РП ООО Финансовая грамотность 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "ФИНАНСОВАЯ
ГРАМОТНОСТЬ"
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным
государственным стандартом основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и направлена на
достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к
познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
 удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование
активной жизненной позиции, основанной на приобретѐнных знаниях, умениях и способах
финансово -грамотного поведения;
• приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной
финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов
поиска и изучения информации в этой области;
• воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности,
к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет;
• экономические отношения семьи и государства;
• человек и финансовые организации;
• собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как
математика, история, технология, география, обществознание и литература. Это предполагает
конструирование экономических задач и включение их в курс математики, работу на различных уроках с
таблицами, графиками, диаграммами, содержащими простую финансовую информацию. Эффективным
средством формирования финансовой грамотности являются межпредметные проекты, например: «Банк и
его услуги», «Смета подготовки ребѐнка к началу учебного года», «Расходы на проведение праздника
(школьного, семейного, государственного, профессионального)» и т. д.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и
включают:
• задачи с элементарными денежными расчѐтами;
• кейсы по экономике семьи;
• игры, практические задания по работе с простой финансовой информацией;
• построение графиков и диаграмм;
• мини-исследования и проекты в области экономических отношений в семье и обществе.
В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а
также навыки поиска, 6 анализа и предоставления информации и публичных выступлений, проектной
работы и работы в малых группах.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
«Финансовая грамотность» является курсом части формируемой участниками образовательных
отношений, реализующим интересы обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на
68 часов, из расчѐта 2 часа в неделю.
Форма обучения: очная.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Введение в курс «Финансовая грамотность» (4ч.).
Личное финансовое планирование. Личный бюджет. Семейный бюджет. Доходы семейного
бюджета. Виды доходов семейного бюджета. Источники доходов семейного бюджета. Расходы семейного
бюджета. Виды расходов семейного бюджета. Сбережения. Накопления. Дорогие покупки. Бюджетный
баланс. Дефицит. Профицит. Бюджетная дисциплина. Налоговое поведение. Контроль расходов.
Доходы и расходы семьи (15ч.).

2

Деньги и их виды. Функции денег. Платѐжные системы. Национальная платѐжная система.
Быстрые платежи. Наличные деньги. Безналичные деньги. Валюты. Российский рубль — национальная
валюта. Электронные деньги. Цифровой рубль. Сущность, причины и виды инфляции. Подушка финансовой
безопасности. Благополучие семьи и финансы. Управление личным временем и финансами. Виды
финансовых решений. Альтернативы финансовых решений. Софинасирование семейных расходов.
Стереотипы и потребности. Обмен. Ответственное и разумное потребление. Осознанное финансовое
поведение. Собственность. Имущество и обязательства.
Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься (10ч.).
Финансовые риски. Личная ответственность при использовании денег.
Повторение и систематизация учебного материала курса «Финансовой грамотности» 5класса
(5 ч.).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты (личностные характеристики и установки) изучения курса
«Финансовая грамотность»:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем
семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• проявление самостоятельности и личной ответственности за своѐ финансовое поведение,
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических
ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых
жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;
• понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к еѐ развитию.
Метапредметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
Познавательные
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в
газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;
• умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в
зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы
связей;
• выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег,
доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о
средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары
и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о
валютных курсах;
• установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных
благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; • построение
рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);
• умение производить расчѐты на условных примерах, в том числе с использованием интернеткалькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по
депозитам и кредитам, проводить расчѐты с валютными курсами;
• владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность,
финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект в области
экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).
Регулятивные
• анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой
грамотности, постановка цели деятельности на основе определѐнной проблемы экономики семьи,
экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;
• самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений
в семье и обществе;
• проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений
для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
• контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению
экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе
выработанных критериев;

3

• применение приѐмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и
активизации.
Коммуникативные
• умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики
семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;
• работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в
совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учѐта интересов сторон;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
(обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в
области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать
портфолио по финансовой грамотности;
• умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и
практических задач курса «Финансовая грамотность».
Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»:
• владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга,
семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды
вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в
семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в
экономике семьи;
• использование приѐмов работы с простой финансовой и статистической информацией, еѐ
осмысление, проведение простых финансовых расчѐтов;
• применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание
источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание
направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых
примерах;
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного
интереса к изучению общественных дисциплин.

4

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

1
2
3
4
5-6
7
8-9

всего

Почему важно развивать свою
финансовую грамотность.

2

От чего зависит благосостояние
семьи.

2

Учимся оценивать финансовое
поведение людей
Учимся оценивать свое финансовое
поведение.
Обобщение.

Итого по разделу:

Количество часов
контрольные
практические
работы
работы

Дата изучения

Виды деятельности

Введение в курс «Финансовая грамотность» (7ч.)
Мастерская портфолио.

Виды, формы контроля Электронные
(цифровые)
образовательн
ые ресурсы
Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u

Постановка учебной задачи.

Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u

2

Постановка учебной задачи.

1

Постановка учебной задачи.

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u
http://www.iro.y
ar.ru

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net
www.rasxodam.
net

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.7budget.r
u
www.7budget.r
u

2
9
Доходы и расходы семьи (22ч.)
Практикум

10-11

Деньги: что это такое.

2

12-13

Учебные мини- проекты «Деньги».

2

14-15

Из чего складываются доходы семьи.

2

1

Практикум

16-17

Учимся считать семейные доходы.

2

1

Практикум

18-19

Исследуем доходы семьи.

2

Мини – исследование.

20-21

Учебные мини- проекты «Доходы
семьи».

2

Защита проектов.

