Положение ППк

1. Общие положения
1.1. Положение регламентирует деятельность психолого-педагогического
консилиума образовательной организации (далее – ППк) по созданию и
реализации специальных образовательных условий для обучающихся с
инвалидностью, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее
– ОВЗ), обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
образовательных программ, развитии и социальной адаптации, обучающихся с
трудностями в поведении (далее - обучающиеся), разработке и реализации
индивидуальной программы сопровождения в рамках их обучения и воспитания в
образовательной организации (далее – ОО) в соответствии с их особыми
образовательными
потребностями,
возрастными
и
индивидуальными
психофизическими особенностями, состоянием соматического и нервнопсихического здоровья, рекомендациями психолого-педагогической комиссии
(далее – ППК).
1.2. В своей деятельности консилиум руководствуется
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации",
• федеральным и региональным законодательством об обучении и
воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов,
• письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07,
• локальными нормативными актами,
• уставом организации,
• договорами между ОО и родителями (законными представителями)
обучающегося, между ОО и ППК, между ОО и другими организациями и
учреждениями в рамках сетевого взаимодействия, настоящим положением.
1.3. ППк создается приказом руководителя ОО при наличии соответствующих
специалистов. ППк возглавляет лицо из числа административно-управленческого
состава организации, назначаемое руководителем ОО.
1.4
Общее руководство и контроль за деятельностью ППк возлагается на
руководителя ОО.
2. Цели и задачи деятельности психолого-педагогического консилиума
2.1. ППк создается в целях выявления обучающихся, испытывающих трудности
в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной
адаптации, имеющих отклонение в поведении, своевременного направления их на
ППК; комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся, в
том числе в соответствии с рекомендациями ППК.
2.2. Задачами деятельности консилиума ОО являются:
1. Организация системы психолого-педагогического сопровождения
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной образовательной
программы, развитии и социальной адаптации:

⎯ своевременное выявление и комплексная диагностика обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основной образовательной
программы, развитии и социальной адаптации;
⎯ профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных
перегрузок и срывов обучающихся, испытывающих трудности в освоении
основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации;
⎯ выявление резервных возможностей развития обучающих, испытывающих
трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и
социальной адаптации;
⎯ определение характера, продолжительности и эффективности оказания
психолого-педагогической,
медицинской
и
социальной
помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной
образовательной программы, развитии и социальной адаптации, в том числе
в соответствии с рекомендациями ПМПК и ИПРА инвалида;
⎯ консультирование участников образовательных отношений по вопросам
оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных
образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
2.3. Взаимодействие с ПМПК и учреждениями МСЭ: изучение и организация
исполнения рекомендаций ПМПК, требований индивидуальной программы
реабилитации и абилитации инвалида по предоставлению специальных условий
для получения образования обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью;
деятельность
по
направлению
обучающихся
на
ПМПК
для
подтверждения/изменения образовательного маршрута.
2.4. Подготовка и ведение документации, отражающей уровни актуального и
ближайшего развития обучающихся, испытывающих трудности в освоении
основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
динамику их состояния, уровень освоения образовательной программы.
3. Состав психолого-педагогического консилиума и функционал
специалистов
3.1. Состав ППк утверждается руководителем. В состав ППк входят:
1) председатель ППк назначается приказом руководителя ОО из числа
педагогических работников, имеющих высшее образование по специальности,
направлению подготовки из группы специальностей, направлений подготовки
«Образование и педагогические науки» (психолого-педагогическое образование/
специальное (дефектологическое)образование);
2) специалисты ППк - педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед,
социальный педагог; педагогические работники ОО, представляющие
обучающегося на ППк и анализирующие динамику развития обучающегося и
усвоения им образовательной программы: учителя-предметники, классный
руководитель (далее –куратор);
3) секретарь ППк назначается из числа специалистов ППк (социальный педагог,
педагог-куратор).

