1 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ФГОС ООО, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897, с учетом Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора от 27.08.2015 г. № 105А/01-24 с изменениями. Место курса в Плане внеурочной деятельности. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Проектная мастерская» разработана для обучающихся 5-8 классов. В каждом классе по полугодию, 1 час в неделю. В 5, 6, 7, 8 классах по 17 часов в год. Итого 68 часов. Срок реализации программы 4 года. Цель программы: создать условия для системного формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности у обучающихся. Задачи: формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности; формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; развивать познавательные потребности и способности, креативность, развивать коммуникативные навыки (партнерское общение); формировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); формировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Участники курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» - обучающиеся с 5 по 8 классы, то есть дети 11-15 лет. Максимальная наполняемость групп -15 человек. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные и метапредметные результаты Личностные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Межпредметные понятия Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования 2 своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); 3 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; 4 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; 5 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; 6 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. 12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. 7 Предметные результаты В результате работы по программе курса учащиеся узнают: основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация); понятия цели, объекта и гипотезы исследования; основные источники информации; правила оформления списка использованной литературы; правила классификации и сравнения, способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты); источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета) правила сохранения информации, приемы запоминания. Учащиеся научатся: выделять объект исследования; разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности, работать в группе; работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой, пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями; планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах; работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами. Формой представления итоговых результатов освоения курса является проект. Содержание курса внеурочной деятельности «Проектная мастерская» I. Теоретический блок . Способы мыслительной деятельности. Введение. Что такое проблема. Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры на внимание. Понятия: наблюдение, эксперимент, опыт. Учимся выдвигать гипотезы. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину». Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. Источники информации. Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Понятия: источник информации. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием. 8 Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”. Понятия: эксперимент, экспериментирование, анкетирование, анализ, синтез. Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы . Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и делать выводы. Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”. Понятия: Анализ, синтез, обобщение, главное, второстепенное. II. Практический блок. Мы - исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты. Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. III. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся Подготовка к защите. 9 Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Защита проектов. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. 5 класс (17 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: От проблемы к цели (3 ч). С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ). Модуль 2: Работа с каталогами (1 ч). Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием. Модуль 3: Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (3ч). Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Модуль 4: Практический блок (10 ч). Планирование работы над проектами. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Анкета, социальный опрос, интервью. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа в группах. Оформление работ, рецензирование. Защита проектов. 6 класс (17 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: От проблемы к цели (1 ч). Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование. Модуль 2: Наблюдение и эксперимент(2 ч). Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных. Модуль 3: Сам себе эксперт(2 ч). Понятия эталона, критерии оценки, оценка продукта проектной деятельности, самооценка. Модуль 4: Как работать вместе (2 ч). Понятие команды, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. Основные причины возникновения конфликта и способы продуктивного выхода из него. Модуль 5: Основы риторики и публичного выступления(10 ч). Стратегия успешного выступления, отличие устной речи от письменной речи. Использование ресурсных возможностей. Нормы речи при публичном выступлении. 7 класс (17 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: Введение. (3 ч). Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Реферат как научная работа. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. Модуль 2: Работа с каталогами (2 ч). Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Рецензия, отзыв. Модуль 3: От проблемы к цели и планированию деятельности (2 ч). Проект. Особенности и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов. Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы. 10 Модуль 4: Как работать в команде (2 ч). Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально. Составление плана работы. Сбор материалов, информации. Поиск литературы. Выбор формы реализации проекта. Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме. Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта. Модуль 5:Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (3 ч). Исследовательская работа. Структура. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности. Методы исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Отзыв. Рецензия. Модуль 6: Выступление (5 ч). Публичное выступление. Как знаменитые люди готовились к выступлениям. Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Защита проекта. 8 класс (17 часов, 1 час в неделю) Модуль 1: От проблемы к цели и планированию деятельности (1 ч). Введение в учебный курс. Выявление признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуация. Признаки желаемой ситуации. Планирование деятельности. Ресурсы. Модуль 2: Работа с каталогами (1 ч). Каталог. Составление каталогов. Поиск информации. Карточный и электронный каталог. Модуль 3: Работа со справочной литературой (1 ч). Виды справочной литературы. Информационные лакуны. Модуль 4: Способы первичной обработки информации (5 ч). Чтение текста с маркированием. Практическая работа-работа с текстами. Организация информации с помощью. Работа с терминами и понятиями. Коллаж. Способы первичной обработки информации. Введение проекта. Модуль 5: Как работать вместе (3ч). Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». Сам себе эксперт. Модуль 6: Выступление (3 ч). Планирование публичного выступления. Отбор примеров для выступления. Систематизация информационного материала. Как можно завершать выступление. Взаимодействие с аудиторией. Модуль 7: Ведение дискуссии ( 3 ч). Дискуссия – как основной вид коммуникации. Активное слушание. Вопросы. Аргументация. Коммуникативная игра. Защита проекта. 11 Тематическое планирование. № п/п Наименование разделов и тем Колво часов Дата проведения Форма занятия / вид деятельности По плану Примечание По факту 5 класс Модуль «От проблемы к цели» (3 часа) 1 2 3 Вводное занятие. С чего начинать проект-постановка проблемы. Проблема, объект исследования. Способы познания мира. Наблюдения, эксперимент, опыт. Умение составлять вопросы (вопрос, ответ). Гипотеза, прогнозирование (гипотеза, вопрос, ответ). 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом 1 Игровая/интеллектуа льная игра, организуемая педагогом Модуль «Работа с каталогами» (1 час) 4 Источник информации. Работа с книгой, со справочной литературой, с электронным изданием. 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом Модуль «Этапы работы в рамках исследовательской деятельности» (3часа) 12 5 6 7 Выбор темы исследования. Цели и задачи исследования. Методы исследования. Мыслительные операции. Практика. Анкетирование. Эксперимент. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. 1 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом Игровая/интеллектуа льная игра, организуемая педагогом Познавательная/ 1 детские исследовательские проекты, организуемые педагогом Модуль «Практический блок» (10 часов) 1 8 Планирование работы над проектами. Анкетирование, социальный опрос, интервьюирован ие. 1 9 Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа над проектом 3 Оформление презентации. 2 10 детские исследовательские проекты, организуемые педагогом Познавательная/ детские исследовательские проекты, организуемые педагогом 12 14 Познавательная/ детские исследовательские проекты, организуемые педагогом 11 13 Познавательная/ Познавательная/ детские 13 исследовательские проекты, организуемые педагогом 15 Оформление работ, рецензирование. 2 Защита проектов. 1 Познавательная/ детские исследовательские проекты, организуемые педагогом 16 Познавательная/ познавательные занятия мастерской: ролевой диалог. 17 6 класс Модуль «От проблемы к цели» (1 час) 1 Постановка проблемы. Постановка цели. Планирование 1 Познавательная/ детские исследовательские проекты, организуемые педагогом Модуль «Наблюдение и эксперимент» (2 часа) 2 Наблюдение и эксперимент, их отличия и разновидности. Статистическое и динамическое наблюдение. 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемая педагогом 3 Краткосрочный и длительный эксперимент. Выбор способа сбора данных. 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемая педагогом Модуль «Сам себе эксперт» (2часа) 4 5 Эталон, критерии оценки, оценка 2 Игровая/интеллектуа льная игра, 14 продукта проектной деятельности, самооценка. организуемая педагогом Модуль «Как работать вместе» (2 часа) 6 Команда, правила командного поведения, роли участников группового взаимодействия. 1 Игровая / ролевые игры, организуемые педагогом. 7 Конфликты: причины и способы продуктивного выхода из него. 1 Игровая / ролевые игры, организуемые педагогом. Модуль « Основы риторики и публичного выступления» (10 часов) Стратегия успешного выступления 1 Игровая / деловая игра, организуемая педагогом Использование ресурсных возможностей. 1 Игровая / деловая игра, организуемая педагогом 10 Нормы речи при публичном выступлении. 1 Игровая / деловая игра, организуемая педагогом 11 Сообщение 2 Познавательная / познавательное занятие мастерской: ролевой диалог, организуемый детьми Доклад 2 Познавательная / познавательное занятие мастерской: ролевой диалог, организуемый детьми Реферат 2 Познавательная / познавательное занятие мастерской: 8 9 12 13 14 15 16 15 ролевой диалог, организуемое детьми 17 Презентация проекта 1 Познавательная / познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума 7 класс Модуль « Введение» (3 часа) 1 Научная деятельность. Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом 2 Реферат как научная работа: структура, этапы работы, критерии оценки. 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом 3 Реферат: тема, цель, задачи, актуальность темы. Проблема, предмет и объект. 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом Модуль « Работа с каталогами» (2 часа) 4 Информация: способы получения переработки. 1 и Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на 16 освоение детьми информации, организуемое педагогом 5 Рецензия, отзыв. 1 Познавательная / познавательное занятие мастерской : ролевой диалог Модуль « От проблемы к цели и планированию деятельности»(2 часа) 6 7 Проект. Особенн ости и структура проекта. Критерии оценки. Этапы проекта. Виды проектов. 