РП НОО Функциональная грамотность 1-3 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Функциональная грамотность» для 1 - 3 классов
разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного
стандарта начального общего образования;

образовательного

- с требования к основной образовательной программе начального общего
образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для
1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
- основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ ООШ № 27;
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы:
грамотности.

создание

условий

для

развития

функциональной

Задачи:
- развивать способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них;
- использовать их содержание для достижения собственных целей, развития
знаний и возможностей для активного участия в жизни общества;
- развивать экономический образа мышления;
воспитывать ответственность нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
- формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи;
формировать
у
обучающихся
способности
использовать
естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах;
- формировать у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Программа курса «Функциональная грамотность» рассчитана на 68 часов и
предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 3 года (1-3
класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных
сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений,
деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление
числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и
второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер,
услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена,
количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты
с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его
свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды,
плавучесть предметов, отражение.

2класс
Читательская грамотность: понятия «художественный» и «научнопознавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных
произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного;
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение
их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение
суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины
ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.

Финансовая грамотность: деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады,
банковская карта, правила безопасного использования банковских карт,
фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот,
валюта.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты
с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы,
перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение среди
овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства
корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое
значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная
грамотность:
особенности
жизнедеятельности
дождевых червей, кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды
облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его
свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные
расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность: нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и
нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на
несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм,
работа
с
графиками.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1 класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
личностных, метапредметных результатов.

следующих

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном
бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.

– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей
их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
2 класс
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;

–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию,
в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).

Предметные результаты:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
–
способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.

3 класс
Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
–
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
–
овладевать
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные результаты
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.

– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Читательская грамотность

8

2

Финансовая грамотность

7

3

Естественно-научная грамотность

9

4

Математическая грамотность

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

33

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Читательская грамотность

8

2

Финансовая грамотность

7

3

Естественно-научная грамотность

10

4

Математическая грамотность

9

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

1

Читательская грамотность

8

2

Финансовая грамотность

7

3

Естественно-научная грамотность

10

4

Математическая грамотность

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

Контрольные
работы

Практические
работы

0

0

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема урока

Виталий Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка. Мороз и
заяц
Владимир Ссутеев. Живые грибы.
Геннадий Цыферов. Петушок и
солнышко
Михаил Пляцковский. Урок
дружбы..
Грузинская сказка. Лев и заяц.
Русская народная сказка. Как лиса
училась летать.
Евгений Пермяк. Четыре брата
Про курочку Рябу, золотые и
простые яйца.
Про козу, козлят и капустую
Про петушка и жерновцы
Как петушок и курочка делили
бобовые зернышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трех медведей
Про старика, старуху, волка и
лисичку
Про медведя, лису и мишкин мёд
За покупками

Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные деньги
Кот Василий продает молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь прибыль
делили
Как мужик золото менял
Как Иванушка хотел попить водицы
Пятачок, Винни-Пух и воздушный
шарик
Про репку и другие корнеплоды
Плывёт, плывёт кораблик
Про Снегурочку и превращения
воды
Промежуточная аттестация
Крошка Енот и Тот, кто сидит в
пруду
Иванова соль

32
Владимир Сутеев. Яблоко
33
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

0

0

2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема урока

Михаил Пришвин. Беличья память.
Про беличьи запасы
Беличьи деньги
Про белочку и погоду
Иван Соколов-Микитов. В берлоге
Медвежье потомство
Поврежденные и фальшивые деньги
Лесные сладкоежки
Лев Толстой. Зайцы
Про зайчат и зайчиху
Банковская карта
Про Зайчишку и овощи
Николай Сладков. Веселая игра
Лисьи забавы
Безопасность денег на банковской
карте
Лисьи норы
Обыкновенные кроты
Про крота
Про кредиты
Корень – часть растения
Эдуард Шим. Тяжкий труд

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

01.09

1

15.12

1
1
1
1
1
1

22.12
29.12

08.09
15.09
22.09
29.09
6.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
1.12
8.12

12.01
19.01
26.01
2.02

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

Про ежа
22
Про вклады
23
Занимательные особенности яблока
24
Полевой хомяк
25
Про полевого хомяка
26
Ловушки для денег
27
Про хомяка и его запасы
28
Про бобров
29
Бобры – строители
30
Промежуточная аттестация
31
Такие разные деньги
32
Материал для плотин
33
Позвоночные животные
34
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

09.02
16.02
01.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
10.05
17.05
24.05

0

0

3 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема урока

Про дождевого червяка
Дождевые черви
Кальций
Полезный кальций
Сколько весит облако
Про облака
Хлеб – всему голова
Про хлеб и дрожжи
Про мел
Интересное вещество – мел
Про мыло
Чем интересно мыло и как оно
«работает»
История свечи
Про свечи
Магнит
Волшебный магнит
Проверочная работа
Что такое «бюджет»
Расходы и доходы бюджета
Семейный бюджет
Планируем семейный бюджет
Откуда в семье берутся деньги?

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

01.09
08.09

1

24.11

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1.12
8.12
15.12
22.12
29.12
12.01

15.09
22.09
29.09
6.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11

19.01
26.01
2.02
09.02

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Зарплата
Подсчитываем семейный доход
Откуда в семье берутся деньги?
Пенсии и социальные пособия
Пенсии и пособия
Откуда в семье берутся деньги?
Наследство, клад, выигрыш
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы
На что тратятся семейные деньги?
Виды расходов
Подсчитываем расходы
На что тратятся семейные деньги
(обязательные платежи)
Промежуточная аттестация
Расходы на обязательные платежи
Как сэкономить семейные деньги
Подсчитываем сэкономленные
деньги

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

16.02

1

01.03

1

15.03

1

22.03

1

05.04

1

12.04

1

19.04

1

26.04

1
1
1

03.05
10.05
17.05

1

24.05

34

0

0

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».