Федеральный уровень

23.10.2018

Документы федерального уровня

Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). В преамбуле документа подчеркивается общность судьбы народов России, стремление многонационального народа Российской Федерации к утверждению прав и свобод человека, гражданскому миру и согласию, сохранению исторически сложившегося государственного единства, принятие общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, уважение к памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, убеждённость в возрождении суверенной государственности России, утверждается незыблемость её демократической основы, стремление к обеспечению благополучия и процветания России, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

В ст. 44 (п. 2) подчеркивается право каждого на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям, (п. 3) - обязанность гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В ст. 58 говорится об обязанности каждого гражданина сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Федеральный закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России»(принят Государственной думой РФ 10 февраля 1995 г., утвержден Указом Президента РФ 13 марта 1995 г.).В законе определены 17 памятных дат, связанных с военными победами, в которых проявились героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия, а также 10 памятных дат, увековеченных в народной памяти. В отдельных статьях закона определены формы увековечения памяти воинов России (мемориальные музеи, памятники, обелиски, увековечение имён героев в названиях населённых пунктов, улиц, воинских частей, кораблей и судов, публикации в СМИ и др.), формы организации дней воинской славы, порядок проведения воинских ритуалов и дней воинской славы. В 2010-2014 гг. в статью 1.1. ФЗ-32 внесены дополнительные памятные даты: 15 февраля - День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за предела-ми Отечества; 26 апреля - День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф; 27 апреля - День российского парламентаризма; 1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 гг., День Неизвестного Солдата.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(подписан Президентом 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ). В документе дано определение «антиобщественные действия», под которыми подразумеваются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц. Обозначено, что профилактикабезнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – это система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Особо подчеркивается, что по отношению к несовершеннолетним не допускаются: применение физического и психического насилия; применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних; применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство; ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями; уменьшение норм питания; лишение прогулок.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включены: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения; федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; органы опеки и попечительства; органы по делам молодежи; органы управления здравоохранением; органы службы занятости; органы внутренних дел; учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Национальная доктрина образования(утверждена постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 г. № 751).В документе обозначены задачи системы образования, призванной обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей; формирование навыков самообразования, самореализации личности; формирование у детей и молодёжи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации(одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей от 21 мая 2003 г., протокол № 2(12-П4).В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию патриотизма в современных условиях. Целью патриотического воспитания провозглашено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. В документе определяется, что технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России как великой державы.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года(утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537). В качестве основных угроз национальной безопасности России в документе названы вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, глобальное информационное противоборство, националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма, обострение мировой демографической ситуации, проблемы окружающей природной среды, попытки пересмотра взглядов на историю России, её роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость и др.

Наряду с другими мерами противодействия указанным угрозам в Стратегии называются: повышение уровня общего и профессионального образования населения, гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда учёного и педагога, расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства, совершенствование системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; взаимодействие государства с институтами гражданского общества, поддержка и развитие национальных культур, межнациональных и межрегиональных культурных связей и т.д.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии(2009).84 Авторы концепции предлагают в виде современного воспитательного идеала высоконравственного, творческого, компетентного гражданина, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ.

