1.Пояснительная записка: - Нормативное основание Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Закона Российской Федерации от 29. 12. 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года №1897 (в редакции от 31.12.2015 г.), с учетом Основной образовательной программы основного общего образования в новой редакции, утвержденной приказом директора 27 от 28. 08. 2020 г. № 129Б/01-10. Средством реализации рабочей программы внеурочного курса «По следам истории родного» является учебное пособие «География Режевского района» под редакцией: О.Ю. Гурьевских и др. Реж, 2019. - Место предмета в учебном плане Планом внеурочной деятельности на реализацию курса «По следам истории родного края» отводится 1 час в неделю в течении одной четверти в 5-8 классах. Всего 35 часов в год. Период реализации программы - 4 года. Цель: создание условий для осознания значимости истории родного края как части российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур. Задачи: 1) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 2) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 3) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего малой родины, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней; 4) воспитание уважения к историческому наследию народов России, населяющих родной край; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. Участниками данного курса являются обучающиеся 5-8 классов в возрасте 11-14 лет. Максимальное количество – до 15 человек. 2.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности: 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 3. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. 5. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности). 6. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). Метапредметные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении внеурочного курса «По следам истории родного» усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); В ходе изучении внеурочного курса «По следам истории родного» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; Познавательные УУД Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы: • базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества на примере истории родного края; • способность применять исторические знания для общественных событий и явлений прошлого и современности; осмысления • умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; • умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками музеев родного края; • уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей малой родины. 3. Содержание программы курса внеурочной деятельности Тема 1. Моя малая родина. Понятие малой Родины. Первоначальные исторические сведения о названии нашего города и села, застройках, занятиях людей. Экскурсия по деревням. История возникновения нашего района, села. Тема 2. Символика Режевского района. История создания первых символов города Реж: герб, флага. Основные идеи. Тема 3.Знаменитости района и родного села. История в лицах: имена основателей. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Труженики тыла, вдовы ветеранов ВОВ. Современные личности, внесшие вклад в развитие родного края. Тема 4. По улицам Режа и родного села. История названия улиц в прошлом и настоящем. События, связанные с названием улиц. Исторические личности в названиях улиц. Тема 5. Памятные места района. Памятники и история их возникновения. Достопримечательности родного края. Тема 6. Фольклор моего края, села. Устное народное творчество села. Семейно-бытовые обряды. Национальные игры, праздники. Детский фольклор. Тема 7. Наша школа. История моей школы. Первые выпускники. Символика родной школы. Школьные традиции. Директора школы. Знаменитые выпускники. Тема 8. Я и моя семья. Моя семья. Моя родословная. «Старая фотография рассказала». Семейные реликвии. Памятные вещи. 4.Тематическое планирование 5 класс (1-й год изучения) № п/ п 1 Тема занятия История возникновения нашего села. Колво часов Вид деятельности/ 1 Познавательная/Экскурсия, организуемая учителем. 1 Туристско-краеведческая деятельность/ краеведческая экскурсия Форма занятия По плану 2 Музей – «машина времени» 3 История в лицах: 1 имена основателей. Познавательная/ История названия села. 1 Познавательная/Экскурсия, организуемая обучающимися и учителем. 1 Туристско-краеведческая деятельность/ краеведческая экскурсия 4 улиц Исследование 5 Достопримечате льности села. 6 Семейно1 бытовые обряды. Познавательная/ История школы. Познавательная/ 7 8 моей 1 Семейные 1 реликвии. Промежуточная аттестация. Дата проведения Исследование Исследование Познавательная/ Конференция По факту Примечани е 6 класс (2-й год изучения) № п/ п 1 Тема занятия История возникновения нашего района. Колво часов 1 Вид деятельности/Форма занятия По плану Познавательная/ Экскурсия, учителем. организуемая 2 Главные района. символы 1 Познавательная/Практикум 3 История школьного 1 музей. Познавательная/Экскурсия, организуемая учителем. Земляки-участники Великой Отечественной войны. Познавательная/Конференц ия 4 1 5 История названия 1 улиц г.