2 Познавательная / познавательное занятие мастерской: ролевой диалог Модуль «Как работать в команде» (2 часа) 8 Проект. Реализация идей. Самооценка своей деятельности. 1 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом 9 Коллективный проект. 1 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом Модуль «Этапы работы в рамках исследовательской деятельности» (3 часа) 10 Исследовательск ая работа: структура, этапы , методы исследования. 1 Познавательная / познавательное занятие мастерской : ролевой диалог 11 Оформление результатов исследования: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации. 1 Познавательная / познавательное занятие мастерской : ролевой диалог Отзыв. Рецензия. 1 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и 12 17 педагогом Модуль «Выступление»(5 часов) 13 14 15 16 17 Публичное выступление на трибуне и личность. 2 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом Главные предпосылки успеха публичного выступления. 2 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом Защита проекта. 1 Познавательная / познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума 8 класс Модуль «От проблемы к цели и планированию деятельности»(1час) 1 Планирование деятельности. Ресурсы 1 Познавательная/ познавательное занятия мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом Модуль « Работа с каталогами»(1 час) 2 Карточный электронный каталог. и 1 Познавательная/ познавательное занятие мастерской, направленное на освоение детьми информации, организуемое педагогом Модуль «Работа со справочной литературой» (1 час) 3 Поиск 1 Познавательная / 18 информации. познавательное занятие мастерской : ролевой диалог Модуль «Способы первичной обработки информации»(5 часов) 4 Практическая работа-работа с текстами. 1 Познавательная / познавательное занятие мастерской: ролевой диалог 5 Работа с терминами и понятиями. Коллаж. 2 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом Введение проекта. 2 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом 6 7 8 Модуль «Как работать вместе» (3 часа) 9 10 11 Что такое команда? Кто со мной?! «За» и «против». 2 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом Сам эксперт. 1 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом себе Модуль «Выступление»(3 часа) 12 Отбор примеров для выступления. 1 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом 13 Взаимодействие с аудиторией. 2 Игровая / деловая игра, совместно организуемая школьниками и педагогом 14 Модуль «Ведение дискуссии» (3 часа) 15 Дискуссия – как основной вид коммуникации 1 Проблемноценностное общение/ беседы о 19 культуре, нравственности 16 Активное слушание. 1 Проблемноценностное общение/ беседы о культуре, нравственности 17 Защита проекта. 1 Познавательная / познавательные акции, совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей, представителей окружающего школу социума Система оценки достижения планируемых результатов Оценка проектной деятельности Оценка проектной деятельности происходит по различным критериям: критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности; критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта. Необходимо отметить, что составление оценочных критериев носит весьма субъективный характер, так как учитель может либо добавлять, либо убирать критерии оценки, опираясь на уровень обученности учащихся и масштаб выполняемого проекта. Критерии оценивания проектов учащихся Критерий 1. Постановка цели проекта (максимум 3 балла): Цель не сформулирована Цель сформулирована нечетко Цель сформулирована, но не обоснована Цель четко сформулирована и убедительно обоснована Критерий 2. Планирование путей достижения цели проекта (максимум 3 балла): План отсутствует Представленный план не ведет к достижению цели проекта Представлен краткий план достижения цели проекта Представлен развернутый план достижения цели проекта Критерий 3. Глубина раскрытия темы проекта (максимум 3 балла) Тема проекта не раскрыта Тема проекта раскрыта фрагментарно (не все аспекты темы раскрыты в проекте) Тема проекта раскрыта поверхностно (все аспекты темы упомянуты, но раскрыты неглубоко) Тема проекта раскрыта полностью и исчерпывающе Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их 20 0 1 2 3 0 1 2 3 0 1 2 3 использования (максимум 3 балла): Использована не соответствующая теме и цели проекта информация Большая часть представленной информации не относится к теме работы Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Критерий 5. Степень самостоятельности автора, творческий подход к работе в проектах (максимум 3 балла): Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Критерий 6. Соответствие требованиям оформления письменной части (максимум 3 балла): Письменная часть проекта отсутствует Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами Критерий 7. Качество проектного продукта (максимум 3 балла): Проектный продукт отсутствует Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям) 0 1 2 3 0 2 3 0 2 3 0 1 Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 3 Критерий 9. Качество проведения презентации (максимум 5 баллов): Презентация не проведена 0 Выступление не соответствует требованиям проведения презентации 1 Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, но оно вышло за 2 рамки регламента Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за 3 рамки регламента, но автор не владеет культурой общения с аудиторией (умение отвечать на вопросы, доказывать точку зрения). Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за 4 рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, но сама презентация не достаточно хорошо подготовлена Выступление соответствуют требованиям проведения презентации, оно не вышло за 5 рамки регламента, автор владеет культурой общения с аудиторией, презентация хорошо подготовлена, автору удалось заинтересовать аудиторию, ответить на вопросы, доказать точку зрения Зачёт/незачёт за выполненный проект ставиться в соответствии набранному количеству баллов: 0-16 баллов - незачёт, 17-32 баллов - зачёт. 21