Знатоки географии Режевского района 5-8 кл

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными
положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», на основании Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования,
утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 (в
редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Основной образовательной программы
основного общего образования в новой редакции, утвержденной приказом
директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10
Средством реализации рабочей программы внеурочного курса «Знатоки
географии» является учебное пособие «География Режевского района» под
редакцией: О.Ю. Гурьевских и др. Реж, 2019.
- Место предмета в учебном плане
Учебным планом внеурочной деятельности на реализацию курса «Знатоки
географии» отводится 9 часов в год на этапе основного общего образования в 5-8
классах из расчета 1 учебный час в неделю. Период реализации программы - 4
года.
Цель: владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание
взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими
явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его
среды.
Задачи:
1)формирование первичных компетенций использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации
в нем;
2) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации
к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае
природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
4)формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону,
России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Участниками данного курса являются обучающиеся 5-8 классов в возрасте 11-14
лет. Максимальное количество в группе – до 15 человек.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

1) Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на
базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов.
2) Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
3)
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4) Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах.
5) Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих
дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного
планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе
досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников
будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания
мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании
образа «потребного будущего».
При изучении обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом
уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию,
в том числе:
• систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в

виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных
диаграмм, опорных конспектов);
В ходе изучения курса «Знатоки географии Режевского района»
обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы
учебной
работы,
способствующей
воспитанию
самостоятельности,
инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности
учебной деятельности.
Регулятивные УУД

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки

самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
Познавательные УУД
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора
на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в
его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии

уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
 создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты
Выпускник научится:

выбирать источники географической информации (картографические,
статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных),
адекватные решаемым задачам;

ориентироваться
в
источниках
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика,
географического описания) географическую информацию, необходимую для решения
учебных и практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических
объектов;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах
отдельных территорий;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных
частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами
отдельных территорий России;

давать характеристику рельефа своей местности.

Выпускник получит возможность научиться:

ориентироваться на местности в природе;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде;

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении
социально-экономических и геоэкологических проблем человечества;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

наносить на контурные карты основные формы рельефа;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных
регионов России

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства
своего края.
3. Содержание программы курса внеурочной деятельности
Режевской район на карте Свердловской области.
Особенности географического положения Режевского района и своего населенного
пункта. Общие сведения о районе, включая протяженность и характер границ,
площадь его территории. Местоположение района на карте Свердловской области
и Российской Федерации.
Геологическое строение и полезные ископаемые.
Главные особенности тектонического и геологического строения территории
Режевского района. Основные этапы геологического развития в связи с историей
развития Среднего Урала и Зауралья. Роль внутренних процессов в формировании
наиболее важных месторождений полезных ископаемых. Имена ученых, которые
изучали геологическое строение, месторождения полезных ископаемых
Режевского района.
Рельеф.
Главные особенности размещения крупных форм рельефа на территории
Режевского района и их причины. Значение внутренних и внешних процессов в
формировании наиболее крупных форм рельефа. География форм рельефа района и
их характеристики. Неблагоприятные процессы и явления, влияющие на рельеф
территории района.
Климат и фенология.
Основные факторы формирования климата. Особенности распределения
температуры воздуха и осадков на территории района. Типичные и аномальные
количественные показатели климата Режевского района по сезонам года. Влияние

климатических условий на различные природные компоненты. Фенологические
особенности природы района.
Природные воды.
Характерные черты природных вод. Влияние рельефа и климата на особенности
рек района. Показатели р. Реж как основной реки района. Размещение и
особенности озер, водохранилищ, болот и подземных вод. Стихийные и опасные
явления, связанные с природными водами района.
Растительность, почвы и растительный мир.
Зональные типы растительности и почв Режевского района и особенности их
размещения. Причины, влияющие на размещение основных типов растительности
и почв по территории района. Типичные растения и растительные ресурсы района.
Охрана природы Режевского района.
История охраны природы Режевского района. Направления охраны природы
региона. Особо охраняемая природная территория (ООПТ). Какие категории
ООПТ расположены на территории Режевского района. Что такое «памятник
природы» и какие памятники природы существуют в районе. Особенности
природно-минералогического заказника «Режевской». Что такое Красная книга и
какие виды растений и животных района занесены в Красную книгу Свердловской
области.
Население и хозяйство Режевского района.
История хозяйственного освоения и заселения территории Режевского района.
История географических открытий на территории района. Сведения о
прохождении географических названий населенных пунктов, связанных с
освоением территории. Культурно-исторические особенности и традиции
населения Режевского района.
Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов

Вид деятельности/
Форма занятия

Дата
проведения
По
плану

1-2

Географическое
положение
Режевского
района и моего
села.

2

Познавательная / Исследование

3

Особенности
климата района

1

Познавательная/Исследование

По
факту

Примечание

4-5

Особенности
рельефа села
Арамашка.

