1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативное основание. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Основной образовательной программы основного общего образования в новой редакции, утвержденной приказом директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10 и на основе примерной программы внеурочной деятельности социальнопедагогического направления под редакцией В. А. Горского и авторской программы «Юные инспекторы дорожного движения» Н. Ф. Виноградовой. Место курса в Плане внеурочной деятельности. На изучение данного курса внеурочной деятельности «Дружина «Юные инспекторы дорожного движения» план внеурочной деятельности МБОУ ООШ №27 отводит 17 часов в год, 0,5 час в неделю. 5 класс – 17 ч., 6 класс – 17 ч., 7 класс – 17 ч., 8 класс – 17 ч. Итого за 4 года обучения – 68 часов. Цель программы: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма посредством подготовки обучающихся к безопасному участию дорожного движения. Задачи программы: - обучать подростков основам безопасного дорожного движения; - воспитывать законопослушных участников дорожного движения, знающих, уважающих и соблюдающих законы Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения; - вырабатывать у школьников посредством практико-ориентированного восприятия окружающей действительности способность предвидеть (прогнозировать, оценивать), опасную дорожную ситуацию, принимать адекватные решения в непрерывно меняющихся условий дорожного движения; - подготовить школьников к жизни в условиях интенсивного дорожного движения. Участники курса внеурочной деятельности. Данный курс внеурочной деятельности рассчитан на обучающихся 5-8 классов; Максимальное количество обучающихся в группе – 20 человек. 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Рабочая программа по курсу кружковой деятельности по «Юные инспекторы дорожного движения» направлена на достижение школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов: ʘ Личностные: - установка на безопасный, здоровый образ жизни; - самостоятельность в принятии правильного решения; - уважительное отношение к другим участникам дорожного движения; - убежденность и активность в пропаганде добросовестного выполнения ПДД; - способность к самооценке; - начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях. ʘ Метапредметные: Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: Обучающиеся научаться: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательная УУД: Обучающиеся научатся: - проводить сравнение и классификацию объектов; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности. Коммуникативные УУД: Обучающиеся научаться: - работать в группе, учитывать мнение партнеров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - формулировать свои затруднения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению; - осуществлять взаимный контроль; ʘ Предметные: - выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда; - определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома; - пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта; - выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств; - применять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств. Форма представления итоговых результатов освоения курса – тестирование. 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5-6 классы: 1. Введение. Знакомство с обучающимися. Формирование коллектива. Цели, задачи и содержание программы курса внеурочной деятельности «Дружина «Юные инспекторы дорожного движения». Значение правил дорожного движения. 2. Оформление уголка по безопасности дорожного движения. Разделы уголка по безопасности дорожного движения, информация, необходимая для размещения в этом уголке. 3. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… Экскурсия в историю – история правил дорожного движения. 4. ПДД. Общие положения. «Понятийный аппарат ПДД». 5, 6. Обязанности пешеходов. Освоение правил и знаков, касающихся пешеходов. Переход дороги по пешеходному переходу. Переход проезжей части при отсутствии переходов и светофоров. Движение пешеходов индивидуально, группами и колоннами. 7. Обязанности пассажиров. Пассажирский транспорт: легковые автомобили (личный), мотоциклы (личный), такси, автобусы, трамваи, троллейбусы, метро, маршрутные такси, поезд (общественный). Правила поведения пассажиров в разных видах транспорта. 8, 9. Дорога, её элементы и правила поведения. Части дороги. Дорожная разметка: горизонтальная и вертикальная, постоянная и временная. Значение дорожной разметки для пешеходов и водителей. 10. Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Группы знаков: предупреждающий, запрещающие, знаки приоритета, предписывающие, знаки особых предписаний. Информационные знаки, знаки сервиса и знаки дополнительной информации. Назначение дорожных знаков. 11. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. Основные элементы дорог и их назначение. 12. Места установки дорожных знаков. Расположение дорожных знаков на дороге. 13. Вертикальная разметка и ее назначение. Вертикальная дорожная разметка в виде сочетания черных и белых полос. Назначение вертикальной разметки. 14. Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. История появления светофора. Места установки светофоров. Назначение светофоров. 15. Виды светофоров. Виды светофоров: транспортные и пешеходные. Со звуковым сигналом, вызывной кнопкой, электронным таблом. Значение желтого мигающего сигнала светофора. 16. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. История появления регулировщиков. Жезл. Диск с красным сигналом. Сигналы регулировщика. 17. Профилактическая работа: «Внимание-дети!» 7 – 8 классы: 1. Перекрестки и их виды. Виды перекрестков: четырехсторонний, Х-образные, Т-образные, У-образные и многосторонние. Перекресток равнозначных дорог. Регулируемые и нерегулируемый перекрестки и движение через них пешеходов. 2. Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. Правила перехода проезжей части в населенном пункте и за его пределами. Правила движения пешеходов вдоль дорог при отсутствии тротуаров. 3. Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. Виды пешеходных переходов: регулируемые и нерегулируемые, подземные и надземные. Правила движения через Ж/Д пути. 4. Правила пользования транспортом. Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. 5. Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Правила движения по тротуарам и пешеходным переходам. 6. ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. Что такое ДТП? Виды ДТП и их последствия. Причины ДТП. Статистика ДТП. Профилактика ДТП. 7. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. Виды нарушений ПДД для пешеходов и водителей и ответственность. 8. Основные требования при оказании ПМП при ДТП. Основы знаний по оказанию доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. 9. Виды кровотечений. Способы наложения повязок. Виды кровотечений: артериальное, венозное и капиллярное. Виды повязок, способы и цели их наложения. 10. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Виды переломов: открытый и закрытый. Алгоритм действий оказания первой помощи при переломах. 11. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Ожоги 1,2,3,4 степени. Алгоритм действий оказания первой помощи при ожогах. 12. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь. Обморожения 1,2,3,4 степени. Алгоритм действий оказания первой помощи при обморожениях. Признаки сердечного приступа. Алгоритм оказания первой помощи при сердечном приступе. 13. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Виды травм. Способы транспортировки пострадавшего. 14,15. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. История появления велосипеда. Современные стили в катании. Места для катания. Экипировка велосипедиста. Правила дорожного движения для велосипедистов. 16. Дорожные ловушки. Решение задач по теме. 17. Профилактическая работа: «Внимание – дети!». Виды деятельности: Лекции, практикумы, дидактические и ролевые игры, экскурсии, беседы, викторины, решение задач, ситуативные игры. 4. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «ЮИД» в 5 классе (17 ч). № п/п Тема занятия 1 Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. 2 Оформление уголка по безопасности дорожного движения. 3 История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… 4 ПДД. Общие положения. Кол-во часов Беседа 1 Практика 1 Викторина 1 1 Обязанности пешеходов. 5,6 7 8,9 Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. 10 Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. 11 Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и Лекция/Решение задач Лекция; 2 Обязанности пассажиров. Форма занятия/Вид деятельности 1 Беседа Видеолек-ция Лекция; 2 1 Индивидуальная работа Беседа/ Решение задач Беседа 1 Дата План Факт Примечание велосипедной дорожек. 12 Места установки дорожных знаков. 1 13 Вертикальная разметка и ее назначение. 1 14 Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. 1 15 Виды светофоров. 1 16 Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. 