Этюд 5-7 кл

1. Пояснительная записка
-Нормативное основание
Рабочая
программа
курса
«Этюд»
предназначена
для
реализации общекультурного направления
внеурочной
деятельности
в
соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации от
29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Минобрнауки образования
РФ от
17.12.2010 г. № 1897 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом основной
образовательной программы основного общего образования в новой редакции,
утвержденной приказом от 28.08.2020г. № 129Б/01-10.
Средством реализации рабочей программы курса
«Этюд» является
учебники:
-Горяева Н.А., под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство.
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. - М: Просвещение,
2020 г.,
-Неменская Л.А., под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство.
Искусство в жизни человека. 6 класс. - М: Просвещение, 2020 г.,
-А.С. Питерских, Г.Е. Гуров, под ред. Неменского Б.М. Изобразительное
искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс. - М: Просвещение,
2020 г.
-Место предмета в учебном плане:
Программа реализуется в 5-7 классах, рассчитана на 3 года, 0.5 часа в
неделю, по 17 часов в год в каждом классе, общее количество часов – 51 ч.
Возраст обучающихся- 11-13 лет, количество обучающихся в каждой
группе до 12 чел.
-Цели:
– развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся;
- формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
Задачи:
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного
видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к
сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения;
2) развитие визуально-пространственного мышления как формы
эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей,
воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное
творчество разных народов, классические произведения отечественного и
зарубежного искусства, искусство современности);

4) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись,
графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;
приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах
(театр и кино);
5) приобретение опыта работы различными художественными
материалами и в разных техниках в различных видах визуальнопространственных искусств, в специфических формах художественной
деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография,
видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация).
2. Планируемые результаты освоения внеурочного курса
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и
языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности
судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия
народов России и человечества (идентичность человека с российской
многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств,
находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических,
демократических
и
традиционных
ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных
интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию;
веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам
людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений
об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии
культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского
общества и российской государственности; понимание значения нравственности,
веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность

ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие
опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера (способность понимать художественные произведения, отражающие
разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого
способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое,
эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к
эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории
культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты
человека; потребность в общении с художественными произведениями,
сформированность активного отношения к традициям художественной культуры
как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися
основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с
информацией, участие в проектной деятельности. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При изучении курса «Этюд» обучающиеся усовершенствуют
приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят
их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме
(в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе курса «Этюд» обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче
средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они
получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе
разработки основной образовательной программы основного общего образования
образовательной организации в зависимости от материально-технического
оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и
образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия

для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
 анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы

действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся
сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
 демонстрировать
приемы
регуляции
психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной
напряженности),
эффекта
восстановления
(ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;

 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него
источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно
полученными данными.
7. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его
в
познавательной,
коммуникативной,
социальной
практике
и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;

формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций
и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;

 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии
с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с
другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание
презентаций и др.;
 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных
аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной
безопасности.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства,
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица,
солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских
образов;
 определять специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства;
 создавать самостоятельные варианты орнаментального построения
вышивки с опорой на народные традиции;
 создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении;
 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы
и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических
элементов;
 владеть практическими навыками выразительного использования
фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
 распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной
росписью в традиции одного из промыслов;
 характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на
основе народных традиций;
 различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
 различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов
других народов России;
 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
 создавать образы, используя все выразительные возможности
художественных материалов;
 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных
отношений;
 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых
предметов (кухонная утварь);
 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с
натуры из геометрических тел;
 строить изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы;
 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и
глубины пространства;
 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное
напряжение в композиции натюрморта;
 творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
 применять перспективу в практической творческой работе;
 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках
наблюдаемого;
 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
 навыкам создания пейзажных зарисовок;
 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
 пользоваться правилами работы на пленэре;
 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и
представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством
эмоциональной выразительности живописного произведения;
 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической
организации плоскости изображения;
 различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
 определять композицию как целостный и образный строй произведения,
роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение
целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки,
использовать коллажные техники;
 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
 различать и характеризовать виды портрета;
 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными
материалами;
 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры,
по представлению, по памяти;
 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
 использовать графические материалы в работе над портретом;
 использовать образные возможности освещения в портрете;
 пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;
 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения;
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений
фигуры человека;
 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в
истории искусства;
 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
 характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над
жизнью;
 изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом;
 характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его
мировоззренческих позиций и идеалов;
 рассуждать о значении творчества великих русских художников в
создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
 творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;
 творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
 творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

 представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов
из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
 рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в
годы Великой Отечественной войны;
 описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
 творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому
историческому событию или историческому герою;;
 культуре зрительского восприятия;
 характеризовать временные и пространственные искусства;
 понимать разницу между реальностью и художественным образом;
 опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы
графическими материалами;
 представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства
и творчестве художников-анималистов;
 понимать сочетание различных объемов в здании;
 понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
 различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
 характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
 понимать плоскостную композицию как возможное схематическое
изображение объемов при взгляде на них сверху;
 осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
 применять в создаваемых пространственных композициях доминантный
объект и вспомогательные соединительные элементы;
 применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне
и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
 создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
 создавать практические творческие композиции в технике коллажа,
дизайн-проектов;
 называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
 характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
 применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икэбаны;
 использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных
объектов;
 отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
 использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

 раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке.
Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
 работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного пространства;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции)
в материале.
Выпускник получит возможность научиться:
 активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать
свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства;
 выделять признаки для установления стилевых связей в процессе
изучения изобразительного искусства;
 понимать специфику изображения в полиграфии;
 различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
 различать и характеризовать типы изображения в полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
 проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
 называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX
веков;
 называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века
и определять произведения пейзажной живописи;
 понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
 активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям
искусства;
 использовать навыки формообразования, использования объемов в
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные
макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
 создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции)
в материале;
 осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

 применять творческий опыт разработки художественного проекта –
создания композиции на определенную тему;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
 работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
 использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
 характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
 получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
 использовать
навыки
коллективной
работы
над
объемнопространственной композицией.
3. Содержание курса внеурочной деятельности.
1. Живопись
Первый год обучения. Начальные представления об основах живописи,
развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тѐплых и
холодных цветов. Контраст тѐплых и холодных цветов, эмоциональное изменение
цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чѐрной краской.
Практическая работа: освоение приѐмов получения живописного пятна.
Работа идѐт «от пятна», без использования палитры. Изображение пейзажей,
сказочных животных и птиц, растений, трав.
Второй год обучения. Углубление знаний об основных и о составных цветах,
о тѐплых и холодных, о контрасте тѐплых и холодных цветов. Расширение опыта
получения эмоционального изменения цвета путѐм насыщения его
ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чѐрной краской). Осваивается
способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной
выразительностью глухих цветов.
Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов
природы, цветов, камней, сказочных персонажей.
Третий год обучения. Знания учащихся расширяются получением
информации о существовании дополнительных цветов. Зелѐный, фиолетовый и
оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь
раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучание
своих пар. Знакомство с живописным приѐмом подмалѐвок, накопление навыков
насыщения цвета тѐплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом.
Практическая работа: изображение с натуры объектов природы — цветов,
веток, фантастических фигурок.
Четвѐртый год обучения. Развитие у детей цветовосприятия через
выполнение ряда заданий на уже знакомые приѐмы работы с цветовым пятном.
Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной
выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов —
освоение детьми знаний о тѐмном пятне как пятне цветном. В связи с этим
выполнение задания на изображение цветных теней.
Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей,
натюрмортов, природных объектов, сказочных

