупнейшие реки. Памятники Всемирного культурного наследия Центральной России. Характеристика экономикогеографического положения района. 25 1 Центральная Россия: освоение территории и население. Центральная Россия — историческое ядро Русского государства. Освоение территории и степень еѐ заселѐнности. Население: специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Условия жизни и занятия населения. Города Центральной России. Золотое кольцо России. Современные проблемы и перспективы Центральной России. 26-27 Центральная Россия: хозяйство. Особенности географического положения Центрального района и субъектов, входящих в его состав; этапы хозяйственного освоения и проблемы сельской местности района. 2 Освоение территории ЦЧР; этническое разнообразие и особенности населения ВВР и ЦЧР; своеобразие национальных республик, входящих в состав ВВР. 28 Учимся с «Поляр- 1 ной звездой» (4). Работа с текстом. Анализ художественного и научного текстов. 29 Москва – столица 1 России. Роль Москвы в судьбе России; главные функции Москвы как столицы государства и важнейшего культурного и промышленного центра; Подмосковье, его особенности и перспективы развития. Европейский Северо-Запад (4 ч.) 30 Пространство Северо-Запада. 1 Пространство Северо-Запада. Географическое положение, состав и соседи района. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки и озѐра. Памятники Всемирного культурного наследия СевероЗапада. 31 Северо-Запад: «окно в Европу». 1 Северо-Запад: «окно в Европу». Влияние географического положения Северо-Запада на его роль и место в хозяйстве России. Изменение роли Новгорода в истории развития района. Особенности географического положения Санкт-Петербурга, его макрогеографическое и микрогеографическое положение. Дельта Невы. 32 Северо-Запад: хозяйство. 1 Особенности развития хозяйства Северо- Запада. Роль Санкт-Петербурга в развитии хозяйства района. Этапы развития хозяйства и отрасли специализации СанктПетербурга. Крупнейшие порты Северо-Запада. Сельское хозяйство района. Калининградская область — российский анклав. Географическое положение. Природные условия, особенности развития хозяйства. Отрасли специализации. 33 Санкт-Петербург – 1 культурная столица России. Санкт-Петербург — вторая столица России. Значение Санкт-Петербурга в экономике, науке и культуре страны. Облик города. Особенности планировки. Музеи Санкт-Петербурга и дворцово-парковые ансамбли его пригородов. Европейский Север (4 ч.) 34 Пространство Европейского Севера. 1 Европейский Север. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки. Роль моря в развитии района. 35 1 Европейский Север: освоение территории и население. Этапы освоения территории Европейского Севера. Роль моря на разных этапах развития района. Население: национальный состав, численность народов, населяющих район, специфика расселения. Традиции и быт населения. Особенности городов Европейского Севера. Крупнейшие города — порты Архангельск, Мурманск. Древние русские города. Памятники Всемирного культурного наследия. 36 1 Европейский Север: хозяйство и проблемы. Развитие хозяйства Европейского Севера. Отрасли специализации и промышленные центры. Изменения в хозяйстве района на современном этапе. Географические аспекты экономических, социальных, экологических проблем. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера. 37 Учимся «Полярной звездой» (5) Составление карты на основе решения познавательной задачи «Почему крупный металлургический комбинат «Северная Магнитка» был с 1 построен в Череповце?». Европейский юг (4 ч.) 38 Пространство Европейского Юга. 39 40 41 1 Пространство Северного Кавказа. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Кавказские Минеральные Воды и города-курорты. Черноморское побережье Кавказа — зона рекреации. Европейский население. Юг: 1 Северный Кавказ: освоение территории и население. География народов Северного Кавказа и специфика его расселения. Этническая и религиозная пестрота. Быт, традиции, занятия населения. Особенности городов Северного Кавказа. Крупнейшие города — Ростовна-Дону, Новороссийск. Европейский освоение территории хозяйство. Юг: 1 Этапы хозяйственного освоения территории. Особенности современного хозяйства. Сельское хозяйство — главная отрасль экономики Северного Кавказа. АПК района. Значение Кавказа для России в наши дни. Проблемы и перспективы развития Северного Кавказа. Учимся «Полярной звездой» (6) и с 1 Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». Использование научных методов исследования в создании проекта. Поволжье (6 ч.) 42 Пространство Поволжья. 1 Пространство Поволжья. Географическое положение. Состав и соседи района. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Волга — главная хозяйственная ось района. Всемирное культурное наследие Поволжья. 43 Поволжье: освоение территории население. 1 Этапы освоения территории Поволжья. Население: численность, национальный состав, специфика расселения. Традиции и обычаи народов. Особенности размещения крупнейших городов. Волжские города-миллионеры. 1 Особенности развития и размещения хозяйства Поволжья. Влияние природных условий на сельское хозяйство района. География важнейших отраслей хозяйства. Отрасли специализации промышленности и основные центры. Экологические проблемы и перспективы развития Поволжья. 45 1 Практическая работа «Составление характеристики одной из отраслей промышленности Поволжья». Промышленность, ее отраслевая структура, расположение районов и центров отраслей. 46 Учимся «Полярной звездой» (7). с 1 Подготовка и проведение дискуссии «Экологические проблемы Поволжья». 47 Повторение обобщение. и 1 Обобщение и практическая отработка знаний и умений. Закрепление изученного 44 Поволжье: хозяйство проблемы. и и материала. Урал (7 ч.) 48 Пространство Урала. 1 Пространство Урала. Своеобразие географического положения. Состав и соседи района. Роль Урала в обеспечении связей европейской и азиатской частей России. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Реки Урала. Особенности распределения водных ресурсов. 