17 Профилактическая работа «Внимание – дети!». Викторина Проект Беседа Практика 1 Тестирование 1 Промежуточная аттестация. Итого: Беседа 17 4. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «ЮИД» в 6 классе (17 ч). № п/п Тема занятия 1 Введение. Правила движения – закон улиц и дорог. 2 Оформление уголка по безопасности дорожного движения. 3 История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках… 4 ПДД. Общие положения. Кол-во часов Беседа 1 Практика 1 Викторина 1 1 Обязанности пешеходов. 5,6 7 8,9 Дорога, её элементы и правила поведения на дороге. 10 Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. 11 Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек. Лекция/Решение задач Лекция; 2 Обязанности пассажиров. Форма занятия/Вид деятельности 1 Беседа Видеолек-ция Лекция; 2 1 Индивидуальная работа Беседа/ Решение задач Беседа 1 Дата План Факт Примечание 12 13 14 15 16 17 Места установки дорожных знаков. Вертикальная разметка и ее назначение. Светофорное регулирование движение транспорта и пешеходов. Виды светофоров. Изучение и тренировка в подаче сигналов регулировщика. Профилактическая работа «Внимание – дети!». 1 Беседа 1 Викторина Проект 1 1 Практика 1 Тестирование 1 Промежуточная аттестация. Итого: Беседа 17 4. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «ЮИД» в 7 классе (17 ч). № п/п Тема занятия Кол-во часов Форма занятия/Вид деятельности 1 Перекрестки и их виды. Лекция Беседа 2 Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. 3 Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. 1 Беседа 1 Правила пользования транспортом. 4 Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. Лекция/Практ ика 1 5 Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Беседа 1 6 ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. 1 7 Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. 8 Основные требования при оказании ПМП при ДТП. 9 Виды кровотечений. Способы наложения повязок. 10 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Проект Беседа 1 Беседа/ 1 1 Практика Видеолекция/Прак-тика Беседа/ 1 Практика Дата План Факт Примечание 11 Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Беседа/ 1 Обморожение. Оказание первой помощи. 12 13 Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Езда на велосипеде, 14,1 технические требования, 5 предъявляемые к велосипеду. Экипировка. 16 Дорожные ловушки. Решение задач по теме. 17 Профилактическая работа «Внимание – дети!». Практика 1 Лекция 1 Беседа/ 2 Практика Беседа/ 1 Решение задач Тестирование 1 Промежуточная аттестация. Итого: Практика 17 4. Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «ЮИД» в 8 классе (17 ч). № п/п Тема занятия Кол-во часов Форма занятия/Вид деятельности Перекрестки и их виды. Лекция Беседа 2 Места перехода проезжей части. Правила движения пешеходов вдоль дорог. 3 Пешеходные переходы. Движение через Ж/Д пути. 1 1 Беседа 1 Правила пользования транспортом. 4 Правила перехода улицы после выхода из транспортных средств. Лекция/Практ ика 1 5 Движение учащихся по тротуарам и пешеходным переходам. Беседа 1 6 ДТП. Причины ДТП. Решение задач по теме. 1 7 Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД. 8 Основные требования при оказании ПМП при ДТП. 9 Виды кровотечений. Способы наложения повязок. 10 Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Проект Беседа 1 Беседа/ 1 1 Практика Видеолекция/Практика Беседа/ 1 Практика Дата План Факт Примечание 11 Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Беседа/ 1 Обморожение. Оказание первой помощи. 12 13 Сердечный приступ, первая помощь. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Езда на велосипеде, 14,1 технические требования, 5 предъявляемые к велосипеду. Экипировка. 16 Дорожные ловушки. Решение задач по теме. 17 Профилактическая работа «Внимание – дети!». Практика Практика 1 Лекция 1 Беседа/ 2 Практика Беседа/ 1 Решение задач Тестирование 1 Промежуточная аттестация. Итого: 17 5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Наблюдение, решение задач по теме, Тестирование. Критерии оценивания задач: Оценивание будет зависеть от выполнения заданий (в % соотношении): 100% - за все выполненные задания в полном объеме. Дальнейший результат будет зависеть от количества выполненных заданий. От 0 до 30% - не выполнил От 30 до 100% - выполнил. Критерии оценивания теста: От 0 до 40% - выполнил От 41 до 100 – выполнил 6. Лист корректировки рабочей программы Название темы, раздела Дата по КТП Причина корректировки Дата по факту