Природа родного края 5-8 кл

1.Пояснительная записка:
- Нормативное основание
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с
основными положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17
декабря 2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Основной
образовательной программы основного общего образования в новой
редакции, утвержденной приказом директора от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10.
Средством реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности
«Природа родного края» является учебное пособие О.Ю. Гурьевских, В.Г.
Капустин. География Режевского городского округа, г. Реж 2019 г.
- Место предмета в учебном плане
На изучение курса « Природа родного края» в плане внеурочной
деятельности предусмотрен 1 час в неделю на протяжении четверти, 8 часов
в год.
Срок реализации программы 4 года.
- Цель: изучение природы родного края,
бережного отношения к окружающей среде.

воспитание ответственного и

Задачи:
- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях
ее развития;
- создать условия для знакомства обучающихся с многообразием
окружающего растительного и животного мира родного края, отметить
значимость растений и животных для всего живого и для жизни человека;
обеспечить
условия
для
воспитания
и
развития
чувства
личной ответственности за природу родного края и бережного отношения к
ней;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать
последствии деятельности человека в природе; выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости
действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных.
Участники курса внеурочной деятельности - обучающиеся 5 - 8 классов,
максимальное количество обучающихся в группе – 15 человек.

2. Результаты освоения курса
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве
гражданина
России).
Осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к культуре, традициям, ценностям народов
России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики. 5.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта
общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу,
готовность к конструированию образа допустимых способов диалога).
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие

опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к
исследованию природы).
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система,
факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. На занятиях
курса внеурочной деятельности будет продолжена работа по формированию
и развитию основ читательской компетенции.
При изучении курса внеурочной деятельности обучающиеся
усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с
информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами,
преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в
том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и
интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в
сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядносимволической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт
понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся
усовершенствуют опыт проектной деятельности как особой формы
учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности,
инициативности, ответственности.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных
учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
 анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
 идентифицировать собственные проблемы и определять главную
проблему;

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и
существующих возможностей;
 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной
цели деятельности;
 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на
ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта,
проведения исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;
 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения
или отсутствия планируемого результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик продукта/результата;
 устанавливать связь между полученными характеристиками
продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта;
 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и
способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или
самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью
деятельности;
 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
 фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе
взаимопроверки;
 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
 принимать решение в учебной ситуации и нести за него
ответственность;
 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной
задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося
продукта учебной деятельности;

 демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/
эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления
проявлений
утомления),
эффекта
активизации
(повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
 выделять общий признак двух или нескольких предметов или
явлений и объяснять их сходство;
 объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия
явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности
информации;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе
возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно

полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе
предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 критически оценивать содержание текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
 проводить причинный и вероятностный анализ экологических
ситуаций;
 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на действие другого фактора;
 распространять экологические знания и участвовать в практических
делах по защите окружающей среды;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения,
модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного
использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми
системами, словарями;

 формировать множественную выборку из поисковых источников
для объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей
деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого,
различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы),
факты; гипотезы, аксиомы, теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
 строить позитивные отношения в процессе учебной и
познавательной деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен);
 критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать
его;
 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
 выделять общую точку зрения в дискуссии;
 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые средства;
 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации

с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с
собеседником;
 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;
 использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации
непосредственно после завершения коммуникативного контакта и
обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее –
ИКТ). Обучающийся сможет:
 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
 выбирать, строить и использовать адекватную информационную
модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных
языков в соответствии с условиями коммуникации;
 выделять информационный аспект задачи, оперировать данными,
использовать модель решения задачи;
 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач.
Форма представления итоговых результатов – творческая работа.
3. Содержание курса внеурочной деятельности «Природа родного
края»
Царство Растения
Многообразие и значение растений родного края. Общее знакомство с
цветковыми растениями родного края. Условия обитания растений. Среды
обитания растений родного края.
Многообразие растений
Классификация растений родного края. Отдел Голосеменные,
отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные
(Цветковые), отличительные особенности. Русская береза. Распространение.
Праздники на Руси,
связанные с березой. Области применения
голосеменных и покрытосеменных растений. Классификация растений
родного края. Болотная растительность. Растительность низинных и

верховых болот. Ягодные растения, произрастающие в болотах. Костяника,
Черника, Клюква, Брусника, Жимолость, Багульник. Использование ягодных
культур человеком. Значение болотных и ягодных культур.
Царство Животные.
Общее знакомство с животными родного края. Класс Птиц. Общая
характеристика класса Птицы РГО. Места обитания и особенности внешнего
строения птиц. Кочующие, осѐдлые и перелѐтные птицы Сезонные явления в
жизни птиц. Экологические группы птиц. Значение птиц в природе и жизни
человека. Охрана птиц.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие.
Среды жизни млекопитающих. Особенности животного мира на территории
Режевского городского округа. Нервная система и поведение
млекопитающих, рассудочное поведение. Охраняемые растения и животные
нашего края.
Класс Рыбы. Общая характеристика класса Рыб РГО. Места обитания и
особенности внешнего строения рыб. Особенности рыб, обитающих на
территории родного края
Класс Насекомые. Общая характеристика класса Насекомые. Среды жизни
насекомых. Особенности
животного мира на территории Режевского
городского округа.
Охрана природы Режевского городского округа
Охраняемые природные территории Режевского городского округа.
Памятники природы РГО. История охраны природы.
На занятиях внеурочной деятельности используются следующие виды
деятельности:
o
o
o

