Занимательная физика 5-7 кл

Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона
Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на
основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015
г.), с учетом Основной образовательной программы основного общего образования в новой редакции,
утвержденной приказом директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10
Место предмета в учебном плане
Рабочая учебная программа предназначена для изучения курса физики на базовом уровне,
рассчитана на 105 учебных часов, из расчета 1 часа в неделю в 5,6,7 классе.(35 часов, 35 часов, 35 часа)

Рабочая программа имеет общеинтеллектуальное направление.
Курс адресован учащимся 5-7-х классов. Задачами курса являются, прежде всего : пропедевтика
основ физики ; получение учащимися представлений о методах научного познания природы;
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лабораторного
эксперимента (исследования); формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам
естественно-научного цикла (в частности, к физике).Данный курс направлен на развитие
интереса к изучению физических явлений, стимулирование самостоятельного познавательного
процесса и практической деятельности учащихся.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она
активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Учитель при
этом становится организатором познавательной деятельности ученика, стимулирующим началом
в развитии личности каждого школьника.
Дифференциация обучения физике, позволяет с одной стороны, обеспечить базовую
подготовку, с другой – удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и
способности к предмету.
Основные задачи курса:





формирование у учащихся собственной картины Мира на научной основе, которая
дополняет художественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведение школьников к пониманию причинно-следственных связей;
предварительное знакомство детей с языком и методами физики и других естественных
наук;
подготовка учащихся к сознательному усвоению систематического курса физики и
других наук естественного цикла.

Общая характеристика учебного курса
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 5-7 классов, пока не
обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков по физике. Занятия кружка
способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного
направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения и создает условия для
всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной
деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Курс обеспечивает
преемственность в изучении физики в общеобразовательной школе: между естествоведческими
курсами начальной школы и систематическим курсом физики (7-11 классы), формирует
готовность учащихся к изучению физики, способствует созданию положительной мотивации и
ситуации успеха, столь необходимых особенно на ранних этапах физического образования.
2

Задачи программы:









формировать умения анализировать и объяснять полученный результат, с точки зрения
законов природы.
развивать наблюдательность, память, внимание, логическое мышление, речь, творческие
способности учащихся.
формировать умения работать с оборудованием.
формирование системы ценностей, направленной на максимальную личную
эффективность в коллективной деятельности.
развитие познавательных процессов и мыслительных операций;
формирование представлений о целях и функциях учения и приобретение опыта
самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя;
формировать умение ставить перед собой цель, проводить самоконтроль;
развивать умение мыслить обобщенно, анализировать, сравнивать, классифицировать;

Принципы программы:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению. Стремление развивать
интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Кружок – развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону
предметов и природных явлений, делать выводы, обобщать.
Системность.Курс кружка состоит от наблюдаемых явлений в природе к опытам проводимых в
лабораторных условиях.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение
некоторой физической терминологии также на углубление знании по программе Окружающего
мира.
Реалистичность. В рамках кружка мы знакомимся с основными физическими и природными
явлениями по темам «Природные явления», «Строение и свойства вещества», «Электрические
явления», «Воздух», «Вода».
Формы работы:
подгрупповые занятия, включающие в себя специально подобранные





игры;
упражнения;
самостоятельная деятельность детей;
рассматривание;

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной
структуры занятий, например:






Разминка.
Основное содержание занятия – изучение нового материала.
Физминутка.
Занимательные опыты
Рефлексия.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА ФИЗИКИ

Ценностные ориентиры содержания данного
курса в основной школе определяются
спецификой физики как науки. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так
как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель
которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а
ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
3

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность,
здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может
рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости безопасного использования различных устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в
повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу
которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на
воспитание у учащихся:
• правильного использования физической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

И

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

1 год обучения.
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
•самостоятельность
в
приобретении
новых
знаний
и
практических
умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2 год обучения.
Личностные результаты:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
•самостоятельность
в
приобретении
новых
знаний
и
практических
умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
4

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме
слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о
правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 год обучения.
Личностные результаты
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
•самостоятельность
в
приобретении
новых
знаний
и
практических
умений;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного
подхода;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно
отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Уровень результатов работы по программе:
первый уровень:
* овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое
твердое газообразное), Соблюдать простейшие правила безопасности при проведении
эксперимента. Уметь правильно организовать свое рабочее место. умения проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты объяснять
полученные результаты и делать выводы
второй уровень:
умения и навыки применять полученные знания в
повседневной жизни, обеспечения
безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
*формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме
(газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).
третий уровень:
5

*сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в
конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах .
Содержание учебного курса (1 год обучения)
Тема №1 « Введение» Техника безопасности. Показываю опыты. План работы.
Тема №2 «Состояние вещества»- 18 ч.
Изучение свойств жидкости: Рассматриваем свойства воды. Цвет, запах, вкус, форма,
прозрачность. Заполняем таблицу.
Замерзание воды уникальное свойство: Рассматриваем, как меняет форму и объем замершая
вода. Помещаем кубики льда в воду и наблюдаем за уровнем воды и процессом таяния льда.
Делаем выводы.
Вода растворитель:. Опыты на растворимость. Наблюдаем за растворимостью. Делаем выводы.
Очистка воды фильтрованием: Изготовление фильтра для воды». Рассказ учителя как происходит
естественная фильтрация воды и как например в походе получить чистую воду. Изготавливаем
фильтр.
Воздух. Свойства воздуха:Изучение свойств воздуха цвет, запах, вкус, форма. Заполняем
таблицу. Делаем выводы.
Что происходит с воздухом при его нагревании. Наблюдаем, как меняются свойства воздуха при
его нагревании. На бутылку с горячей водой надеваем шарик и наблюдаем, как он поднимется
(выполняется учителем). Замеряем температуру воздуха у пола и у потолка данные записываем в
таблицу. Делаем выводы.Запуск китайских фонариков. Проверяем свойства газа и доказываем,
что теплый воздух легче холодного, поэтому китайский фонарик будет подниматься наверх.
Свойства твердых тел. Изменение объемов тела. Наблюдаем, как меняется форма тела при
нагревании.
Тема №3 «Теплота основа жизни» – 15ч
Что холоднее?.Понятие температура и градусник. История создания градусника. Изоляция тепла.
Шуба греет!. Загадки. Как согреется зимой. Жилище эскимосов иглу. Рассказ учителя
Назначение верхней одежды и принцип многослойности в одежде. Термос и его устройство.
Изготовление самодельного термоса. Как сохранить тепло? холод? Зачем сковородке деревянная
ручка?
Содержание программы.
Календарно –тематическое планирование. (1 год обучения)
№
заняти
я

Тема занятия

1

Введение. Правила по Демонстрационные
опыты.
ТБ.
Слайдовая презентация

Используемые ресурсы

Дата
план

Урок знакомства
Состояние вещества.18
6

факт

Пластиковые бутылочки по 0,5
л 1- воздух, 2- вода, 3замороженная вода.

2

Состояние вещества

3

Изучение
жидкости

4

Замерзание
воды Кубики льда, ѐмкость для воды.
уникальное свойство. Бутылочка с замороженной
водой

5

Вода растворитель

6

Вода
в
человека

7

Очистка воды.

8

Изготовление фильтра Воронка, ѐмкость для воды,
для воды
песок, ватные диски, краска.

9

Проекты.

10

Воздух.
воздуха.

11

Что происходит с Термометр, шарик, бутылка
воздухом при его пластиковая, горячая вода,
нагревании.
свеча

12

Экскурсия
.Запуск Китайские фонарики. спички
китайских фонариков.

13.

Какие бывают газы.

14

Свойства твердых тел. Монетка,
кольцом.

15.

Измерение объемов Тела. Линейка.
тела
правильной
формы.

16.

Закон
Паскаля. Мультфильм
Легенда об Архимеде.

17.

Измерение объемов Тела.
Мензурка.
тела
неправильной стакан. Вода.
формы.

18.

Проект.

свойств Ёмкость для воды, раздаточный
материал.

Ёмкость, соль ,краски, речной
песок, глина.

жизни Фильм о воде.
Слайдовая презентация

Свойства Слайдовая
презентация.
Раздаточный материал.

Слайдовая презентация.
спички,

шарик

с

Сливной

7

19.

Урок
Игра.

обобщение. Загадки, ребусы, кроссворды
мини
опыты.
Раздаточный
материал.
Изготовление
коллажа.

Теплота основа жизни 15 ч
20

Что холоднее?

Фокусы –опыты с монетой,
сравнение металлические тела,
деревянные и т.д. градусник

21

Градусники. Их виды.

Градусники. Фильм

22

Измеряем
температуру.

Градусники.
температуры.

23

Изоляция тепла. Шуба Беседа
.
Макеты
теплоизоляционных материалов
греет!?
.

24

Способы
тепла.

25

Почему
возникла Презентация.
жизнь на Земле?

26

Термос.

Интернет
ресурсы,
анимационный фильм

27.

Изготовление
самодельного
термоса.

Приспособления
изготовления термоса.

28.

Как сохранить тепло? Презентация.
холод?

29

Откуда
теплота?

30

Зачем
сковородке Спиртовка. Трубочки из разных
деревянная ручка?
материалов.

31-32

Проекты.

33

Заключительный урок Загадки, ребусы, кроссворды
мини
опыты.
Раздаточный
игра.
материал.