Концепция содержит перечень базовых национальных ценностей, в числе которых выделены патриотизм; социальная солидарность; гражданственность; семья; труд и творчество; наука; традиционные российские религии; искусство и литература; природа; человечество (см. подробнее раздел 3.2.1).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373). В документе для начальной школы подчёркивается ориентация образования на развитие личности обучающегося путём познания и освоения мира на основе усвоения универсальных учебных действий, различных видов деятельности и форм общения, выстраивание образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Выпускник начальной школы характеризуется в документе как человек, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»(утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в январе 2010 г.)– документ, в котором модернизация и инновационное развитие представлены как единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века и обеспечить достойную жизнь всем гражданам. Для решения этих стратегических задач нужны люди, обладающие такими качествами личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, жить в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Как указано в документе, школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации, а сама школа будущего должна стать институтом, соответствующим целям опережающего развития: вовлекать учащихся в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы они научились изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Обозначенные приоритеты образования: переход на новые образовательные стандарты, развитие системы поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования(утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).85 Стандарт определяет выпускника основной школы как человека, который любит свой край и своё Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; осознаёт и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, много-национального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познаёт мир, осознаёт ценность труда, науки и творчества; умеет учиться, осознаёт важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике; социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознаёт свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Указ Президента Российской Федерации«О мерах по реализации государственной политики в области науки и образования» (подписан 7 мая 2012 г. № 599).Согласно Указу, к 2016 г. 100 % детей дошкольного возраста должны п-лучить доступ к учреждениям дошкольного образования; к 2020 г. 70-75% детей в возрасте от 8 до 18 лет должно обучаться по дополнительным образовательным программам, причем 50% из них – за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования(утверждён приказом Министерства образования и науки от 17 мая 2012 г. № 413).Документ характеризует выпускника средней школы как человека, который: любит свой край и свою Родину, уважает свой народ, его куль-туру и духовные традиции; осознаёт и принимает традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознаёт свою сопричастность судьбе Отечества; креативно и критически мыслит, активно и целенаправленно познаёт мир, осознаёт ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; владеет основами научных методов познания окружающего мира; мотивирован на творчество и инновационную деятельность; готов к сотрудничеству, способен осуществлять учеб-но-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; осознаёт себя личностью, социально активен, уважает закон и правопорядок, осознаёт ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; уважает мнение других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; осознанно выполняет и пропагандирует правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; подготовлен к осознанному выбору профессии, понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивирован на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года(проект, 2012).Дополнительное образование детей рассматривается в документе как инструмент развития человеческого капитала страны, институт формирования у детей ценностей и компетенций, обеспечивающих индивидуальное и социальное благополучие, инновационное развитие государства. В качестве одной из целей программы обозначено обеспечение межпоколенной солидарности и воспроизводство норм общественной жизни.

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы(утверждена Указом Президента РФ 1 июня 2012 г. № 761). В качестве основных проблем в документе выделены: дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию, низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, ведущий к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряжённости, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям. Основными задачами в решении указанных проблем в документе определены: обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одарённостью независимо от сферы одарённости, места жительства и социально-имущественного положения их семей; формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение; развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.

В качестве одной из мер, направленных на воспитание и социализацию детей, в документе обозначено внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения молодых людей к службе в рядах Вооружённых сил РФ.

Среди мер, обеспечивающих развитие системы дополнительного образования в целом, обозначены расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно-полезной и личностно значимой деятельности. Одновременно с этим в документе определены меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков, в числе которых выделены и такие, как развитие волонтёрского движения в целях решения проблем, связанных с формированием потребности в здоровом образе жизни; распространение здоровьесберегающих технологий обучения; обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями; и др.

В качестве ожидаемых результатов реализации Национальной стратегии действий в интересах детей в Указе Президента наряду с другими выделены: увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности; увеличение доли школьников, вовлечённых в освоение дополнительных образовательных программ; увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям; стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий; увеличение вариативности программдополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами; рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.

Государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 годы(утверждена постановлением Правительством РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642).Целями программы провозглашены: 1) качество образования - сохранение лидирующих позиций Российской Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS), повышение позиций Российской Федерации в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) не ниже 20 места в 2025 году; 2) доступность образования – доступность дошкольного образования; создание условий, соответствующих основным современным требованиям, обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях; доля занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет, прошедшее повышение квалификации и (или) профессиональную подготовку; увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами дополнительного образования; 3) онлайн-образование – увеличение численности прошедших обучение на онлайн-курсах.

Направлениями (подпрограммами) Программы являются: «Реализация образовательных программ профессиональных программ», «Содействие развитию дошкольного и общего образования», «Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики», «Совершенствование управления системой образования», «Развитие и распространение русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога».

Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»(подписан 20 октября 2012 г. № 1416).В документе обозначена цель укрепления духовно-нравственных основ российского общества, совершенствования государственной политики в области патриотического воспитания, разработки и реализации значимых общественных проектов в этой сфере. На основе данного документа в составе Администрации Президента РФ образовано Управление Президента Российской Федерации по общественным проектам.

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»(принят Государственной думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г., утверждён Президентом РФ 30 декабря 2012 г.).В ст. 3 закона определены основные принципы государственной политики в сфере образования. В числе этих принципов выделены и такие, как гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этно-культурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей.

Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях(Письмо Министерства образования и науки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09). Документ актуализирует проблему формирования позитивной модели поведения обучающихся – равноправных участников глобализационных процессов в качестве свободных носителей этнокультурной, религиозной и национальной традиции. Целью программы провозглашено укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Российской Федерации на основе взаимодействия систем общего и дополнительного образования.

В качестве основных в программе обозначены принципыгуманистической направленности, личностной самоценности, природосообразности, культуросообразности, личностно-значимой деятельности, коллективного воспитания, целостности, вариативности, толерантности и др. Основными направлениямиорганизации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений на-званы гражданско-патриотическое, нравственное и духовное, интеллектуальное, здоровьесберегающее, социокультурное и медиакультурное, культуротворческое и эстетическое, экологическое, правовое воспитание, а также воспитание культуры безопасности, семейных ценностей, положительного отношения к труду и творчеству и формирование коммуникативной культуры.

Историко-культурный стандарт (ИКС)(разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334 и утвержден 30 октября 2013 г. на расширенном заседании Совета Российского исторического общества). ИКС включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. Документ адресован прежде всего авторам школьных учебников отечественной истории, содержание которых должно воспитать у молодого поколения чувство гордости за страну, ее роль в мировой истории и развитии мировой культуры с одновременным пониманием противоречивости исторического пути России, а также способствовать формированию гражданской общероссийской идентичности, желания быть ответственным гражданином своей страны, строителем гражданского общества. 75

Государственная программа «Реализация государственной национальной политики»(утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2016 г. № 1532).Направлена на достижение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечение национальной безопасности России.

Цели Программы: гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов Рос-сии; укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации).

Задачи Программы: повышение эффективности вовлечения институтов гражданского общества в сферу реализации государственной национальной поли-тики Российской Федерации; развитие и совершенствование системы государственно-общественного партнерства в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации; укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие многонационального народа Российской Федерации; обеспечение права на сохранение родного языка из числа языков народов России, его изучение и развитие; поддержка коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, включая сохранение и защиту их исконной среды обитания и традиционного образа жизни; обеспечение бесконфликтной и эффективной социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в российское общество; создание устойчивой системы государственно-общественного партнерства в сфере государственной политики в отношении российского казачества; снижение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений; создание условий и механизмов для эффективной реализации государственной программы Российской Феде-рации «Реализация государственной национальной политики».Хочу такой сайт

Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года(утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р). В качестве ключевой задачи в документе обозначено воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи. Одним из приоритетом государственной молодежной политики названо формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы нашего государства, предусматриваю-щей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений.

В документе отмечено, что проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе. Решение данной проблемы – системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями; создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года(утверждена Президентом России 28 ноября 2014 г. № Пр-2753). Це-лью и задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму объявлены: объединение усилий федеральных органов власти, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этно-культурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

В качестве направлений государственной политики по противодействию экстремизму наряду с другими в документе названы:

Øвключение в региональные и муниципальные программы по развитию образования и воспитанию несовершеннолетних мероприятий по формированию у подрастающего поколения уважительного отношения ко всем этносам и религиям;

Øорганизация досуга детей, подростков, молодежи, семейного досуга, обеспечение доступности для населения объектов культуры, спорта и отдыха, создание условий для реализации творческого и спортивного потенциала, культурного роста граждан;

Øосуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей;

Øпроведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами;

Øвключение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей; повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму; и др.

Основы государственной культурной политики(утверждены Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808).

В документе отмечается, что государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны и что государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности страны. Целями государственной культурной политики провозглашены: укрепление гражданской идентичности; создание условий для воспитания граждан; сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования; передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала; обеспечение доступа граждан к знаниям, информации, культурным ценностям и благам.

В документе сформулированы задачи относительно культурной политики в области культурного наследия народов России, просвещения, гуманитарных наук, русского языка и отечественной литературы, языков народов Российской Федерации и т.д. В области воспитания определены следующие задачи:

Øвозрождение традиций семейного воспитания, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи;

Øутверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи;

Øналаживание диалога между поколениями в масштабах общества;

Øпредоставление родителям возможности получения доступной педагогической и психологической помощи по вопросам воспитания детей;

Øподготовка педагогов в области воспитания детей и молодежи;

Øвосстановление и развитие системы воспитания и самовоспитания взрослых граждан;

Øповышение общественного статуса учителя: утверждение в общественном сознании представления об учителе как эталоне социального поведения, носителе безусловного нравственного и интеллектуального авторитета;

Øвовлечение в процесс воспитания граждан всех возрастов общественных организаций, научного и культурного сообществ, организаций культуры.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы(утверждена постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497).Целью Программы является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации.

