Культура речи 9 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с
основными положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17
декабря 2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Основной
образовательной программы основного общего образования в новой
редакции, утвержденной приказом директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10.
Место курса в плане внеурочной деятельности
На изучение курса внеурочной деятельности «Культура речи»» планом
внеурочной деятельности МБОУ ООШ № 27 предусмотрено 34 часа (1 час в
неделю).
Средством реализации рабочей программы учебного предмета
«Русский язык» являются следующие учебники:
«Русский язык». 5 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
и др. - М.: «Просвещение», 2019 г.
«Русский язык». 6 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
и др. - М.: «Просвещение», 2019 г.
«Русский язык». 7 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
и др. - М.: «Просвещение», 2019 г.
«Русский язык». 8 класс. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
и др. - М.: «Просвещение», 2019 г.
«Русский язык». 9 класс. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и
др. - М.: «Просвещение», 2019 г.
Цели, задачи курса
Цель: обогащение активного и потенциального словарного запаса,
развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами русского речевого этикета.
Задачи:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения,
говорения и письма),
2) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского
языка,
3) расширение объема используемых в речи грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и
стилем общения;
4) овладение основными нормами литературного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта
использования языковых норм в речевой практике при создании

устных и письменных высказываний; стремление к речевому
самосовершенствованию.
Участники курса внеурочной деятельности
Курс рассчитан на обучающихся 9 класса. Количество обучающихся в
группе: 5 – 10 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности судьбе российского народа).
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность
ответственного отношения к учению.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной

культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира,
самовыражению и ориентации в художественном и нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система,
факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. На занятиях
курса «Культура речи» будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов:
продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
создании образа «потребного будущего».
При изучении курса «Культура речи» обучающиеся усовершенствуют
приобретенные навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут
работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в
них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий
и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;

 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
 анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;

 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
 демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по
аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся
сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического или формализованного (символьного) представления в
текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;

 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 выражать свое отношение к природе через сочинения, устные выступления.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и

письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13.Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
–
ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том
числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов,
создание презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.























Предметные результаты
Выпускник научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных
функциональных разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых
типов речи
(повествование, описание,
рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли,
основной и дополнительной информации, принадлежности к функциональносмысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
использовать знание алфавита при поиске информации;
различать значимые и незначимые единицы языка;
проводить орфоэпический анализ слова;
определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в
соответствии с акцентологическими нормами;
проводить лексический анализ слова;
опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и
морфологический анализ в практике правописания;
опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении
расстановки знаков препинания в предложении;
использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого









результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь
объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и
читательского опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач.
Формой аттестации по итогам изучения курса является устное
собеседование

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Значимость речевой культуры для духовной жизни общества
Соотношение понятий ―язык‖ и ―речь‖ в современном языкознании.
Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования.
Зарождение нормы в языке. Изменчивость нормы. Норма - одна из
составляющих национальной культуры. Императивные (обязательные) и
диспозитивные (вариантные) нормы. Первый закон экономии языковых
средств. Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации
(уподобления). Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей
речи. Понятие речи. Общая характеристика. Особенности.
Качества хорошей речи
Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность,
логичность, выразительность, уместность - основные качества хорошей речи.
Виды правильности речи. Окказиональность «как особая правильность» в
художественном тексте. Богатство речи и способы проявления языкового
богатства.
Техника речи
Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыхания. Этапы тренировки
фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над
голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы

над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы
над интонационно-мелодической структурой высказывания.
Орфоэпические нормы
Произношение гласных. Произношение согласных. Произношение
заимствованных слов. Орфоэпические словари русского языка.
Акцентологические нормы
Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке.
Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости
от принадлежности к определенной части речи. Акцентологический
минимум.
Лексические нормы
Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как
правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм.
Грамматические нормы
Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная
норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной
нормы в словообразовании.
Правила согласования, образования и употребления форм рода, числа и
падежа.
Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
Нарушения норм согласования и управления. Грамматическая основа
предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления
однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных
оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения,
смешение прямой и косвенной речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

1

2
3
4

5

Тема занятия

Речевая культура – часть
общечеловеческой культуры.
Культура языка. Культура
речи.
Язык и речь.

КолВид деятельности /
во
форма занятия
часов
Речевая норма (8 ч.)
1
Познавательная
деятельность / беседа

1

Языковая норма как
историческая категория.
Понятие нормы в современной
лингвистике.

1

Формирование норм
литературного языка.
Признаки нормы.