При необходимости в состав ППк включаются другие специалисты.
В случае отсутствия специалиста, необходимого для обследования конкретного
обучающегося и консультирования по вопросам его развития, возможно
привлечение специалиста соответствующего профиля из иных организаций в
рамках сетевой формы реализации образовательных программ.
3.2. Функционал специалистов ППк ОО:
1) Председатель ППк ОО:
o осуществляет непосредственное руководство деятельностью ППк;
o утверждает годовой план работы ППк;
o обеспечивает систематичность заседаний ППк:
o организует контроль за выполнением рекомендаций ПМПК и ППк.
2) Секретарь ППк ОО:
o формирует состав членов ППк ОО для очередного заседания, состав
обучающихся и родителей (законных представителей), приглашаемых на
заседание;
o информирует родителей (законных представителей) и специалистов ППк
ОО об очередном заседании и организует подготовку и проведение
заседания ППк;
o координирует взаимодействие ППк ОО с ППК и другими организациями
(при необходимости).
3) Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог:
o организуют сбор диагностических данных о речевом, познавательном,
эмоциональном, личностном развитии обучающегося, уровне усвоения
программного материала;
o проводят диагностику, консультирование обучающихся и их родителей
(законных представителей);
o обобщают, систематизируют полученные диагностические данные;
o формулируют диагностические выводы, рекомендации;
o обеспечивают психолого-педагогическое сопровождение обучающихся при
освоении ими основных образовательных программ.
4) Социальный педагог:
o предоставляет информацию об обучающемся с особыми образовательными
потребностями (ОВЗ, инвалидность), обучающихся, испытывающих
трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии
и социальной адаптации, обучающихся, испытывающих трудности в
поведении;
o выявляет причины отклонений в поведении обучающихся самостоятельно
или направляет к педагогу-психологу для углублённого обследования;
o осуществляет взаимодействие с родителями (законными представителями)
сопровождаемых обучающихся, социальными службами, комиссией по
делам несовершеннолетних и защите их прав;
o проводит педагогические беседы с обучающимися и их родителями
(законными представителями);
o проводит индивидуальную профилактическую работу с обучающимися с
девиантным поведением.

5)Специалист-куратор (педагогический работник, классный руководитель):
o выявляет трудности, которые испытывает обучающийся в разных
педагогических ситуациях, в общении со сверстниками;
o предоставляет педагогическую характеристику на обучающегося, опираясь
на результаты собственных наблюдений и бесед с педагогами ОО
/учителями-предметниками;
o предоставляет
информацию
об
индивидуальных
потребностях
обучающегося в организации режимных моментов, образовательного
процесса, общения и самочувствия;
o формулирует педагогические выводы и рекомендации по дальнейшим
мерам педагогического воздействия, организации образовательного
процесса и адаптации и отражает их в характеристике;
o анализирует динамику развития обучающегося и усвоение им основной
образовательной программы, в том числе адаптированной;
o представляет пакет документов на обучающегося к заседанию ППк;
o инициирует повторные заседания ППк ОО (при необходимости).
6) медицинский работник:
o информирует о состоянии здоровья обучающегося и рисках, связанных с
состоянием его здоровья, на которые следует обратить внимание педагогам;
o даёт рекомендации по режиму жизнедеятельности обучающегося;
o отслеживает выполнение рекомендаций ПМПК и ППк в части
своевременного обращения родителей (законных представителей)
сопровождаемого обучающегося за консультацией врача.
3.3.Специалисты ППк взаимодействуют со всем педагогическим коллективом
ОО и родителями (законными представителями) сопровождаемого обучающегося.
При необходимости взаимодействуют с иными работниками ОО в целях
содействия эффективной адаптации обучающихся.
3.4.Специалисты, включённые в состав ППк, выполняют работу в рамках
основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в
соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников
образовательных отношений на обследование и организацию комплексного
сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объёма работ устанавливается доплата, размер
которой определяется ОО самостоятельно.
3.5.Оказание
комплексного
психолого-педагогического
сопровождения
обучающегося специалистами ППк ОО осуществляется бесплатно.
3. Порядок деятельности консилиума ОО.
3.1.Обследование обучающегося специалистами ППк и его дальнейшее
комплексное психолого-педагогическое сопровождение (при необходимости)
осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или
сотрудников ОО с письменного согласия родителей (законных представителей) по
форме (приложение 2).
3.2. Медицинский работник при наличии показаний и с письменного согласия
родителей (законных представителей) сопровождаемого обучающегося может
направить обучающегося в медицинскую организацию для консультации врача.