49 Урал: население и 1 города. Население: численность, национальный состав, специфика расселения, занятия. Быт и традиции народов Урала. Особенности городов Урала. Крупнейшие города — Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь, Ижевск. Проблемы уральских городов. 50 Урал: освоение 1 территории и хозяйство. Этапы развития хозяйства Урала. Урал — старейший горнопромышленный район России. Роль Урала в создании «атомного щита» России. Современное хозяйство Урала. Отрасли специализации и основные центры. Проблемы района. 51 1 Практическая работа «Определение отраслей промышленности Урала, влияющих на экологическую ситуацию в районе» Промышленность, ее отраслевая структура, расположение районов и центров отраслей. Экологическая ситуация района. 52 Учимся «Полярной звездой» (8). с 1 Анализ ситуации «Специфика проблем Урала». 53 Повторение обобщение. и 1 Обобщение и практическая отработка знаний и умений. Закрепление изученного материала. 54 1 Контрольная работа № 2 по разделу «Европейская Россия». Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий. Сибирь (5 ч.) 1 Пространство Сибири. Географическое положение. Особенности природы: рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Крупнейшие реки и озѐра. Памятники Всемирного природного наследия. 56 Сибирь: освоение 1 территории, население и хозяйство. Заселение и освоение территории Сибири. Население: численность, национальный состав, занятия, специфика расселения. Коренные народы Севера. Хозяйство Сибири. Промышленная и транзитная функции Сибири. Транссибирская магистраль. Этапы промышленного развития. Отрасли специализации. Важнейшие промышленные районы. Роль Сибири в хозяйстве России. 57 Западная Сибирь. Западная Сибирь — главная топливная база России. География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупнейшие центры. Особенности АПК. Крупные города Западной Сибири. 55 Анализ контрольной работы. Пространство Сибири. 1 Города-миллионеры — Новосибирск, Омск. Экологические проблемы Западной Сибири. Заболоченность территории — одна из проблем района. Перспективы развития. 58 Восточная Сибирь. 59 Учимся «Полярной звездой» (9) 1 с 1 Восточная Сибирь. Отрасли специализации и крупнейшие центры. Норильский промышленный район. Озеро Байкал. БАМ. Крупнейшие города — Иркутск, Красноярск. Проблемы и перспективы развития района. Разработка «Путешествие Транссибирской дороге». проекта по железной Дальний Восток (6 ч.) 60 Пространство Дальнего Востока. 1 Пространство Дальнего Востока. Уникальность географического положения. Состав и соседи района. Особенности природы: cейсмичность, вулканизм. Высотная поясность. Природные контрасты. Памятники Всемирного природного наследия. 61 Дальний Восток: 1 освоение территории и население. Освоение территории Дальнего Востока. Исследователи Дальнего Востока. Население: национальный состав, специфика расселения. Численность народов, населяющих Дальний Восток. Коренные народы. Изменение национального состава населения Дальнего Востока в ХХ в. Особенности половозрастного состава населения. 62 Дальний Восток: 1 хозяйство. Хозяйство Дальнего Востока. Зависимость размещения населения и хозяйства от природных условий и ресурсов. Специфика природных ресурсов. География отраслей хозяйства. Отрасли специализации и крупные центры. 63 Дальний Восток: 1 хозяйство и перспективы. Различия севера и юга Дальнего Востока. Функции крупнейших городов района. Перспективы развития Дальнего Востока. 64 Учимся с «Поляр- 1 ной звездой» (10) Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине XXI века». 65 1 Промежуточная аттестация. Контрольная работа по разделу «Регионы России» Обобщающее повторение по разделу «Регионы России» Заключение (3 ч.) 66 Анализ контрольной работы. 1 Геополитическое положение России; границы России и еѐ соседей; взаимоотношения России с государствамисоседями; геополитическое и экономическое влияние России в мире; место России в мировой экономике. Готовимся к 2 экзамену: экспрессконтроль. Обобщение и практическая отработка знаний и умений. Закрепление изученного материала. Решение заданий (ОГЭ). Россия в мире. 67-68 Отметка Критерии оценивания % выполнения задания Уровень достижения оцениваемых результатов 5. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ Устные ответы I. Базовый Не приступал к решению задач. 1. Не может ответить ни на один из поставленных уровень 0% вопросов; 2. Полностью не усвоил материал. Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; 2. Не делает выводов и обобщений. 3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов. 1-49% 4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу. 5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. 6. Допускает грубые ошибки в знании карты и использовании ее при ответе. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. 2. Материал излагает бессистемно, фрагментарно, не всегда последовательно. 50-69% 3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. 4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие. 5. Не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, «1» «2» «3» опытов или допускает ошибки при их изложении. 6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий. 7. Неполно отвечает на вопросы учителя (упуская в том числе главное) или воспроизводит содержание текста учебника, допуская одну-две грубые ошибки. 8. Имеет скудные географические представления, преобладают формалистические знания. 9. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый. 10. Географические связи устанавливает только при помощи наводящих вопросов учителя. Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Показывает знания всего изученного программного материала. 2. Материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 3. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в 70-80% видоизменѐнной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. 4. В основном правильно дает определения понятий. 5. Ответ обучающегося самостоятельный. 6. Связно и последовательно излагает материал; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски. 7. Показывает понимание основных географических взаимосвязей и явлений. 