Реж. Туристско-краеведческая деятельность/ краеведческая экскурсия 6 Достопримечательн 1 ости Режа. Туристско-краеведческая деятельность/ краеведческая экскурсия 7 Устное народное 1 творчество села. Досугово-развлекательная деятельность/ Праздничный концерт Первые 2 выпускники нашей школы. Промежуточная аттестация. Познавательная/ 89 Дата проведения Экскурсия, организуемая обучающимися и учителем. По факту Примечани е 7 класс (3-й год изучения) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8-9 Тема занятия История возникновения г.Реж Колво часов Вид деятельности/Форма занятия По плану 1 Познавательная/Экскурсия, организуемая учителем. 1 Познавательная/Практикум 1 Туристско-краеведческая деятельность/ краеведческая экскурсия Труженики 1 тыла, вдовы ветеранов ВОВ. Досугово-развлекательная деятельность/Праздник, организуемый учениками и педагогом для тружеников тыла. Исторические 1 личности в названиях улиц района. Познавательная/Экскурсия, организуемая обучающимися и учителем. Национальные игры, праздники нашего села. Познавательная/ История создания первых символов города Реж. Музеи г.Реж Символика родной школы. 1 Исследование 1 Памятные вещи 1 моей семьи. Промежуточна я аттестация. Дата проведения Познавательная/ Исследование Познавательная/ Конференция По факту Примечание 8 класс (4-й год изучения) № п/п 1 Тема занятия Экскурсия деревням Колво часов по 1 Вид деятельности/Форма занятия По плану Познавательная/Экскурсия, организуемая обучающимися и учителем. . Современные 1 личности, внесшие вклад в развитие родного края. Познавательная/Исследование 3 Краеведческие музеи района. 1 Познавательная/Экскурсия, организуемая учителем. 4 Достопримечате льности Режевского района. 1 Туристско-краеведческая деятельность/ краеведческая экскурсия 5 Исторические 1 события, связанные с названием улиц родного края. Познавательная/Экскурсия, организуемая обучающимися и учителем. 6 Детский фольклор нашем селе. Досугово-развлекательная деятельность/ Праздничный концерт 2 1 в Дата проведения 7 Первые 1 директора, учителя и знаменитые выпускники нашей школы. Познавательная/Конференция 8-9 Моя 2 родословная. Промежуточная аттестация Познавательная/Практикум По факту Примечани е 5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Критерии оценивания работы (презентации) Критерий 1. Содержание (актуальность, соответствие содержания теме, раскрытие темы, логичность, доступность). Содержание не актуально, не соответствует содержанию темы, тема не раскрыта, отсутствует логичность, изложение материала не доступно Тема актуальна, но содержание не соответствует теме Тема актуальна, содержание соответствует теме, но тема раскрыта частично или материал изложен не логично Соответствует критерию полностью Критерий 2. Оригинальность собранного материала Материал не новый, транслировался ранее Новизна материала присутствует частично Материал новый, но представлен не оригинально Соответствует критерию полностью Критерий 3. Использование мультимедиа (аудио – и видеофрагменты, графика, анимация и пр.) Критерий полностью отсутствует Анимация присутствует, но нет в содержании аудио - видеофрагментов Присутствие мультимедиа в презентации, но все фрагменты корректно открываются Соответствует критерию полностью Критерий 4. Оформление презентации Полностью не соответствует требованиям критерия Не соответствует двум требованиям в рамках критерия Не соответствует одному требованию критерия Презентация оформлена эстетично, орфографически грамотно, оригинально, в едином стиле. Критерий 5. Выступление докладчика. Полностью не соответствует требованиям критерия Не соответствует двум требованиям в рамках критерия Не соответствует одному требованию критерия Содержание презентации не дублирует, а дополняет и иллюстрирует устное выступление, раскрываются ключевые моменты, представленные на слайдах; докладчик демонстрирует умение отвечать на вопросы, владение информацией. 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 Максимальное количество баллов 15 Менее 7 баллов – «незачёт», 7 и более баллов - «зачёт», ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В конце курса внеурочной деятельности «По следам истории родного края» ученики каждой группы представляют отчет – индивидуальную презентацию. 6. Лист корректировки рабочей программы Название темы, раздела Дата по КТП Причина корректировки Дата по факту