3.3. Организация работы ППк ОО.
Периодичность проведения заседаний ППк Организации определяется
запросом Организации на обследование и организацию комплексного
сопровождения обучающихся.
Заседания ППк проводятся под руководством председателя ППк
Организации.
3.3.1 Первичный ППк ОО проводится при зачислении обучающегося в
класс по завершении первичных обследований у всех специалистов с целью
определения особенностей развития обучающегося, возможных условий и форм
его обучения, необходимого психолого-педагогического сопровождения
педагогического процесса.
3.3.2. Плановые заседания ППк ОО проводятся в соответствии с годовым
планом, но не реже одного раза в полугодие, с целью оценки динамики обучения
и коррекции, внесения, в случае необходимости, изменений и дополнений в
коррекционную работу, изменения формы, режима обучения, назначения
дополнительных обследований с целью:
-выявления обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации,
обучающихся, испытывающих трудности в поведении;
-направления на ППК обучающихся, испытывающих трудности в освоении
образовательных программ;
-анализа качественного и количественного состава обучающихся с
признаками школьной дезадаптации, неуспевающих и слабоуспевающих;
-определения направлений психолого-педагогического сопровождения
обучающихся;
-разработки, корректировки индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся с особыми образовательными потребностями (ограниченными
возможностями здоровья);
-оценки динамики развития обучающихся в процессе коррекционноразвивающей работы и в рамках реализации образовательной программы, в том
числе адаптированной, инициирование внесения в нее изменений (при
необходимости).
3.3.3. Внеплановые заседания ППк ОО проводятся в соответствии с
запросами родителей (законных представителей) обучающихся, педагогических и
руководящих работников ОО, (в первую очередь, педагогов, непосредственно
работающих с обучающимся) с целью выяснения причин возникновения проблем,
оценки размеров регресса, его устойчивости, возможности его преодоления;
определение допустимых нагрузок, необходимости изменения режима или формы
обучения.
Поводом для проведения внепланового ППк Организации является
выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на
развитие обучающегося в данных образовательных условиях (длительная болезнь,
неожиданная аффективная реакция, возникновение иных внезапных проблем в
обучении или коррекционной работе) с целью:

-принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам,
касающимся конкретного обучающегося;
-внесения изменений в образовательные программы (учебные планы), в том
числе специальные индивидуальные программы развития, в случае их
неэффективности.
ППк ОО вправе самостоятельно принимать решение об изменении варианта
адаптированной
образовательной
программы,
вносить
изменения
в учебный план при наличии у обучающегося значительной положительной
динамики в усвоении варианта адаптированной образовательной программы или
неуспеваемости в рамках варианта адаптированной образовательной программы,
определенного ПМПК. Если же требуется смена вида программы, ППк ОО
направляет ребенка на ПМПК.
3.3.4. Заключительный ППк ОО проводится в связи с переходом
обучающегося на новую ступень обучения (например, с дошкольного образования
на уровень начальной школы и т.д.) или в связи с завершением программы
индивидуальной профилактической работы или программы коррекционноразвивающих занятий.
При проведении ППк ОО учитываются приобретённые знания по всем
учебным предметам, степень социализации обучающегося, состояние
эмоционально-волевой и поведенческой сфер, высших психических функций.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для
педагогов для дальнейшей работы с обучающимся.
Материалы заключительного ППк используются как основа для составления
психолого-педагогической характеристики обучающегося.
3.4. Проведение обследования.
3.4.1. Обследование обучающегося проводится специалистами ППк в
помещении ОО, определенном для проведения заседаний ППк и оборудованном
для проведения обследования необходимым диагностическим инструментарием
или в кабинетах специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога,
учителя-логопеда).
3.4.2. Состав специалистов ППк ОО, участвующих в проведении
обследования, процедура и продолжительность обследования определяются
исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных
индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося.
3.4.3. В ходе обследования каждым специалистом ППк ведется протокол
обследования, разработанный с учетом возраста, вида и степени ограниченных
возможностей. По итогам обследования специалистами формулируются
заключения и разрабатываются рекомендации, предоставляемые на заседание
ППк ОО, которые также отражаются в протоколе обследования каждого
специалиста.
3.4.4. На заседании ППк Организации обсуждаются результаты
обследования обучающегося и составляется коллегиальное заключение ППк
(форма в приложении 3), содержащее выводы о имеющихся у ребенка трудностях
(без указания диагноза) в развитии, обучении, адаптации и о мерах, необходимых

для разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания
психолого-педагогической помощи.
3.4.5. Заседания ППк оформляются протоколом.
3.4.6. Протокол
и
коллегиальное
заключение
оформляются
и
подписываются председателем и специалистами ППк ОО в день проведения
обследования.
3.4.7. Коллегиальное заключение ППк ОО доводится до сведения
родителей (законных представителей).
Предложенная программа психолого-педагогической помощи реализуется
только с их письменного согласия.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с
коллегиальным заключением ППк ОО они выражают свое мнение в письменной
форме в соответствующем разделе протокола ППк, а образовательный процесс
осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в
соответствии
с
соответствующим
федеральным
государственным
образовательным стандартом.
3.4.8. Протокол и коллегиальное заключение хранятся в личном деле
обучающегося в течение его обучения в ОО.
3.4.9. При направлении обучающегося на ПМПК ППк ОО оформляется
Представление ППк ОО на обучающегося для предоставления на ПМПК.
Представление ППк Организации на обучающегося для предоставления на
ПМПК выдаются родителям (законным представителям) на руки.
В другие организации Представление ППк ОО на обучающегося для
предоставления на ПМПК могут направляться только по официальному запросу.
Предоставление информации без письменного разрешения родителей
(законных представителей) третьим лицам не допускается, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4. Права и обязанности
4.1. Родители (законные представители) обучающихся, испытывающих трудности
в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной
адаптации имеют право:
– присутствовать при обследовании ребенка специалистами консилиума;
– участвовать в обсуждении результатов обследования и формулировки как
заключения каждого из специалистов консилиума, так и коллегиального
заключения;
– получать консультации специалистов консилиума по вопросам обследования
детей, создания и реализации индивидуальной программы сопровождения, в том
числе информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности
консилиума;
– в случае несогласия с заключением консилиума об особенностях создания и
реализации специальных образовательных условий и индивидуальной программы
сопровождения обжаловать их на ПМПК, в вышестоящих образовательных
организациях.
4.2. Специалисты консилиума обязаны:

– руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими
принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей;
– исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного образования детей,
применяя все необходимые современные психологические и социальнопедагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной
открытой социальной среде.
4.3. Специалисты консилиума имеют право:
– иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения обучающихся,
испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы,
развитии и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной
компетенции, отражать его в документации консилиума;
– представлять и отстаивать свое мнение об особенностях ребенка и направлениях
собственной деятельности в качестве представителя ОО при обследовании
ребенка на ППк.

Приложение 1

Формы учета деятельности ППк МБОУ ООШ №27
1.

Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов

2.
3.
4.

Положение о ППк;
График плановых заседаний ППк;
Журнал записи обучающихся на ППк

ППк;

ФИО
№ Дата, ребенка,
Дата
Инициатор
п/п время
класс
рождения обращения
(группа)

5.
6.

Повод
обращения

Примечания
Дата (даты)
консультирования (плановый,
внеплановый
специалистами
и др.)

Протоколы заседаний ППк;
Индивидуальная карта учёта динамики развития ребёнка.

Структура Карты
1. Титульный лист (заполняется ответственным лицом, назначенным в
соответствии с локальным актом образовательного учреждения).
2. Социальная карта семьи (заполняется классным руководителем или
социальным педагогом).
Заключение ППк (заполняется куратором сопровождения по итогам проведения
первого заседания ППк в учебном году).
3. Программа комплексного сопровождения ребенка (цель сопровождения
формулируется всеми участниками сопровождения; задачи – каждым
участником сопровождения).
4. Индивидуально-психологические особенности (информация педагогапсихолога).
5. Познавательные процессы (информация учителя-дефектолога).
6. Речевое развитие (информация учителя-логопеда).
7. Информация классного руководителя, социального педагога.
Результаты, достигнутые по завершении этапа сопровождения, оценка
эффективности проделанной работы (заполняется куратором после проведения
ППк по итогам учебного года).
1) Приложения:
коллегиальное заключение ППк;
представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК;
необходимые выписки из личного дела обучающегося, заключения ПМПК и
(или) индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида;
согласие родителей (законных представителей) на обследование и
сопровождение ребенка специалистами ППк;
2) Документация специалистов ППк:
индивидуальные
протоколы
обследования
с
заключением
и
рекомендациями специалистов ППк;
дневник динамического наблюдения с фиксацией времени и условий
возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения в ППк, и их
эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ППк
(ведется специалистом-куратором)

Приложение 2

Согласие родителей (законных представителей)
обучающегося на проведение обследования специалистами ППк
и организацию комплексного психолого-педагогического
сопровождения (при необходимости)
Я, ____________________________________________________________________
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________,
(номер, сери паспорта, когда и кем выдан)

являясь родителем (законным представителем) ___________________________
(нужное подчеркнуть)

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
(ФИО, класс/ группа, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.

______________

_____________________________________

(дата)

(подпись)

(расшифровка подписи)

Выражаю согласие на организацию комплексного психолого-педагогического
сопровождения.
___________
(дата)

____________________________________
(подпись)
(расшифровка подписи)

Приложение 3

Заключение
психолог -педагогического консилиума
МБОУ ООШ №27
___ _________ _____
день

месяц

год

Общие сведения
ФИО обучающегося ____________________
Дата рождения обучающегося ____________ полных лет _____________________
Коллегиальное заключение ППк
выводы о имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для
разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания
психолого-медико-педагогической помощи.
Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям

Председатель ППк

___________ __________
(подпись)

Специалисты ППк

__________________
(подпись)

(ФИО)

__________________
(подпись)

(ФИО)

(ФИО)

______________________
(подпись)

(ФИО)

______________________
(подпись)

(ФИО)

С решением ознакомлен (а) __________________/____________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) ___________________/____________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами_______________
______________________/____________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».