8. Знает карту и умеет ею пользоваться. 9. При решении географических задач делает второстепенные ошибки, не влияющие на результат. 10. Соблюдает основные правила культуры «4» II. Повышенный уровень Тесты устной речи, использует в речи научные термины. Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; 2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. 3. Умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. 4. Последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал; ответ строит в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает 90-100% собственные выводы; формулирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. 5. Умеет самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из наблюдений и опытов. 6. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении нестандартных задач, допускает не более одного недочѐта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. 7. Показывает хорошее знание карты и использование ее во время ответа. [3] «5» I. Базовый Не приступал к решению тестовых заданий. уровень Не достигнут необходимый уровень знаний. 0% 1-49% правильно выполненных заданий Частично успешное решение. 50-69% правильно выполненных заданий Решение с ошибками и с небольшими 70-80% недочетами, полностью самостоятельное. правильно выполненных заданий Полностью успешное решение нестандартной II. Повышенный задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уровень уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью 85-100% самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. Географические и картографические диктанты (на знание номенклатуры или географических понятий). Не приступал к решению задач. 0% Не достигнут необходимый уровень знаний. 1-49% Не решена типовая, много раз правильно отработанная задача. выполненных заданий Частично успешное решение (с незначительной, 50-69% не влияющей на результат ошибкой или с правильно посторонней помощью в какой-то момент выполненных решения). заданий Решение без ошибок или с небольшими 70-80% недочетами, полностью самостоятельно. правильно выполненных заданий Полностью успешное решение нестандартной II. Повышенный задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уровень уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью 85-100% самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Все задания базового уровня обучающиеся выполнили без ошибок и недочетов. 2. Задания повышенного уровня выполнили без ошибок или допустили 1 или 2 недочета, никак не влияющих на результат. Письменные работы (практические, самостоятельные и контрольные работы) «1» «2» «3» «4» «5» карты «1» «2» «3» «4» «5» I. Базовый Не приступал к решению задач. уровень Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Оказался совершенно не подготовленным к выполнению этой работы: обнаружил плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых практических навыков и умений. 2. Полученные результаты не позволяют обучающемуся сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. 3. Руководство и помощь со стороны учителя или хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Обучающийся работу выполняет и оформляет с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу ребят. 2. На выполнение работы затрачивает времени больше отведенного на уроке или получает возможность доделать работу дома. 3. Показывает знания теоретического материала, но испытывал затруднения при самостоятельной работе с источниками информации и географическими инструментами. Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Практическая или самостоятельная работа выполнена обучающимся в полном объеме и самостоятельно. 2. Допускает отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике географического объекта и т.д.). 3. Использует указанные учителем источники знаний и показывает умение работать с ними самостоятельно. 4. Показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. 5. Допускает неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Полностью успешное решение нестандартной II. Повышенный задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уровень уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью 0% «1» 1-49% «2» 50-69% «3» 70-80% «4» 90-100% «5» самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Работа выполнена обучающимся полностью самостоятельно, в полном объеме и с соблюдением необходимой последовательности изложения материала и результатов деятельности. 2. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самим обучающимся. [3] Работа с картой и другими источниками географических знаний I. Базовый Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники уровень знаний. Не достигнут необходимый уровень знаний. Не решена типовая, много раз отработанная задача. 1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний. 2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на результат проделанной работы. 3. Неаккуратно и с ошибками оформляет результаты проделанной работы. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения). 1. Правильно использует основные источники знаний. 2. Неаккуратно оформляет результаты работы. 3. Допускает неточности в содержании работы или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы. Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно. 1. Полностью самостоятельно выполняет работу. 2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы. 3. Допускает несущественные неточности в содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы. Полностью успешное решение нестандартной II. Повышенный задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уровень уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает 0% «1» 1-49% «2» 50-69% «3» 70-80% «4» 90-100% «5» источники информации, рационально использует их в определенной последовательности. 2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач. 3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности. 4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы. [3] 6. Лист корректировки рабочей программы Название темы, раздела Дата по КТП Причина корректировки Дата по факту