Задачами Программы являются: создание и распространение структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании; развитие современных механизмов и технологий общего образования; реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей; создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики; формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации 29 мая 2015 года № 996-р). Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе. Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В качестве актуальных задач в Стратегии провозглашены: создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения; обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представите-лей к воспитанию детей; повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей; формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций; повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей и др.

Приоритетами государственной политики в области воспитания обозначены:

Øсоздание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

Øформирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

Øподдержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

Øподдержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

Øформирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

Øобеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

Øформирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

Øразвитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

В качестве основных направлений развития воспитания выделены: 1) развитие социальных институтов воспитания(поддержка семейного воспитания; развитие воспитания в системе образования; расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов; поддержка общественных объединений в сфере воспитания; 2) обновление воспитательного процесса с учетом со-временных достижений науки и на основе отечественных традиций(гражданское воспитание; патриотическое воспитание; духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; приобщение детей к культурному наследию; популяризация научных знаний среди детей, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493). Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания провозглашено создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

В документе определен ряд задач в области патриотического воспитания, в том числе: содействие укреплению и развитию общенационального сознания, высокой нравственности, гражданской солидарности россиян, улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам социальной жизни, создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений; формирование у граждан, в том числе детей и молодежи, активной гражданской позиции, чувства сопричастности к процессам, происходящим в стране, истории и культуре России путем вовлечения их в волонтерскую практику; создание условий для поддержки игровых и медиа-программ, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для работы с молодежной аудиторией.

Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года(утверждена распоряжением Правительства РФ 29 февраля 2016 г. № 326-р). К наиболее опасным для будущего страны возможным проявлениям гуманитарного кризиса в документе отнесены: снижение интеллектуального и культурного уровня общества; девальвация общепризнанных ценностей и искажение ценностных ориентиров; рост агрессии и нетерпимости, проявления асоциального поведения; деформация исторической памяти, негативная оценка значительных периодов отечественной истории, распространение ложного представления об исторической отсталости Российской Федерации; атомизация общества – разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма и пренебрежения к правам других.

В качестве угроз национальной безопасности в области культуры названы размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа РФ путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в РФ и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты куль-туры. В документе актуализирована проблема угрозы проявления и пропаганды расовой, национальной и религиозной нетерпимости, в том числе в средствах массовой информации и социальных сетях информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», осуществления экстремистской деятельности под видом гуманитарной, культурной и псевдорелигиозной деятельности, в том числе со стороны иностранных организаций.

Пути решения названных проблемы, обозначенные в Стратегии: повышение культурного уровня и информационной грамотности россиян, широкое вовлечение общественных институтов в реализацию культурной политики, укрепление роли семьи и семейных отношений в системе ценностных ориентаций граждан России и т.д.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы(утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203).Целью Стратегии обозначено создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний, и в качестве одного из национальных интересов выделено обеспечение безопасности граждан и государства. В числе путей формирования информационного пространства в документе названы: проведение мероприятий в области духовно-нравственного воспитания граждан и мероприятий по сохранению культуры и общероссийской идентичности народов Российской Федерации; формирование безопасной информационной среды на основе популяризации информационных ресурсов, способствующих распространению традиционных российских духовно-нравственных ценностей; развитие правосознания граждан и их ответственного отношения к использованию информационных технологий; совершенствование механизмов ограничения доступа и удаления информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено федеральным законом; и др.

Основы государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей(утверждены распоряжением Правительства РФ 22 мая 2017 года № 978-р). Целями государственного регулирования и государственного контроля организации отдыха и оздоровления детей провозглашены совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для организации качественного и доступного отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации, повышение их личностных компетенций и, как следствие, увеличение степени их вовлеченности в социально значимую жизнь страны. Среди поставленных задач выделена и такая, как формирование образовательной и воспитательной идеологии с учетом многонациональной основы государства.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».