Игровая деятельность
Познавательная деятельность
Проблемно – ценностное общение

4. Тематическое планирование
5 класс
№
п/п

1

2

Тема занятия

Форма

Колво

деятельности

часов

Вид

Дата
проведения
По
плану

Примечание

По
факту

Вводное занятие «Что Познавательная/
1
означает слово
Игра
экология»
Растительный мир (3ч.)
1.Растения родного
края.

Проблемно ценностное
общение/

1

Групповая беседа
3

2. О чем шепчут
деревья

Познавательная/

1

Экскурсия

Экскурсия «По
тропинке в лес
пойдем»
4

3. Интеллектуальная
игра «Нет дерева
сердцу милей»

Познавательная/

1

Игра

Пернатые друзья. Птицы родного края (2ч.)
5

Кочующие, осѐдлые и
перелѐтные птицы.
Охрана и привлечение
птиц. «Это интересно»

Проблемно –
ценностное
общение/
Групповая беседа

1

6

Экологическая акция
«Покорми птиц»

Познавательная/

1

Акция

Животный мир. Обитатели Режевского городского округа (2 ч.)
7

8

Звери, обитающие на
территории РГО.
Особенности
животного мира.

Проблемно –
ценностное
общение/
Групповая беседа

1

Итоговое занятие
«Береги природу»
Красная книга –
важная книга»
Охраняемые растения
и животные нашего
края.
Промежуточная

Проблемно –
ценностное
общение,
Познавательная/

1

Игра

аттестация.

Тематическое планирование 6 – 8 классы
№
п/п

1

2

Тема занятия

Форма
Вид

Колво

деятельности

часов

Дата
проведения
По
плану

По
факту

Вводное занятие «Что Познавательная/
1
означает слово
Игра
экология»
Растительный мир (2ч.)
1.Растения родного
края. Редкие и
исчезающие виды
растений, обитающих

Проблемно ценностное
общение/

1

Групповая беседа

на территории РГО

3

2. Растительность
болот. Ягодные
культуры

Познавательная/

1

Групповая беседа

Животный мир Режевского городского округа (3ч)
4

«Изучаем животных
Режевского района»

Проблемно –
ценностное
общение/
Групповая беседа

1

Беспозвоночные
животные. Класс
насекомые. Отряды
бабочек.

Познавательная/

1

Рыбы, обитающие в
реках РГО

Проблемно –
ценностное
общение/
Групповая беседа

Следы таежных
животных
5

6

Игра

1

Охрана природы Режевского городского округа (2 ч.)
7

Охраняемые
природные
территории
Режевского

Проблемно –
ценностное
общение/
Групповая беседа

2

Примечание

8

городского округа
Итоговое занятие
«Береги природу»
История охраны
природы родного края.
Промежуточная
аттестация.

Проблемно –
ценностное
общение,
Познавательная/

1

Игра

5. Система оценки достижения планируемых результатов
Критерии
1.Актуальность
выбранной темы

Высокий уровень
В работе обоснована
актуальность выбранной
темы, ее практическая
значимость
Имеется
четкая
структура
работы,
которая соответствует
целям
и
задачам,
поставленным в работе.
Названия
разделов
соответствуют названию
работы

Средний уровень
В
основном
актуальность темы
и
проблемы
определены
В структуре работы
имеются небольшие
рассогласования в
названиях разделов
и содержания. Не
корректно
выражены названия
разделов.

Низкий уровень
Слабо обозначена
актуальность темы
и не обозначены
проблемы работы
Плохо
прослеживается
структура работы,
не
выделены
разделы,
не
составлено
содержание.

В работе определены
объект
и
предмет
исследования,
поставлена цель работы,
определены
задачи,
предложены
методы
исследования.
4.
Оформление Работа оформлена по
работы
всем правилам, имеются
ссылки на литературу,
представлены
схемы,
изображения, графики,
нет
грамматических
ошибок.

Не
разделены
предмет и объект
исследования,
имеются отдельные
рассогласования в
задачах и целях
работы.
Имеются
нарушения
в
оформлении
работы. Не везде
есть
ссылки
на
изучаемую
литературу,
имеются
грамматические
ошибки.

В
работе
не
определены
предмет и объект
исследования,
практически
не
определены цели и
задачи работы.
Отсутствуют
ссылки
на
литературу,
имеются
грамматические
ошибки,
некорректно
оформлены
заголовки.

2. Структура
выполненной
работы

3.Степень
разработки
методологического
аппарата

6. Лист корректировки рабочей программы
Название темы, раздела
Дата
Причина корректировки
по
КТП

Дата
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».