Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Читательская грамотность» составлена с опорой на: • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189); • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"); • Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; • Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»; • Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960; • Учебный план МБОУ ООШ № 27 Цель программы: Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена. Задачи: Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом; Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения; Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации; Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы; Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем; Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений: 1) умения, целиком основанные на тексте: – извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения; – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, делать простые выводы; 2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: – интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»; – устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую; – интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; – реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык). Место учебного курса По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 6 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа в год (1 час в неделю). Общая характеристика курса Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 6 КЛАСС Определение основной темы и идеи в эпическом произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в тексте. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из карт, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Итоговый контроль. 7 КЛАСС «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая ситуация. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации, представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде, символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники информации: справочники, словари. Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации». Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного набора действий, включающего избыточные шаги). Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты. Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор. Личностные результаты. В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию: • основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка; • основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание); •осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи; • развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; • готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; •готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. Метапредметные результаты. Познавательные УУД: • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). • Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. • Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). • Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. • Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД: • Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. • Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. • Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). • В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Ученик научится: • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; • выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста; • формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; • объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте; • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т.д.; • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они • • • • • • • • • • • • тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте); решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять назначение разных видов текстов; ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; выделять главную и избыточную информацию; прогнозировать последовательность изложения идей текста; сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им. Ученик получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста); критически относиться к рекламной информации; находить способы проверки противоречивой информации; определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов Определение основной темы и идеи в эпическом произведении Определение авторской позиции в художественном тексте Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени Сопоставление содержания художественных текстов Определение авторской позиции в тексте Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? Типы текстов Типы задач на грамотность Работа с несплошным текстом Итоговая контрольная работа Заключительное занятие Итого Колво часов 2 2 4 2 3 4 5 5 4 1 1 34 7 КЛАСС № п/п Наименование разделов 1 2 Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» «Работа с текстом: оценка информации» Итоговая контрольная работа Итого 3 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Колво часов 12 14 7 1 34 № п/п 1. Наименование разделов и тем Вводное занятие. Работа с текстом Количество часов Дата изучения 1 Определение основной темы и идеи в эпическом произведении 2. Работа с текстом, определение темы и идеи 1 3. Работа с текстом, выбор заголовка, соответствующего теме или идее 1 Определение авторской позиции в художественном тексте 4. Работа с текстом, нахождение слов, указывающих на позицию автора 1 5. Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени 6. Работа с древнерусским текстом, выявление его особенностей 1 7. Работа с древнерусским текстом: умение выбирать из текста информацию о реалиях времени 1 8. Работа с древнерусским текстом: умение выбирать из текста информацию о реалиях времени 1 9. Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 Сопоставление содержания художественных текстов 10. Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию 1 11. Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 Определение авторской позиции в тексте 12. Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора 1 13. Работа с текстом: умение выводить заключение о намерении автора 1 14. Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 15. Работа с текстом: умение сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию 1 16. Работа с текстом: умение обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов 1 17. Работа с текстом: умение структурировать текст, составлять простой и сложный план 1 18. Практикум: самостоятельная работа с текстом 1 Типы текстов 19. Работа с текстом: умение разграничивать типы речи 1 20. Работа с текстом повествовательного характера: выявление структуры и языковых особенностей 1 21. Написание рассказа 1 22. Написание отчета 1 23. Написание репортажа 1 Типы задач на грамотность 24. Знакомство с типами задач 1 25. Решение интерпретационных задач 1 26. Решение интерпретационных задач 1 27. Решение интерпретационных задач 1 28. Практикум: самостоятельное решение задач 1 Несплошной текст 29. Работа с текстом: умение различать сплошной и несплошной текст 1 30. Работа с текстом: умение использовать в тексте таблицы и схемы 1 31. Работа с текстом: умение составлять на основе текста таблицы 1 32. Работа с текстом: умение составлять на основе текста схемы 1 33. Комплексная контрольная работа 1 34. Подведение итогов. 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 7 КЛАСС № п/п 1 2 3 Наименование разделов и тем Количество Дата изучения часов Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Восприятие на слух и понимание 1 различных видов сообщений. Типология текстов. Речевая 1 ситуация. Функционально-стилевая 1 дифференциация текстов (разговорный стиль, художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль). 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Языковые особенности разных 1 стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, 1 стиль, жанр, структуру и языковые средства. Осознанное чтение текстов с целью 1 удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема текста, основная мысль, 1 идея. Авторская позиция. Способы связи предложений в 1 тексте. Средства связи предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, 1 абзац, план текста. Простой, сложный, тезисный план. 1 Понимание информации, представленной в неявном виде. Разные способы представления 1 информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака. Использование формальных 1 элементов текста (подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации. Подробный и сжатый пересказ 1 (устный и письменный). Вопросы по содержанию текста. 1 Формулирование выводов, 1 основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие 1 вывод. Соотнесение фактов с общей идеей 1 текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Составление на основании текста 1 небольшого монологического высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Преобразование (дополнение) 1 информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование таблицы в связный 1 текст, информации, полученной из схемы, в текстовую задачу Составление схем с опорой на 1 прочитанный текст. Составление схем с опорой на 1 прочитанный текст. Формирование списка используемой 1 литературы и других информационных источников. Создание собственных письменных 1 материалов на основе прочитанных текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание небольших письменных 1 текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции к выполненному действию. Выступление перед аудиторией 1 сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). «Работа с текстом: оценка информации» Оценка содержания, языковых 1 особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о 1 прочитанном и его аргументация. Достоверность и недостоверность 1 информации в тексте. Недостающая или избыточная 1 информация. Пути восполнения недостающей 1 информации. 32 33 34 Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Комплексная контрольная работа ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 1 34 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020 2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020 3. Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2018. 4. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности – М: Просвещение, 2019 5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018 6. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019 7. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа. Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования 8. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября” 9. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под редИ.В. Усачевой. М., 2016. 10. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017 11. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов. 12. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018. 13. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm