РП ООО Читательская грамотность 6-7 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Читательская грамотность» составлена с
опорой на:
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
•
СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
•
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №
1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования");
•
Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
•
Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении
изменений в ФГОС ООО»;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
•
Учебный план МБОУ ООШ № 27
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном,
осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий
существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование
интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников
за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала
чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая
такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного;
преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в
различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования
с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с
помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст)
для формирования полноценного читательского сообщества школьников,
учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как
личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте
международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская
грамотность — способность человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать
своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым
результатам освоения учащимися основной образовательной программы
общего образования в качестве результата рассматривается формирование у
обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них
занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном
образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели
называется «…формирование читательской компетентности школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию
читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие
суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в
контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на
содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста
(жанр, структуру, язык).
Место учебного курса

По учебному плану на курс «Читательской грамотности» в 6 классе
отводится 34 часа в год (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа в год (1 час в
неделю).
Общая характеристика курса
Программа
по
формированию
навыков
смыслового
чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и
развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных,
физиологических,
психологических,
интеллектуальных
и
других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных
склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для
умственного, нравственного, эмоционального и физического развития
каждого школьника. Педагогическая система базируется на раннем выявлении
склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем
позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
6 КЛАСС
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении.
Определение авторской позиции в художественном тексте. Соотнесение
позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление
различных точек зрения на информацию.
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.
Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской
позиции в тексте. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой
зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса, приобретения
читательского опыта, освоения и использования информации. Текст, тема
текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из текста
информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие
мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)
Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы,
подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста,
установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и
обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление
на основании текста небольшого монологического высказывания в качестве
ответа на поставленный вопрос.
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Создание
небольших собственных письменных текстов по предложенной теме,
представление одной и той же информации разными способами, составление
инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед
аудиторией сверстников с небольшими сообщениями
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из карт, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на
прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и
других информационных источников.
Итоговый контроль.
7 КЛАСС
«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного»
Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений.
Типология
текстов.
Речевая
ситуация.
Функционально-стилевая
дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль,
официально-деловой стиль, научный стиль). Языковые особенности разных
стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр,
структуру, языковые средства текста.
Осознанное чтение текстов с целью удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта, освоения и использования информации.
Текст, тема текста, основная мысль, идея. Авторская позиция. Вычленение из
текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде.
Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Развитие
мысли в тексте. Способы связи предложений в тексте. Средства связи
предложений в тексте. Смысловые части текста, микротема, абзац, план
текста. Простой, сложный, тезисный план. Понимание информации,
представленной в неявном виде. Упорядочивание информации по задан - ному
основанию. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их
сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде,
символа, таблицы, схемы, знака. Виды чтения: ознакомительное, изучающее,

поисковое, выбор вида чтения в соответствии с целью чтения. Источники
информации: справочники, словари.
Использование формальных элементов текста (подзаголовки, сноски)
для поиска нужной информации.
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации».
Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Вопросы по
содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании
текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей
идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую.
Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста
информации. Составление на основании текста небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на поставленный вопрос. Преобразование
(дополнение) информации из сплошного текста в таблицу. Преобразование
информации из таблицы в связный текст. Преобразование информации, полученной из схемы, в текстовую задачу. Составление схем с опорой на
прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других
информационных источников. Определение последовательности выполнения
действий, составление инструкции из 6-7 шагов (на основе предложенного
набора действий, включающего избыточные шаги).
Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования, небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном. Создание небольших собственных письменных текстов по
предложенной теме, представление одной и той же информации разными
способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация.
Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или
избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации.
Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного
текста.
Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения.
Сопоставление различных точек зрения на информацию.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового
чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость
работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических
задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты.
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется
формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный,
эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм,
уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования
русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание);
•осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия
ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам
своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
•готовности и способности к осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста,
рубрики, словарь, содержание).
• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством
учителя).
• Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
• Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

• Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе
существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
• Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить.
• Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять
непонятное).
• Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
• Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
• Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной
деятельности.
Регулятивные УУД:
• Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
• Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным
эталоном.
• Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом).
• В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения
материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Ученик научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
определять главную тему, общую цель или назначение текста;
• выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий
содержанию и общему смыслу текста;
• формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
• предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с
опорой на предыдущий опыт;
• объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
• сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;
обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка,
пояснять части графика или таблицы и т.д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами,
определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они

•

•
•
•
•
•
•

•

•

•
•
•

тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу
информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста: определять назначение разных
видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в
данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по
заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для
обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им.
Ученик получит возможность научиться
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе
чтения, получения и переработки полученной информации и ее
осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой
или конфликтной ситуации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

№
п/п

Наименование разделов
Определение основной темы и идеи в эпическом
произведении
Определение авторской позиции в художественном тексте
Древнерусская летопись как источник информации о реалиях
времени
Сопоставление содержания художественных текстов
Определение авторской позиции в тексте
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в
тексте?
Типы текстов
Типы задач на грамотность
Работа с несплошным текстом
Итоговая контрольная работа
Заключительное занятие
Итого

Колво
часов
2
2
4
2
3
4
5
5
4
1
1
34

7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов

1
2

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
«Работа с текстом: преобразование и интерпретация
информации»
«Работа с текстом: оценка информации»
Итоговая контрольная работа
Итого

3
4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС

Колво
часов
12
14
7
1
34

№ п/п
1.

Наименование разделов и тем
Вводное занятие. Работа с текстом

Количество часов

Дата изучения

1

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении
2.

Работа с текстом, определение
темы и идеи

1

3.

Работа с текстом, выбор заголовка,
соответствующего теме или идее

1

Определение авторской позиции в художественном тексте
4.

Работа с текстом, нахождение слов,
указывающих на позицию автора

1

5.

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени
6.

Работа с древнерусским текстом,
выявление его особенностей

1

7.

Работа с древнерусским текстом:
умение выбирать из текста
информацию о реалиях времени

1

8.

Работа с древнерусским текстом:
умение выбирать из текста
информацию о реалиях времени

1

9.

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

Сопоставление содержания художественных текстов
10.

Работа с текстом: умение
сравнивать и противопоставлять
заключенную в тексте
информацию

1

11.

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

Определение авторской позиции в тексте
12.

Работа с текстом: умение выводить
заключение о намерении автора

1

13.

Работа с текстом: умение выводить
заключение о намерении автора

1

14.

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?
15.

Работа с текстом: умение
сравнивать и противопоставлять
заключенную в тексте
информацию

1

16.

Работа с текстом: умение
обнаруживать в тексте доводы в
подтверждение выдвинутых
тезисов

1

17.

Работа с текстом: умение
структурировать текст, составлять
простой и сложный план

1

18.

Практикум: самостоятельная
работа с текстом

1

Типы текстов
19.

Работа с текстом: умение
разграничивать типы речи

1

20.

Работа с текстом
повествовательного характера:
выявление структуры и языковых
особенностей

1

21.

Написание рассказа

1

22.

Написание отчета

1

23.

Написание репортажа

1

Типы задач на грамотность
24.

Знакомство с типами задач

1

25.

Решение интерпретационных задач

1

26.

Решение интерпретационных задач

1

27.

Решение интерпретационных задач

1

28.

Практикум: самостоятельное
решение задач

1

Несплошной текст
29.

Работа с текстом: умение различать
сплошной и несплошной текст

1

30.

Работа с текстом: умение
использовать в тексте таблицы и
схемы

1

31.

Работа с текстом: умение составлять
на основе текста таблицы

1

32.

Работа с текстом: умение составлять
на основе текста схемы

1

33.

Комплексная контрольная работа

1

34.

Подведение итогов.

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

7 КЛАСС
№ п/п

1
2
3

Наименование разделов и тем

Количество
Дата изучения
часов
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Восприятие на слух и понимание
1
различных видов сообщений.
Типология текстов. Речевая
1
ситуация.
Функционально-стилевая
1
дифференциация текстов
(разговорный стиль,
художественный стиль, официальноделовой стиль, научный стиль).

4
5

6

7
8

9
10

11

12

13
14
15
16
17

18

Языковые особенности разных
1
стилей речи. Жанр текста.
Понимание текста с опорой на тип,
1
стиль, жанр, структуру и языковые
средства.
Осознанное чтение текстов с целью
1
удовлетворения интереса,
приобретения читательского опыта,
освоения и использования
информации.
Текст, тема текста, основная мысль,
1
идея. Авторская позиция.
Способы связи предложений в
1
тексте. Средства связи предложений
в тексте.
Смысловые части текста, микротема,
1
абзац, план текста.
Простой, сложный, тезисный план.
1
Понимание информации,
представленной в неявном виде.
Разные способы представления
1
информации: словесно, в виде
символа, таблицы, схемы, знака.
Использование формальных
1
элементов текста (подзаголовки,
сноски) для поиска нужной
информации.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
Подробный и сжатый пересказ
1
(устный и письменный).
Вопросы по содержанию текста.
1
Формулирование выводов,
1
основанных на содержании текста.
Аргументы, подтверждающие
1
вывод.
Соотнесение фактов с общей идеей
1
текста, установление связей, не
показанных в тексте напрямую.
Составление на основании текста
1
небольшого монологического
высказывания в качестве ответа на
поставленный вопрос.

19

20

21
22
23

24

25

26

27
28
29
30
31

Преобразование (дополнение)
1
информации из сплошного текста в
таблицу.
Преобразование таблицы в связный
1
текст, информации, полученной из
схемы, в текстовую задачу
Составление схем с опорой на
1
прочитанный текст.
Составление схем с опорой на
1
прочитанный текст.
Формирование списка используемой
1
литературы и других
информационных источников.
Создание собственных письменных
1
материалов на основе прочитанных
текстов: выписки из прочитанных
текстов с учётом цели их
дальнейшего использования, небольшие письменные аннотации к
тексту, отзывы о прочитанном.
Создание небольших письменных
1
текстов по предложенной теме,
представление одной и той же
информации разными способами,
составление инструкции к
выполненному действию.
Выступление перед аудиторией
1
сверстников с небольшими
сообщениями, используя
иллюстративный ряд (плакаты,
презентацию).
«Работа с текстом: оценка информации»
Оценка содержания, языковых
1
особенностей и структуры текста.
Выражение собственного мнения о
1
прочитанном и его аргументация.
Достоверность и недостоверность
1
информации в тексте.
Недостающая или избыточная
1
информация.
Пути восполнения недостающей
1
информации.

32

33
34

Участие в учебном диалоге при
обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Соотнесение позиции автора текста
с собственной точкой зрения.
Комплексная контрольная работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

1
1
34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан
Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1.
Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020
2. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан
Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2.
Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020
3. Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое
сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А.
Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И.
Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018.
4. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык.
Сборник задач по формированию читательской грамотности – М:
Просвещение, 2019
5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г.
Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова.
– 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
6. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 –
е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019
7. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная
программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность
выпускников школ.\\Социологические исследования
8. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.//
Русский язык издательский дом “Первое сентября”

9. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению //
Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции
(26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под редИ.В. Усачевой. М., 2016.
10. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту.
Методические подсказки для учителей и родителей.--Тлн.: Арго, 2017
11. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального
чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение
детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург.
Сборник тезисов и докладов.
12. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения».
Тольятти, 2018.
13. Поварнин C. B. Как читать книги.
http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».