2. Графика
Первый год обучения. Знакомство с выразительными средствами этого вида
станкового искусства. Выразительность линии, которую можно получить путѐм
разного нажима на графический материал.
Первичные представления о
контрасте
тѐмного и светлого пятен, о вариантах создания тонового пятна в графике;
ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами.
Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы
и быта, насекомых, тканей.
Второй год обучения. Продолжение освоения выразительности графической
неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных,
свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой
линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал
(карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с
другими графическими материалами — углѐм, сангиной, мелом и со спецификой
работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования
цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста
тѐмного и светлого пятен в создании графического образа.
Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека,
предметов быта.
Третий год обучения. Расширение знаний о выразительности языка графики
и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на
картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа
штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более
выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритма
элемента и контраста тѐмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной
перспективой при изображении пейзажей с двумя-тремя планами.
Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви,
сказочных персонажей, фактуры тканей.
Четвѐртый год обучения. Закрепление знаний о языке выразительности
графики, использование знакомых приѐмов работы, выполнение творческих
заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста.
Освоение новых графических материалов (уголь, сангина, мел в различных их
сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на
передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая
учебная задача — рисование без отрыва от плоскости листа гелевой ручкой: от
начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не
отрывается от поверхности листа.
Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей,
натюрмортов, портретов.
3. Скульптура Первый год обучения. Знакомство с выразительными
возможностями мягкого материала для лепки — глиной и пластилином.
Получение сведений о скульптуре как трѐхмерном изображении, которое
располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон.
Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, сладостей.
Второй год обучения. Развитие навыка использования основных приѐмов
работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) со скульптурными

материалами — глиной и пластилином. Работа с пластикой плоской формы
(изображение листьев), изучение приѐмов передачи в объѐмной форме фактуры.
Практическая работа: лепка листьев, объѐмных форм (ваз), сказочных
персонажей.
Третий год обучения. Активное закрепление навыков работы с мягкими
скульптурными материалами. Ведение работы от общей большой массы без
долепливания отдельных частей. Изображение лежащих фигурок животных,
сидящей фигуры человека. Освоение приѐмов декоративного украшения плоской
формы элементами объѐмных масс, приѐмов продавливания карандашом,
передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов).
Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека,
декоративных украшений.
Четвѐртый год обучения. Новые знания и навыки — работа над рельефом.
Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом
пространства пластилиновой плиты около изображения, т. е. получение двух
уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в
мятом куске мягкого материала (пластилина, глины) с последующей доработкой
образа.
Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе.
Работа над рельефом.
4. Аппликация
Первый год обучения. Знакомство с разными техниками аппликации, а также
с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного
искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой
большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике
«вырезанная аппликация» дети осваивают приѐм работы с ножницами разной
величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами,
например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию
художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и особенности
фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых
составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем
более сложные тематические композиции.
Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов;
работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых
композиций).
Второй год обучения. Развитие навыка использования техники обрывной
аппликации, навыка работы с ножницами и получения симметричных форм.
Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или
трѐх цветовых гамм.
Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений,
овощей, фруктов.
Третий год обучения. Продолжение освоения обрывной и вырезанной
аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу
воздушной перспективы. Дополнительным приѐмом является использование в
аппликации фломастеров.
Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей.

Четвѐртый год обучения. Знакомство школьников с новыми материалами,
используемыми в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми
создаѐтся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно.
Знакомство с новым приѐмом использования не только самой вырезанной формы,
но и дырки, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на
плоскости цветового пятна и его дырки позволит получить новые
художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные
листья, из которых можно создать осенний пейзаж.
Практическая
работа:
изображение
пейзажей,
предметов
быта,
фантастических животных и растений из засушенных листьев.
5. Бумажная пластика
Первый год обучения. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его
возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание,
склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней
нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью
получения заданного образа.
Практическая работа: изображение уголка парка, отдельных предметов
пышных форм, детских горок, качелей, фонариков и т.д.
Второй год обучения. Знакомство с выразительностью силуэтного вырезания
формы, при котором в создании художественного образа участвует как
вырезанный белый силуэт, так и образовавшаяся после вырезания дырка.
Углубление представлений о получении объѐма с помощью мятой бумаги.
Практическая работа: изображение природных объектов (деревьев, кустов),
отдельных фигурок.
Третий год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой,
совершенствование приѐмов сминания, закручивания, надрезания. Работа над
объѐмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической
композицией, в которой используются различные приѐмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание пейзажей, парков, скверов, игровых
площадок (коллективные работы).
Четвѐртый год обучения. Закрепление навыков работы с белой бумагой,
совершенствование приѐмов сминания, закручивания, надрезания бумаги. Работа
над объѐмной, но выполненной на плоскости из белой бумаги пластической
композицией, в которой используются различные приѐмы сминания бумаги.
Практическая работа: создание образов танцующих фигур, фигур в
движении.
6. Работа с природными материалами
Первый год обучения. В качестве природных материалов используются
выразительные корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дѐрна, обработанное
водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объѐмных
пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных
природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов
включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги.
Практическая работа: изображение уголков природы.
Второй год обучения. Разнообразие природных материалов расширяется
введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек,
косточек, семян и т.д.

Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами,
уголков природы и других сюжетов (по выбору детей).
Третий год обучения. Особенностью работы с природными материалами
является использование более крупных природных форм. Например, при выборе
камней отдаѐтся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их
форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного
образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней как в
живописной манере, так и в декоративной.
Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях
образа с последующей дорисовкой.
Четвѐртый год обучения. Новые творческие задачи в работе с природным
материалом — выполнение тематических заданий. Известными материалами
учащиеся выполнят композиции на заданные темы на привычном куске картона
или в картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой)
крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит
более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики
пальцев.
Практическая работа: оформление уголков природы с включением
небольшого пространства воды, различных построек.
7. Организация и обсуждение выставки детских работ
Первый год обучения. Школьники вспоминают темы, изученные в течение
года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года
обучения учащиесяопределяют наиболее удачные произведения и пытаются
объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения
дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач.
Второй год обучения. При организации выставки педагог активизирует
общение детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то
новое, что они узнали на занятиях.
Третий год обучения.
Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения
достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных
качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказать и
критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи,
поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний,
полученных за год.
Четвѐртый год обучения. Обсуждение достигнутых результатов позволяет
подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных
его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности
школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг
наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в
процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу
отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной
выразительности изобразительного искусства.

4. Тематическое планирование

5 класс (17 ч.)
№
п/п

1

2

3

4

5

6

7

Тема занятия

Колво
часов

Дата проведения
По плану

Раздел 1. «Работа с природным материалом»(2 ч)
Вводный
урок.
Основы 1
художественного изображения. Виды
искусства.
Беседа: «Что такое флористика».
1
Понятия «композиция», «фон», «
основа».Практическая работа: создание
композиции из листьев.
Раздел 2. «Живопись (5 ч)
Акварель. Способы и приемы
1
рисования.Приѐм рисования посырому, или равномерноокрашенному
фону. Пейзаж родных мест.
Гуашь. Способы и приемы рисования.
Художественная культура и искусство
Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру
человека
«Монотипия» –нетрадиционная
техника рисования.Рисуем на
мелованной бумаге. Техника
отпечатка. Проработка деталей.
Краски и цвет. Пятно и ритм.
Изготовление сувениров. Закладки и
открытки.
Фантазия на тему «Космос»

1

1

1

1

Раздел 3. Графика (3 ч)
8
9

10

Техники рисования фломастерами,
1
маркерами, цветными карандашами
Рисунки в карандаше. Штрих. Рисунок 1
предметов –построение. Рисование
предметов с натуры.
Понятие форма и тон. Штриховка
1
карандашом и передача объема.
Раздел 4. Скульптура (2 ч)

По
факту

Примечание

11
12

Техника лепки пластилином, соленым
тестом.
Технология изготовления теста, его
свойства. Материалы для работы.

1
1

Раздел 5. Аппликация (2 ч)
13
14

Архитектура Киевской Руси.
Необычная мозаика.

2

Раздел 6. Бумажная пластика (2 ч)
15
16

Виды
бумаги,
назначение. 1
Правила безопасности труда и личной 1
гигиены на занятиях.
Моделирование
бумажных
цветов.
Практическая
работа:
изготовление декоративного панно
«Цветы» с использованием креповой
бумаги.
Промежуточная аттестация
Раздел 7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч)

17

Организация и обсуждение выставки 1
детских работ.
6 класс (17 ч.)