1

1

Познавательная
деятельность / беседа
Познавательная
деятельность / беседа
Познавательная
деятельность /
дискуссия
Познавательная
деятельность /
дискуссия

Дата проведения
по
по
плану
факту

Примечание

Познавательная
деятельность / беседа
7 Эволюция языковых норм.
1
Познавательная
деятельность /
конференция
8 Типология норм.
1
Познавательная
деятельность / беседа
Качества хорошей речи (5 ч.)
9 Основные качества хорошей
1
Познавательная
речи. Общая характеристика.
деятельность / беседа
10 Правильность как основа
1
Познавательная
хорошей речи.
деятельность /
дискуссия
11 Содержательность хорошей
1
Познавательная
речи.
деятельность /
дискуссия
12 Выразительность и гибкость
1
Познавательная
хорошей речи Уместность и
деятельность /
доступность хорошей речи.
дискуссия
13 Точность речи.
1
Познавательная
деятельность /
дискуссия
Техника речи (5 ч.)
14 Дыхание как основа звучащей
1
Познавательная
речи.
деятельность / беседа,
практикум
15 Голос. Его основные качества.
1
Познавательная
деятельность / беседа,
практикум
16 Дикция как обязательный
1
Познавательная
компонент техники речи.
деятельность \ беседа,
практикум
17 Интонационно-мелодическая
1
Познавательная
структура высказывания.
деятельность / беседа,
практикум
18 Практическая работа по теме
1
Познавательная
«Техника речи».
деятельность \
практикум
Орфоэпические нормы (2 ч.)
19 Произношение гласных и
1
Познавательная
согласных.
деятельность / беседа,
практикум
20 Произношение
1
Познавательная
заимствованных слов.
деятельность / беседа,
практикум
Акцентологические нормы (2 ч.)
21- Особенности постановки
2
Познавательная
22 ударения в русском языке
деятельность / беседа,
практикум, минипроект
Лексические нормы (2 ч.)
6

Понятие вариантов норм.

1

Познавательная
деятельность / беседа,
практикум
24
1
Познавательная
деятельность / беседа,
практикум
Грамматические нормы (8 ч.)
25 Словообразовательная норма
1
Познавательная
как система правил
деятельность / беседа,
построения слов в языке.
практикум
26- Образование форм различных
3
Познавательная
28 частей речи.
деятельность / беседа,
практикум, минипроект
29- Синтаксические нормы.
3
Познавательная
31
деятельность / беседа,
практикум, минипроект
32 Практикум по теме
1
Познавательная
«Грамматические нормы».
деятельность /
практикум
Повторение и обобщение изученного (2 ч.)
33 Промежуточная аттестация.
1
Познавательная
деятельность /
собеседование
34 Практикум по теме «Нормы
1
Познавательная
русского литературного
деятельность /
языка».
практикум
23

Лексические нормы - правила
использования и сочетания
слов в речи.
Лексические ошибки.

1

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Устное собеседование
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
Участник итогового собеседования получает зачѐт в случае, если за
выполнение всей работы он набрал 10 или более баллов.
Задание 1. Чтение текста вслух
Интонация
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
ИЧ
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
Темп чтения
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
ТЧ
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
Максимальное количество баллов

1
0
1
0
2

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведѐнного
высказывания
П1

П2

П3

П4

Г

О

Р

ИСК.

Критерии оценивания пересказа
Сохранение при пересказе микротем текста
Все основные микротемы исходного текста сохранены
Упущена или добавлена одна или более микротем.
Упущены или добавлены более двух микротем
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет.
Допущены фактические ошибки (одна и более)
Работа с высказыванием
Приведѐнное высказывание включено в текст во время пересказа
уместно, логично.
Приведѐнное высказывание включено в текст во время пересказа
неуместно
и/или
нелогично,
или
приведѐнное высказывание не включено в текст во время пересказа.
Способы цитирования
Ошибок нет.
Допущены ошибки при цитировании (одна и более).
Максимальное количество баллов

2
1
0
1
0
1

0

1
0
5

Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)*
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет.
1
Допущены грамматические ошибки (одна и более).
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово
1
в тексте с поставленным ударением).
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)
0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
1
или допущено не более трѐх речевых ошибок.
Допущены речевые ошибки (четыре и более).
0
Искажения слов
Искажений слов нет.
1
Допущены искажения слов (одно и более).
0
Максимальное количество баллов
4

* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то
по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2
(P1) ставится не более двух баллов.

Максимальное количество баллов за работу с текстом (задания 1 и 2) –
11.
Задание 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
М1
Выполнение коммуникативной задачи
Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее
10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют.
Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной
задачей,
но допустил фактические ошибки,
и/или привѐл менее 10 фраз по теме высказывания.
М2
Учѐт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации.
Условия речевой ситуации не учтены.
М3
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения: логические ошибки
отсутствуют, последовательность изложения не нарушена.
Высказывание
нелогично,
изложение
непоследовательно.
Присутствуют логические ошибки (одна или более).
Максимальное количество баллов

1

0

1
0

1
0
3

Задание 4. Диалог
Критерии оценивания диалога (Д)
Участник справился с коммуникативной задачей. Даны ответы на все
Д1
вопросы в диалоге.
Ответы на вопросы не даны или даны односложные ответы.
Д2
Учѐт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации.
Условия речевой ситуации не учтены.
Максимальное количество баллов
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (Р2)*
Г
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет.
Допущены грамматические ошибки (одна и более).
О
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
или допущено не более двух орфоэпических ошибок.
Допущены орфоэпические ошибки (три и более)
Р
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
или допущено не более трѐх речевых ошибок
Допущены речевые ошибки (четыре или более)
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря,
РО
используются разнообразные синтаксические конструкции.

1
0
1
0
2

1
0
1
0
1
0
1

По этому критерию участник собеседования получает 1 балл
только в случае, если 1 балл получен по критерию «Соблюдение
речевых норм»
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря,
и/или используются однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов

0
4

Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то
по критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4
(P2) ставится не более двух баллов.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Название темы, раздела

Дата
по
КТП

Причина корректировки

Дата
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».