22-23

Как появляются расходы семьи.

2

1

Практикум

24-25

Учимся считать семейные расходы.

2

1

Практикум

26-27

Исследуем расходы семьи.

2

Мини – исследование.

28-29

Учебные мини- проекты «Расходы
семьи».

2

Защита проектов.

30-31

Как сформировать семейный бюджет.

2

32-33

Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета».

2

1

Защита проектов.

Практикум

1

Игра.

5

34-35

Учебные мини –проекты «Семейный
бюджет».

2

Защита проектов.

Устный и письменный
контроль

www.rasxodam.
net

36-37

Обобщение результатов изучения
модуля «Доходы и расходы семьи».

2

Контроль знаний.

Устный и письменный
контроль

http://www.iro.y
ar.ru

38-39

Презентация портфолио «Доходы и
расходы семьи».

2

Выставка портфолио.

Устный и письменный
контроль

вашифинансы.
рф

40-41

Обобщение.

2

Устный и письменный
контроль

www.ostrahovanie.ru

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
www.ostrahovanie.ru
http://www.iro.y
ar.ru

Устный и письменный
контроль

вашифинансы.
рф

Устный и письменный
контроль

www.finagram.
com

Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль
Устный и письменный
контроль

www.finagram.
com
www.finagram.
com
www.finagram.
com

Итого по разделу:

32
Риски потери денег и имущества, и как человек может от этого защититься (10ч.)
1
Практикум.

2

46-47

Почему возникают риски потери
денег и имущества, и как от этого
защититься.
Что такое страхование и для чего оно
необходимо.
Что и как можно страховать.

48-49

Ролевая игра «Страхование».

2

Игра.

50-51

Исследуем, что застраховано в семье
и сколько это стоит.
Как определить надежность
страховых компаний.
Как работает страховая компания.

2

Мини- исследование.

2

Экскурсия

Учебные мини – проекты
«Страхование».
58-59
Обобщение результатов изучения
модуля «Риски потери денег и
имущества, и как человек может от
этого защититься».
60-61
Презентация портфолио «Риски
потери денег и имущества, и как
человек может от этого защититься».
62-63
Обобщение
Итого по разделу:

2

Защита проектов.

2

Контроль знаний.

2

Выставка портфолио.

42-43

44-45

52-53
54-55
56-57

64

65
66
67

Промежуточная аттестация.
Повторение и систематизация
знаний.
Повторение и систематизация
знаний.
Повторение и систематизация
знаний.
Повторение и систематизация
знаний.

2

1

Практикум.

2

1

Практикум.

2

Практикум.

1

2
22
1

Повторение и систематизация учебного материала курса «Финансовой грамотности» 5класса
Решение заданий.

1

Решение заданий.

1

Решение заданий.

1

Решение заданий.

6

68

Итоговый урок.

Итого по разделу:
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

Решение заданий.

1
5
68

10

7

Устный и письменный
контроль

http://www.iro.y
ar.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.: Российская экономическая школа, 2010.
Режим доступа: http//www.azbukafinansov.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для
учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению».)

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ








Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика Режим доступа:
http://www.iro.yar.ru
www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего
и среднего профессионального образования.
www.o-strahovanie.ru — сайт «Всѐ о страховании».
www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Мультимедийный проектор.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ
РАБОТ
Мультимедийный проектор.

8

№
п/п

Лист фиксирования изменений и дополнений в рабочей программе
Дата внесения
Содержание
Согласование
Подпись
изменений,
с курирующим
учителя –
дополнений
предмет
предметника,
заместителем
внесшего запись
директора по
УВР (подпись,
расшифровка
подписи, дата)

9

Оценочные материалы
Промежуточная аттестация.
Вопрос 1
Какая монета появилась во время правления князя Владимира Красное Солнышко?





алтын
копейка
гривна
сребреник
Вопрос 2
Безналичные деньги:






появились раньше обычных
включают монеты, купюры и чеки
состоят из чековых книжек и векселей
представляют собой информацию
Вопрос 3
Деньги используются для:






упрощения обмена
измерения ценности разных товаров
получения доходов в виде банковского процента
все ответы верны.
Вопрос 4
Какое из предлагаемых определений является лучшим для понятия «премия»?






часть заработной платы
денежное вознаграждение
поощрение за отлично выполненную работу
награда
Вопрос 5
Банк:






платит проценты вкладчикам
платит проценты тем, кто берѐт кредиты
платит проценты и тем и другим
платит проценты государству
Вопрос 6
Плата за квартиру, воду, отопление, электричество называется:






налогами
коммунальными платежами
пособиями
субсидиями
Вопрос 7
Человек, который за свой счѐт и на свой страх и риск открывает собственное дело,
называется:
10






первооткрывателем
предпринимателем
последователем
авантюристом
Вопрос 8
Должник отдал 5 тыс. р., что составило пятую часть долга. Ему осталось выплатить:






20 000 руб
16 000 руб
12 000 руб
18 000 руб
Вопрос 9
Доход, который получает акционер, называется:






акцией
презентом
дивидендом
бонусом
Вопрос 10
Если вклад составляет 8 тыс. р. и процент по нему равен 7% годовых, то через год на
счѐте окажется:






8700 руб
8870 руб
8560 руб
8070 руб
Вопрос 11
Цены в интернет-магазине обычно ниже, потому что интернет-магазин:






менее заинтересован в получении прибыли
экономит на лицензии
не тратит деньги на аренду торговых помещений
нет верного ответа
Вопрос 12
Если обменный курс национальной валюты снижается, то:






цены на отечественные товары в стране снизятся
цены на импортные товары в стране снизятся
цены на импортные товары в стране повысятся
ничего из вышеперечисленного не произойдет

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».