№
п/п

1
2

3
4
5

Тема занятия

Колво
часов

Дата проведения
По плану

Раздел 1. «Работа с природным материалом»(2 ч)
Вводный урок. Беседа: «Что такое 1
флористика».
Понятия «композиция», «фон», «
основа».
Практическая работа: создание
композиции из природного материала. 1
Раздел 2. «Живопись (6 ч)
Живопись красками. Натюрморт по 1
воображению. Композиция.
Пейзаж. Решение в цвете. Сюжет и
1
содержание в картине
Многослойная живопись. Рисование
1

По
факту

Примечание

6
7
8

предметов. Понятие
лессировки.Основы цветоведения
Нетрадиционные техники рисования

2

Кляксография. Рисование цветов.

1

Раздел 3. Графика (2 ч)
9

10

Приемы работы различными
графическими материалами
(карандаш,ручка, фломастер, уголь)
Граттаж.

1

1

Раздел 4. Скульптура (2 ч)
11
12

Техника лепки пластилином, соленым
тестом. Технология изготовления
теста, его свойства. Материалы для
работы. Фигурки-брошки

2

Раздел 5. Аппликация (2 ч)
13
14

Техника коллажа.

2

Раздел 6. Бумажная пластика (2 ч)
15
16

Промежуточная аттестация.
Виды бумаги, назначение. Правила
безопасности труда и личной гигиены
на занятиях. Трансформация плоского
листа бумаги, освоение его
возможностей.

1
1

Раздел 7. Организация и обсуждение выставки детских работ (1 ч)
17

Организация и обсуждение выставки 1
детских работ.
7 класс (17 ч.)

№
п/п

1

2

Тема занятия

Колво
часов

Дата проведения
По плану

Раздел 1. «Работа с природным материалом»(2 ч)
Вводный урок. Беседа: «Что такое 1
флористика».
Понятия «композиция», «фон», «
основа».
1

По
факту

Примечание

Создание эстампа с засушенных
листьев.
3

4
5
6
7

Раздел 2. «Живопись (5 ч)
Тема русского раздолья в пейзажной 1
живописи XIX века.
Художественный приѐм «заливка».
Рисование неба. Рисуем облака.
Нетрадиционные техники рисования
2
Пластилиновая живопись

2

Раздел 3. Графика (3 ч)
8

Специфика
изображения
в
полиграфии. Формы полиграфической 1
продукции Проектирование рекламы,
открытки, визитной карточки и др.
Рисуем буквицу. Работа в карандаше.

9

Рисование деревьев, цветов в технике 1
пера и туши, фломастер, линер

10

Использование карандашей в
рисовании цветов, животных, птиц.

1

Раздел 4. Скульптура (2 ч)
11
12

Техника лепки пластилином, соленым 2
тестом. Технология изготовления
изделий из теста, его свойства.
Материалы для работы. Фигуркиброшки. Обьемные изделия на каркасе
Раздел 5. Аппликация (1 ч)

13

Техника «вырезанная аппликация»

1

Раздел 6. Бумажная пластика (2 ч)
14
15

Промежуточная аттестация
Виды бумаги, назначение.
Правила безопасности труда и личной
гигиены на занятиях.
Трансформация плоского листа
бумаги, освоение его возможностей.
Здание как сочетание различных
объемов.

1

1

Раздел 7. Организация и обсуждение выставки детских работ (2 ч)

16
17

Организация и обсуждение выставки 2
детских работ.

5. Система оценки достижения планируемых результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида
результатов:
— текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
— промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
— итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
— через отчѐтные просмотры законченных работ.
— через результативное участие обучающихся в конкурсах и выставках детских
рисунков.
Формы аттестации:
Выставки
Призовые места на районных и областных конкурсах
Портфолио

6.Лист корректировки рабочей программы
Название темы, раздела
Дата по Причина корректировки
КТП

Дата по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».