2

Познавательная/Экскурсия,
организованная школьниками и
педагогом

6

Растительный и
животный мир
на территории
села

1

Познавательная/Экскурсия,
подготовленная обучающимися

7

Население и
хозяйство в селе
Арамашка

1

Познавательная/ практикум

8

Промежуточная
аттестация.
Подведение
итогов

1

Познавательная/конференция

6 класс
№
п/п

1

Тема занятия

Местоположение
района на карте
Свердловской
области
и
Российской
Федерации.

2-3 История
геологического
развития
территории
Режевского
района
4

5

Общие
закономерности
формирования
рельефа
Режевского р-на
Типичные
и
аномальные
количественные
показатели
климата
Режевского

Колво
часов

Вид деятельности/

1

Познавательная / Практикум

2

Познавательная/Конференция

1

Познавательная/Исследование

1

Познавательная/Исследование

Форма занятия

Дата
проведения
По
плану

По
факту

Примечание

района
по
сезонам года.
6

7

8

Влияние рельефа
и климата на
особенности рек
района.
Формирование
растительного
покрова
территории.
Население
и
хозяйство
Режевского р-на.

1

Познавательная/Практикум

1

Познавательная/Практикум

1

Познавательная/Конференция

Промежуточная
аттестация.
7 класс
№
п/п

Тема занятия

Колво
часов

Вид деятельности/
Форма занятия

По
плану

1

Общие сведения
о Режевском рне

1

Познавательная / Экскурсия,
организованная школьниками и
педагогом

2

Геологическое
строение
территории

1

Познавательная/Исследование

3

География форм
рельефа района
и их
характеристики.
Фенологические
особенности
природы
района.

1

Познавательная/Практикум

1

Познавательная/Исследование

5

Показатели р.
Реж как
основной реки
района.

1

Познавательная/Исследование

6

Почвы
Режевского р-на

1

Познавательная/Практикум

4

Дата
проведения
По
факту

Примечание

7

История охраны
природы.

1

Познавательная/Конференция

8

История
хозяйственного
освоения и
заселения
территории
Режевского
района.

1

Познавательная/Конференция

Промежуточная
аттестация.

8 класс
№
п/п

1

2

3

4

5
6

7

Тема занятия

Режевской район
на
карте
Свердловской
области.
Полезные
ископаемые
района
Неблагоприятные
процессы
и
явления,
влияющие
на
рельеф
территории
района.

Подземные воды
и
источники
водоснабжения
р-на
Животный мир
Режевского р-на
Охраняемые
природные
территории
История
географических

Колво
часов

Вид деятельности/

1

Познавательная / Практикум

1

Познавательная/Исследование

1

Познавательная/Исследование

1

Познавательная / Экскурсия,
организованная школьниками и
педагогом

1

Познавательная/Исследование

1

Познавательная/Практикум

1

Познавательная/Исследование

Форма занятия

Дата
проведения
По
плану

По
факту

Примечание

открытий
территории
района.

на

8-9 Культурноисторические
особенности
традиции
населения
Режевского
района.

2

Познавательная/Конференция

и

Промежуточная
аттестация.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Критерии оценивания работы (презентации)
Критерий 1. Содержание (актуальность, соответствие содержания
теме, раскрытие темы, логичность, доступность).
Содержание не актуально, не соответствует содержанию темы, тема не
раскрыта, отсутствует логичность, изложение материала не доступно
Тема актуальна, но содержание не соответствует теме
Тема актуальна, содержание соответствует теме, но тема раскрыта
частично или материал изложен не логично
Соответствует критерию полностью
Критерий 2. Оригинальность собранного материала
Материал не новый, транслировался ранее
Новизна материала присутствует частично
Материал новый, но представлен не оригинально
Соответствует критерию полностью
Критерий 3. Использование
мультимедиа (аудио – и
видеофрагменты, графика, анимация и пр.)
Критерий полностью отсутствует
Анимация присутствует, но нет в содержании аудио - видеофрагментов
Присутствие мультимедиа в презентации, но все фрагменты корректно
открываются
Соответствует критерию полностью
Критерий 4. Оформление презентации
Полностью не соответствует требованиям критерия
Не соответствует двум требованиям в рамках критерия
Не соответствует одному требованию критерия
Презентация оформлена эстетично, орфографически грамотно,
оригинально, в едином стиле.
Критерий 5. Выступление докладчика.
Полностью не соответствует требованиям критерия

0
1
2
3

0
1
2
3

0
1
2
3
0
1
2
3

0

Не соответствует двум требованиям в рамках критерия
1
Не соответствует одному требованию критерия
2
Содержание презентации не дублирует, а дополняет и иллюстрирует 3
устное выступление, раскрываются ключевые моменты, представленные
на слайдах; докладчик демонстрирует умение отвечать на вопросы,
владение информацией.
Максимальное количество баллов 15
Менее 7 баллов – «незачёт», 7 и более баллов - «зачёт»,

ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
В конце учебного курса внеурочной деятельности «Знатоки географии» ученики
каждой группы представляют отчет – индивидуальную презентацию.
6. Лист корректировки рабочей программы
Название темы, раздела

Дата
по
КТП

Причина корректировки

Дата
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».