34

Резервное занятие.

Вода

передачи Спиртовка. Пробирка.
Вертушка. Эл. Плитка.

разной

Вода.

для

берется Фильм.

Ожидаемые результаты.
По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:
овладение учащимися первоначальными представлениями о строении вещества (жидкое твердое
газообразное),
знать понятие температуры, умение определять по градуснику,
8

уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
Содержание учебного курса (2 год обучения)
Тема № 1Введение.
Обзор тем курса. Техника безопасности.
Тема № 2 Свойства жидкости. 11ч
Как зависит объем вытесненной воды от формы тела. Плавание различных тел. Почему в воде
тела кажутся более легкими. Почему одни тела тонут, а другие нет. Явление смачивания
жидкостью тел. Плавание судов.Воздухоплавание. Урок игра. Брейн-ринг Загадки ребусы.
Тема № 3. Наша атмосфера- 8ч.
Атмосфера. Еѐ влияние на микроклимат Земли. Атмосферное давление. Доказательство
атмосферного давления.Зависимость атмосферного давления от высоты. Знакомство с
прибором для измерения давления «барометр». Влияние атмосферного давления на живые
организмы.
Тема № 4.Звук вокруг нас-14ч.
Источники звуков. Различные звуки. Знакомство с прибором камертон. Получение звуков
разной частоты. Причина возникновения звуков. Эхо. Эхолокация. Высокий и низкий тембр.
Экскурсия. Звуки природы.
Календарно –тематическое планирование (2 год обучения)
№
занят
ия

Тема занятия

1

Введение. Техника
безопасности.

Используемые ресурсы

дата
план

Свойства жидкости. 11ч
2

Как
зависит
объем Ёмкость для воды, тела одинаковой формы
вытесненной воды от но разной массы, разной формы но
формы тела.
одинаковой массы.

3

Измерение объѐмов тел Ёмкость для воды, тела разной
различными способами.
Линейка. Мензурка.

4

Плавание
тел?

5

Почему в воде тела Ёмкость для воды, тела разные по форме и
кажутся более легкими.
массе. Динамометр.

6

Почему одни тела тонут, Пластилин, сосуд с водой, крышка с
а другие нет?
закраинами.

формы.

различных Ёмкость для воды, тела разные по форме и
массе, соль, картошка.

9

факт

7

Плавание судов.

Видеофильм.

8

Мастерим кораблики.

Бумага. Деревянные бруски.

9

Явление
смачивания Листки бумаги смазанные парафином,
различные куски материала смачиваемые
жидкостью тел.
водой и нет, перья водоплавающих птиц
(гусь, утка)

10 Проект.
11
12 Урок игра. Брейн-ринг

Загадки, ребусы, слайдовая презентация.

Наша атмосфера- 8ч.
13 Атмосфера

Плакаты, слайдовая презентация.

14 Атмосферное давление

Стакан,
блюдце,
Эвристическая беседа.

15 Измеряем
давление

свеча,

шприц.

атмосферное Барометр.

16 Зависимость
атмосферного
от высоты.

Беседа. Презентация
давления

17 Влияние атмосферного Беседа .Анимационный фильм, ресурсы
давления на погоду.
интернет
18 Влияние атмосферного Беседа .Анимационный фильм, ресурсы
давления
на
живые интернет, присоски.
организмы
19 Влияние атмосферного Беседа. Презентация.
давления на человека.
20 Измерение
человека.

давления Тонометр.

Звук вокруг нас-14ч.
21

Источники звуков.

Презентация, видеоролик Звуки природы.

22

Орган слуха человека.

Беседа. Презентация.

23

Одинаковый ли слух у Беседа. Презентация.
животных

24

Причина
возникновения звуков

Беседа, опыты (линейка, камертон,
хрустальный
бокал).
Изготовление
телефонной связи (нитка, одноразовые
10

стаканчики).
Музыкальные
инструменты.

Беседа.Презентация.

26

Самодельные
«музыкальные»
инструменты.

Бутылки, банки,нитки, дощечки и т.п.

27

Эхо. Эхолокация.

Беседа.Презентация.

28

Экскурсия.
улицы.

29

День непослушания

30

Игра урок. Высокий и Угадай
инструмент.
Звуки
разных
инструментов. (совместно с учителем
низкий тембр.
музыки).

31

Экскурсия.
природы

3233

Проект

34

Резервное время.

25.

Инструменты.

Звуки Прогулка.
Занимательные
орган»

опыты

«Бутылочный

Звуки Поход в лес

Ожидаемые результаты.
По окончании второго года обучающиеся должны знать и уметь:
Знать понятие атмосферы, звука, свойства жидкости;
уметь применять знания на других предметах;
уметь выдвигать гипотезу и делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
уметь готовить информационные сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к
викторинам и т. д .).
Содержание учебного курса (3год обучения)
Тема № 1 «Вводное занятие».
Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с темами курса.
Тема № 2 Магнетизм. 9 ч
Компас. Принцип работы Магнит. Магниты полосовые, дуговые.
Магнитная руда. Магнитное поле Земли. Изготовление магнита.
Тема №3 Электростатика. 9ч.
Электричество на расческах. Осторожно статическое электричество
Электричество в игрушках. Электричество в быту. Устройство батарейки.
Тема № 4 Свет. 15ч.
Источники света Устройство глаза. Солнечные зайчики. Тень. Затмение.

11

ТЦвета компакт диска. Мыльный спектр. Радуга в природе.. Учим (Как Однажды Жак Звонарь
Городской Сломал Фонарь). Лунные и Солнечные затмения. Как сломать луч? Как зажечь
огонь?
Календарно –тематическое планирование (3 год обучения)
№
Тема занятия
Используемые ресурсы
Дата
заня
тия
План
факт
1
Вводное занятие
Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с темами курса. Слайдовая
презентация.
Магнетизм. 9 ч
2
Компас. Принцип работы.
3
Ориентирование с помощью
компаса
4
Магнит.
5
Занимательные опыты с
магнитами.
6
Магнитная руда.

7

Магнитное поле Земли

8
Как изготавливают магниты.
9
Изготовление магнита.
10
Урок игра.
Электростатика. 9ч.
11
Электричество на расческах.

25
26

Магниты полосовые, дуговые,
Магниты. Вода. Мелкие предметы из
разных материалов.
Намагничивание
металлических
предметов. Картина магнитного поля
земли (картон, металлические опилки).
Как
ориентируются
птицы
и
насекомые. Слайдовая презентация,
интернет ресурсы
Видеофильм.
Медная проволока. Гвоздь. Батарейка.
Кроссворд, загадки, ребусы.

Электролизация
шарика,
воды,
мыльного пузыря.
статическое Материалы шерсть, шелк, синтетика.

Осторожно
электричество.
13
Занимательные опыты.
14
Электричество в игрушках
15
Электричество в быту.
16
Устройство батарейки.
17
Изобретаем батарейку.
18
Урок-игра
19
Проекты.
Свет .15ч
20
Источники света.
21
Как мы видим?
22
Почему мир разноцветный.
23
Театр теней
24
Солнечные зайчики
12

Пробка, иголка, ѐмкость для воды
Компас. План местности.

Цвета
компакт
Мыльный спектр
Радуга в природе.

Дети приносят игрушки
Батарейка. Презентация.
Лимон. Картошка. Провода. Лампочка.
Загадки, кроссворды, ребусы

Спички. Свечи. Светящиеся палочки.
Макет глаза.
. Слайдовая презентация
Источник света. Экран.
Зеркало источник света. Слайдовая
презентация.
диска. Компакт диски, мыльный раствор ,
коктельные трубочки
Интернет ресурсы.
Карандаши альбом.
12

Как получить радугу дома.
Источник воды. Шланг.
Экскурсия.
Лунные
и Солнечные Источник света. Мячи.
затмения
30
Как сломать луч?
Источник света. Линзы, призмы, сосуд
с водой.
31
Зазеркалье
Зеркало.
32
Можно ли льдом зажечь Источник света. Линзы.
огонь?
33
Проекты.
34
Заключительное занятие
Проекты
Ожидаемые результаты.
По окончании третьего года обучающиеся должны знать и уметь:
уметь пользоваться компасом;
знать принцип его действия;
уметь объяснять природные явления;
уметь самостоятельно формулировать тему и цели урока;
уметь перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
уметь кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники
информации;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
уметь правильно организовать свое рабочее место,
умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты объяснять полученные результаты и делать выводы
27
28
29

Список литературы.
1. Физика в занимательных опытах и моделях. Дженис Ванклив М.: АСТ: Астрель; Владимир:
2010.
2. Занимательные опыты Свет и звук. Майкл Ди Специо. М.: АСТ: Астрель, 2008г.
3. Простые опыты. Забавная физика для детей. Ф.В.Рабиза. «Детская литература » Москва
2002г.
4. Физика для малышей. Л.Л. Сикорук изд. Педагогика, 1983 г.
5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учѐтом психофизиологии. М., ТЦ Сфера,2000
6. Приѐмы и формы в учебной деятельности . Лизинский В.М. М.: Центр «Педагогический
поиск»2002г
Интернет ресурсы.
1. Физика для самых маленьких WWW mani-mani-net.com.
2. Физика для малышей и их родителей. WWW solnet.ee/school/04html.
3. Физика для самых маленьких WWW yoube.com

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».